Главная » Статьи » Полнокадровая зеркальная фотокамера Nikon D780: гибрид двух систем

Полнокадровая зеркальная фотокамера Nikon D780: гибрид двух систем

Наша сегодняшняя новинка является заменой для удачной и успешной камеры Nikon D750, которая увидела свет в сентябре 2014 г. (см. наш обзор). Всего шесть лет потребовалось для появления ее новой инкарнации. Первое знакомство (см. наш отчет от 2020 г.) с Nikon D780 состоялось в путешествии по памятным местам Владимирской области, а теперь пришла пора представить развернутый обзор ее возможностей.

Главное

  • Полнокадровый сенсор с обратной подсветкой (BSI-CMOS); разрешение 24 Мп (6048×4024)
  • 51 точка автофокусировки при работе с видоискателем и 273 зоны АФ на сенсоре при поднятом зеркале (в режиме Live View)
  • Эквивалентная светочувствительность ISO 100—51200 (расширение до ISO 50—204800)
  • Скорострельность 7 кадров/с с работающим зеркалом или 12 кадров/с в режиме Live View с записью в RAW 12 бит
  • Запись видео с максимальным разрешением UHD 4K при 30 кадрах/с с сохранением N-Log или HLG при выводе на внешний рекордер через HDMI с глубиной цвета 10 бит (4:2:2)
  • Два слота для карт памяти SD/SDHC/SDXC с поддержкой высокоскоростного стандарта UHS-II
  • Wi-Fi + Bluetooth 4.2
  • USB 3.1 Gen1 (Type-C)
  • Цельнометаллический корпус из магниевого сплава
  • Защита от пыли и влаги

Далее представляем спецификации новой камеры (по данным производителя).

Технические характеристики

Модель Nikon D780
Байонет Nikon F
Процессор Expeed 6
Сенсор КМОП, 35,9×23,9 мм
Разрешение сенсора 24,5 млн эффективных пикселей1
Разрешение фотоснимков FX (36×24 мм): 6048×4024, 4528×3016, 3024×2016;
DX (24×16 мм): 3936×2624, 2944×1968, 1968×1312;
1:1 (24×24 мм): 4016×4016, 3008×3008, 2000×2000;
16:9 (36×20 мм): 6048×3400, 4528×2544, 3024×1696
Формат записи фотоснимков JPEG (Exif v2.3); RAW (NEF 12- или 14-бит со сжатием или сжатием без потерь)
Разрешение видео UHD 4K 3840×2160 при 30/25/24p;
Full HD 1920×1080 при 120/100/60/50/30/25/24p;
Full HD 1920×1080 рапида с эффектом замедления в 4 или 5 раз
Формат записи видео MOV или MP4 (H.264), звук Linear PCM стерео
Видоискатель прямой, зеркальный с пентапризмой; покрытие ≈100%; увеличение 0,7×; вынос точки на 21 мм; регулировка рефракции от −3 до +1 дптр
Фокусировочный экран матовый типа B BriteView III с рамками зоны АФ
Автофокусировка (АФ) с видоискателем: 51 точка на датчике Multi-CAM 3500 II;
в режиме Live View: 273 зона на сенсоре
Рабочий диапазон АФ с видоискателем: от −3 до +19 EV;
в режиме Live View: от −5 до +19 EV; от −7 до +19 EV с АФ при слабой освещенности
Зоны АФ с видоискателем: одноточечная, 9-/21-/51-точечная динамическая, 3D-слежение, групповая, автоматический выбор зоны;
в режиме Live View: точечная (доступна только в режиме фотосъемки), покадровая следящая, одноточечная, динамическая (доступна только в режиме фотосъемки), непрерывная следящая, широкая область S/L, автоматический выбор зоны
Режимы фокусировки однокадровая, непрерывная, ручная
Автоэкспонометрия (АЭ) TTL; экспозамеры: матричный 3D цветовой (объективы типов G, E и D); цветовой матричный замер III (прочие объективы со встроенным микропроцессором); цветовой матричный замер экспозиции (доступен с объективами без микропроцессора, если в настройках фотокамеры указаны параметры объектива). Центровзвешенный: 75% вклада вносит круг диаметром 12 мм в центре кадра; диаметр круга можно изменять на 8, 15 или 20 мм или использовать взвешенное усреднение по всей области кадра (объективы без микропроцессора и AF-S Fisheye Nikkor 8–15mm f/3.5–4.5E ED используют круг диаметром 12 мм). Точечный: замер в круге диаметром 4 мм (около 1,5% кадра), центрированном по выбранной точке фокусировки (по центральной точке фокусировки, если используется объектив без микропроцессора или AF-S Fisheye Nikkor 8–15mm f/3.5–4.5E ED). Замер по ярким участкам: доступен с объективами типа G, E и D
Рабочий диапазон АЭ от −3 до +20 EV
Экспокоррекция от −5 до +5 EV с шагом ⅓ или ½ EV
Эквивалентная светочувствительность ISO 100 — 51 200, расширение до ISO 50 — 204 800
Механический затвор шторно-щелевой вертикального хода, с электронным управлением
Доступные значения выдержки от 1/8000 с до 30 с с шагом ⅓ или ½ EV, выдержка от руки, выдержка по времени (до 900 с)
Выдержка X-синхронизации 1/200 с и медленнее
Автоспуск 2/5/10/20 с; многократная экспозиция (от 1 до 9 кадров) с интервалом 0,5/½/3 c
Максимальная скорость непрерывной съемки с работающим зеркалом: 7 кадров/с;
в режиме Live View: 12 кадров/с
Цейтраферная съемка есть (установка длительности интервала, количества снимков, времени начала съемки)
Баланс белого авто (3 типа), авто для естественного освещения, прямой солнечный свет, облачно, тень, лампы накаливания, лампы дневного света (7 типов), вспышка, прямая установка цветовой температуры (2500—10000 К), пользовательский (до 6 значений)
Автобрэкетинг по экспозиции, по балансу белого, по Active D-Lighting
Внутрикамерная обработка изображений (Picture Control) «Авто», «Стандартный», «Нейтральный», «Насыщенный», «Монохромный», «Портрет», «Пейзаж» и «Равномерный», творческие режимы Picture Control («Сон», «Утро», «Поп», «Воскресенье», «Мрачность», «Драматичность», «Тишина», «Выбеливание», «Меланхолия», «Чистота», «Деним», «Игрушка», «Сепия», «Синий», «Красный», «Розовый», «Уголь», «Графит», «Сажа»); возможность изменения выбранного режима Picture Control и сохранения пользовательских режимов
Дисплей 3,2″ TFT 2,4 Мп; покрытие ≈100%; сенсорный; отклоняемый
Видоискатель электронный (OLED) 3,69 Мп; покрытие ≈100%; увеличение 0,8×3; вынос окулярной точки на 21 мм; коррекция рефракции от −4 до +2 дптр
Интерфейсы USB 3.1 Gen1 (Type C);
HDMI (Type C);
вход микрофона (миниджек 3,5 мм);
выход на наушники (миниджек 3,5 мм);
разъем для подключения пульта дистанционного управления;
«горячий башмак» (ISO 518)
Беспроводная связь Wi-Fi (IEEE 802/11b/g/n), Bluetooth 4.2 BLE
Карты памяти два слота для SD/SDHC/SDXC (UHS-II)
Батарея литий-ионный аккумулятор EN-EL 15c
Размеры 144×116×76 мм
Вес (с батареей и картой памяти) 840 г

1 арифметически 6048 × 4024 = 24 337 152.
2 с объективом 50 мм при фокусировке на бесконечность и коррекцией −1 дптр.

Конструкция

Общая компоновка Nikon D780 вполне соответствует устоявшимся представлениям о цифровом зеркальном аппарате известного производителя со всеми узнаваемыми компонентами: удобная профилированная ручка, вокруг которой сосредоточены главные органы управления, традиционные кнопки Pv и Fn слева от байонетного кольца объектива, навершие пентапризмы.

Экстерьер

Наружные элементы конструкции находятся в местах, типичных для камер Nikon. Поэтому автоматизму движений, выработанному при съемке, например, ее предшественницей Nikon D750, ничто не вредит.

Nikon D780. Вид спереди

На ручке расположены традиционные для зеркальных камер Nikon кнопка спуска затвора с «обнимающим» ее рычажком выключателя питания и переднее колесо установки параметров.

Nikon D780. Вид сзади

На задней панели слева выстроились в ряд кнопки управления просмотром и стиранием отснятого материала, вызова меню, установки баланса белого, увеличения и уменьшения масштаба изображения. Справа от наглазника видоискателя помещаются колесико диоптрийной регулировки, переключатель «фото/видео» с кнопкой активации режима Live View, кнопки принудительной автофокусировки (АФ), экспопамяти, пятипозиционный переключатель с рычагом блокировки органов управления, кнопка вызова информационной панели (при работающем зеркале) и «быстрого меню» (в режиме Live View).

Nikon D780. Вид сверху

Сверху также видны характерные черты привычной компоновки зеркальной камеры вообще и никоновской в частности: главный селектор программ (слева) с кольцом выбора режимов «протяжки», полнофункциональный «горячий башмак», информационный дисплей на жидких кристаллах (с подсветкой, активируемой рычагом выключения питания), спуск затвора, а также кнопки активации видеозаписи, установки ISO и ввода экспокоррекции.

т

Nikon D780 справа и слева

На правой боковой панели расположен отсек для носителей информации, а на левой — разъемы проводных интерфейсов с резиновыми заглушками.

Nikon D780. Вид слева. Аудиоразъемы

Верхний блок объединяет вход для внешнего микрофона и аудиовыход на наушники.

Nikon D780. Вид слева. Разъем пульта ДУ

В среднем блоке находится разъем для подключения фирменного блока дистанционного управления.

Nikon D780. Вид слева. Разъемы USB 3 и Mini-HDMI

Нижний блок слева — разъемы USB 3 Type С и Mini-HDMI.

Nikon D780. Вид справа. Отсек для карт памяти

Камера располагает двумя слотами для карт памяти SD/SDHC/SDXC; оба поддерживают высокоскоростной стандарт UHS-II.

Nikon D780. Крышка батарейного отсека

Снизу помещается отсек для аккумуляторной батареи, крышка которого снабжена механическим замком для предотвращения самопроизвольного откидывания.

Nikon D780. Отсек для аккумуляторной батареи

Второй замок (желтого цвета) находится внутри батарейного отсека. Он не позволяет аккумулятору выпасть при открывании крышки.

Nikon D780. Дисплей

Подвижность дисплея ограничена лишь возможностью отклонить его вверх и вниз.

Корпус

Оболочка камеры свидетельствует о ее профессиональной, а не любительской ориентации.

Nikon D780. Металлический корпус. Иллюстрация производителя

Она представляет собой цельнолитые металлические «доспехи» из магниевого сплава, которые надежно защищают оптическое и электронное содержимое от механических воздействий.

Другой признак того, что камера ориентирована на профессионалов — полноценная пыле- и влагозащита.

Nikon D780. Зоны герметизации корпуса. Иллюстрация производителя

На рисунке выше показаны зоны герметизации. В этом плане учтено все, что только возможно: стыки деталей наружной оболочки, байонет, все селекторы, колеса, кнопки и даже наглазник окуляра и колесико диоптрийной регулировки видоискателя.

Сенсор

Подробного описания воспринимающей части в официальных источниках нам обнаружить не удалось. Однако те характеристики, которые доступны в спецификациях производителя, позволяют сделать вывод, что сенсор Nikon D780 идентичен сенсору беззеркальной камеры Nikon Z6, увидевшей свет два года назад (см. наш обзор от 25 декабря 2018 г.).

Сенсор Nikon Z6. У Nikon D780, по-видимому, аналогичный

В доказательство этого факта приводим ниже таблицу сравнения доступных технических характеристик сенсоров обеих камер.

Модель Nikon D780 Nikon Z6
Тип BSI-CMOS BSI-CMOS
Физические размеры 35,9×23,9 35,9×23,9
Размер кадра в пикселях 6048×4024 6048×4024
Разрешение, Мп 24,5* 24,5*
Размер пикселя, мкм 5,9 5,9
Эквивалентная светочувствительность:
— базовая
— расширенная
ISO 100 — 51 200
ISO 50 — 204 800
ISO 100 — 51 200
ISO 50 — 204 800
Число фокусировочных зон на сенсоре 273 273

* арифметически 6048 × 4024 = 24 337 152.

Как видим, доступные характеристики матриц Nikon Z6 и Nikon D780 совершенно одинаковы. По большому счету, это хорошо и правильно. Конечно, за прошедшие два года в технологиях произошли кое-какие изменения, и можно было спроектировать новый чип, но понятно, что экономически это нерационально. К тому же сенсор в камере Nikon Z6 издания 2018 г. давно проверен.

Съемочные режимы

Помимо традиционных P, S, A, M и автоматического (Auto) режимов в камере предусмотрена возможность сохранения двух блоков пользовательских настроек (U1 и U2), а также выбор эффектов постобработки (EFCT).

Селектор режимов съемки

Для выбора режима служит колесо главного селектора, расположенное, по традиции, слева. Для разблокировки служит кнопка сверху. Под селектором имеется кольцо установки «режима протяжки», которое снабжено собственным механическим фиксатором.

Кольцо установки «режима протяжки»

Доступные опции (слева направо): однокадровый режим (S), непрерывная съемка с низкой скоростью (CL), непрерывная съемка с высокой скоростью (CH), бесшумная съемка (Q), бесшумная непрерывная съемка (QC), съемка с автоспуском по таймеру (циферблат часов) и съемка с предварительным подъемом зеркала (MUp).

Автофокус

АФ реализован в двух ипостасях: традиционном зеркальном (при визировании через видоискатель с использованием зеркала и пентапризмы при неработающем сенсоре) и новом (при визировании по дисплею в режиме Live View с поднятым зеркалом и работающим сенсором).

В первом случае АФ использует собственный RGB-датчик с 51 фокусировочной зоной, покрывающими лишь небольшую часть кадра, а во втором — 273 выделенных зоны на сенсоре с покрытием 90%.

51 зона фокусировки в зеркальном режиме (визирование с помощью видоискателя)

273 зоны фокусировки в режиме Live View с поднятым зеркалом (визирование по дисплею)

В Live View с поднятым зеркалом доступен режим АФ с определением лиц и глаз.

Эффекты внутрикамерной обработки

Создатели Nikon D780 преодолели инженерный снобизм, не позволяющий наделять профессиональный аппарат алгоритмами преобразования изображения «по вкусу», и сделали реверанс в сторону фотолюбителей. В режиме EFCT на селекторе можно выбрать подходящий вариант внутрикамерной обработки, причем при поднятом зеркале результат приложения выбранного эффекта к визируемой сцене будет виден на дисплее камеры еще до съемки. Скриншоты, которые мы собрали ниже, хорошо иллюстрируют эту возможность.

Меню

У Nikon меню всегда хорошо структурировано. Логика его организации понятна без дополнительных разъяснений, и камера Nikon D780 не стала в этом смысле исключением. Но даже краткое описание позиций заняло бы в настоящем материале непозволительно много места и сделало бы его неуклюжим подобием руководства пользователя. Поэтому мы лишь приведем в качестве иллюстрации подавляющее большинство скриншотов, по которым можно сделать вывод о разделах и пунктах меню, установках и регулировках.

Конкуренты

Выбирая конкурентов, достойных сравнения с нашей сегодняшней героиней, мы руководствовались прежде всего их «классовой принадлежностью»: это должны быть классические аппараты с подвижным зеркалом, пентапризмой, оптическим видоискателям и отдельным датчиком фокусировки, а также со сравнимым разрешением полнокадрового сенсора (от 24 до 26 Мп). Естественно, в процессе скрининга мы столкнулись с разнообразными ограничениями.

В камерах с байонетом Sony/Minolta A установлено неподвижное полупрозрачное зеркало (Single Lens Translucent, SLT) вместо подвижного непрозрачного, установленного в классических однообъективных зеркальных аппаратах (Single Lens Reflex, SLR). Это обещает значительно более высокую скорострельность, но приводит к снижению светосилы оптической системы, так как примерно ⅓ часть света, проходящего через объектив, направляется полупрозрачным зеркалом в блок автофокусировки. Видоискатель у семейства Sony SLT не оптический, а электронный. Он позволяет видеть сцену так же, как ее «видит» сенсор, но визирование невозможно при выключенном питании. Впрочем, даже если пытаться не обращать внимания на эти обстоятельства, нельзя не учесть, что подходящая по параметрам полноформатная 24-мегапиксельная модель Sony α99 была выпущена в 2012 году и сегодня безнадежно устарела, а пришедшая ей на смену в 2016 году Sony α99 II оснащена сенсором 42 Мп и представляет собой камеру другого класса.

Полнокадровая камера Pentax K1 Mark II, анонсированная 2,5 года назад (см. наш обзор от 16 августа 2019 г.) из-за более высокого разрешения (36 Мп) и несовершенства АФ (см. упомянутый обзор) также не может считаться полноценной соперницей. От нынешнего владельца известной торговой марки, компании Ricoh, есть сведения касательно камеры Pentax K-3 Mark III, которая будет представлена вскоре, но этот аппарат располагает не полнокадровым, а APS-C-сенсором и поэтому опять-таки не подходит.

После долгих раздумий мы вынуждены были признать, что выбор соперников-«одноклассников» нашей героини ограничен двумя моделями: ее предшественницей Nikon D750 и единственной представительницей чужого клана, Canon EOS 6D Mark II.

 
Модель и обзор Canon EOS 6D Mark II Nikon D750 Nikon D780
Дата анонса 29 июня 2017 г. 12 сентября 2014 г. 7 января 2020 г.
Корпус металл металл и углеволокно металл
Защита от пыли в влаги есть есть есть
Разрешение, Мп 261 24 24
Размер кадра, мм (пикселей) 35,9×24
(6240×4160)
35,9×23,9
(6016×4016)
35,6×23,8
(6048×4024)
Тип сенсора CMOS CMOS BSI-CMOS
Процессор Digic 7 Expeed 4 Expeed 6
Диапазон ISO
(расширение)
100 — 40 000
(50 — 102 400)
100 — 12 800
(50 — 51 200)
100 — 51 200
(50 — 204 800)
Внутрикамерная стабилизация изображения нет нет нет
Формат записи фото JPEG
RAW (14 бит)
JPEG
RAW (12 или 14 бит)
JPEG
RAW (12 или 14 бит)
Режим Live View есть есть есть
Автофокус фазовый и контрастный фазовый и контрастный фазовый и контрастный
Число точек автофокуса 45 51 51
Байонет Canon EF Nikon F Nikon F
Дисплей подвижен во всех плоскостях откидной откидной
Размер экрана 3″ 3,2″ 3,2″
Разрешение экрана, пикселей 1 040 000 1 229 000 2 359 000
Видоискатель оптический
(пентапризма)
оптический
(пентапризма)
оптический
(пентапризма)
Покрытие поля зрения видоискателем 100% 100% 100%
Увеличение видоискателя 0,7× 0,7× 0,7×
Диапазон выдержек, с 30—1/4000 30—1/4000 900—1/8000
Встроенная вспышка нет есть, ведущее число 122 нет
Выдержка X-синхронизации, с 1/180 1/200 1/200
Максимальная скорость съемки, кадров/с 6,5 6,5 12
Максимальное разрешение видео 1920×1080 60p 1920×1080 60p 3840×2160 30p
Карты памяти один слот
SDXC UHS-I
два слота
SDXC UHS-I
два слота
SDXC UHS-II
Интерфейс для ПК USB 2.0 USB 2.0 USB 3.1 Gen 1
Емкость батареи (снимков по методике CIPA) 1200 1230 2260
Размеры, мм 144×111×75 141×113×78 144×116×76
Вес (с батареей), г 765 750 840
Цена в России 180 тысяч рублей 100 тысяч рублей 170 тысяч рублей

1 Превосходство в показателях здесь и далее выделено п/ж.
2 В метрах при ISO 100.

Коль скоро выбор конкурентов невелик, давайте первым делом сравним новую модель с ее предыдущей инкарнацией: Nikon D780 против Nikon D750. Внешние изменения минимальные; они касаются, в основном, формы «нахлобучки» для пентапризмы, угла положения главного селектора съемочных режимов (он стал меньше), опциями этого селектора, а равно и расположенного под ним колеса управления вариантами «протяжки пленки». Однако во внутреннем устройстве камер произошли значительные изменения. Во-первых, при почти одинаковом разрешении (24 против 24,5 Мп) сенсоры совершенно разные: Nikon D780 снабжен высокотехнологичным чипом с обратной подсветкой, а это обещает более широкий диапазон рабочих и расширенных ISO, увеличенный динамический диапазон, лучшую «консервацию» деталей в ярких светах и глубоких тенях, чем ранее.

Во-вторых, процессор обработки изображений Expeed 6 у Nikon D780 существенно опережает по быстродействию своего коллегу Expeed 4 у Nikon D750, поэтому скорострельность младшей модели увеличилась до 12 кадров/с (пусть и в режиме Live View) против 6,5 кадров/с у прародителя, а при видеосъемке вместо устаревшего стандарта Full HD (1920×1080) при 60 кадрах/с теперь доступен вариант UHD 4K (3840×2160) (правда, лишь при 30 кадрах/с).

Вместе с тем, у Nikon D780 нет встроенной вспышки, которой была оборудована предшественница. Но горевать по этому поводу пристало лишь фотолюбителям, привыкшим по скаредности к опциям, которые «могут быть полезными», хотя на практике используются довольно редко. На наш взгляд, встроенную вспышку следует считать наследием эпохи цифрокомпактов, и эта опция должна уйти вместе с древними «мыльницами». Как источник освещения встроенная вспышка есть вариант неправильный: лобовой свет лишает фото выразительности, так как стирает светотональный рисунок и уничтожает объем.

Canon EOS 6D Mark II обладает тремя преимуществами: эта камера самая компактная, ее дисплей подвижен во всех плоскостях, а сенсор обладает наибольшим разрешением (26 Мп) и геометрическими размерами (35,9×24 мм). Однако сравнение динамического диапазона (ДД) соперниц оказывается не в пользу Canon, и в этом можно убедиться на сайте Photons to photos.

Сравнение динамического диапазона Canon EOS 6D Mark II, Nikon D750 и Nikon D780.
По William О. Claff, photonstophotos.net

На графике зеленым маркирован Canon EOS 6D, черным — Nikon D750, голубым — Nikon D780. Незаполненные фигуры демонстрируют показатели ДД за пределами рабочих значений ISO (то есть в расширенном диапазоне). Треугольники, расположенные вершиной вверх, означают показатели при масштабировании, вершиной вниз — включенное шумоподавление, ромбы — и то, и другое.

Лабораторные испытания

Разрешающая способность

Тестирование камеры в лаборатории проводилось в связке с объективом Nikon AF-S Nikkor 50mm f/1.8 G по нашей методике.

RAW в светлой сцене выдает хорошую разрешающую способность на уровне 90% вплоть до ISO 1600 и остается выше 80% за пределами этого диапазона. В темной сцене в RAW разрешение держится на уровне 85% до ISO 1600, затем падает ниже 80% начиная с ISO 3200. JPEG в обеих сценах выдает разрешение в среднем на 5% ниже, чем RAW. В целом, показатели достаточно высокие, особенно в RAW, хотя стабильность не самая лучшая.

В расширенном диапазоне светочувствительности разрешение во всех сценах продолжает равномерно снижаться, доходя до 70% в RAW и до 60% в JPEG, что является неплохим результатом для ISO 51200.

Цветопередача заметно ухудшается на высоких ISO начиная с 25600 во всех сценах в RAW и JPEG.

Автофокус

В общем зачете по скорости АФ камера находится далеко не на первом месте нашего рейтинга, даже ниже Nikon Z50, хотя выше Nikon Z5. Зато по точности Nikon D780 обгоняет практически все ранее протестированные камеры и встает на одну ступень с Z5. В итоге суммарный рейтинг все же обеспечивает камере место в первых рядах.

Скорость съемки

В таблице приведены значения средней скорости съемки для разных режимов. Первой скоростью назовем ту, с которой серийная съемка стартует. Ее предел — время, после которого съемка замедляется и продолжается со второй скоростью. Единицы измерения — кадры в секунду и секунды соответственно. Символ бесконечности означает, что при съемке ста кадров скорость не изменилась.

Режим Первая скорость Предел первой скорости Вторая скорость
JPEG Low 6,0 к/с
JPEG High 7,0 к/с
RAW Low 6,0 к/с 4,0 с 1,3 к/с
RAW High 7,0 к/с 3,0 с 1,1 к/с

Заявленным характеристикам по скорости съемки камера соответствует сполна. В случае скоростной съемки она «выдает» до 7 к/с в RAW и JPEG, причем при записи в RAW буфера хватает на 21 кадр, а при записи только в JPEG буфер успевает освобождаться в процессе съемки и не требует перерывов. Скорость в режиме бесшумной фотосъемки по нашей методике рассчитать нельзя, но можно оценить. Она примерно соответствует заявленным 12 к/с, а буфера также хватает примерно на 20 кадров.

Практическая фотосъемка

Испытания камеры в реальных условиях мы проводили с объективами Nikon AF-S Nikkor 18–35mm F/3.5–4.5G ED и Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR. Для фотосъемки выбрали следующие параметры:

  • приоритет диафрагмы
  • центрально-взвешенный замер экспозиции
  • однокадровая или следящая автоматическая фокусировка (в зависимости от динамики сцены)
  • одноточечная фокусировка
  • автоматический баланс белого (АББ)

Впоследствии время от времени у нас появлялась необходимость изменить характер экспозамера, а также ввести экспокоррекцию.

Для сохранения фото и видео мы использовали карту памяти Sony SF-G64 (скорость записи 299 МБ/с, скорость чтения 300 МБ/с) емкостью 64 ГБ. Фотоснимки записывались в несжатом формате RAW (NEF). Фото подвергались «проявке» и сохранению в Adobe Camera RAW последней доступной версии в виде 8-битных JPEG с минимальной компрессией. Иногда в ходе постобработки дополнительно корректировали яркость светов и плотность теней.

Общие впечатления

Соображения, возникшие у нас по поводу Nikon D780 в ходе практической съемки, описаны в материале о знакомстве с камерой, опубликованном 30 октября.

Качество изображения

Детализация на снимках весьма высокая. Сенсор хорошо отрабатывает картинку (разумеется, в пределах разрешающей способности используемого оптического инструмента). Это достаточно демонстративно в ночных сюжетах при съемке городского ландшафта.

Nikon AF-S Nikkor 18–35mm F/3.5–4.5G ED; 18 мм; F11; 30 c; ISO 100

Впрочем, и днем фотографии тоже подчеркнуто изобилуют мельчайшими подробностями.

Nikon AF-S Nikkor 18–35mm F/3.5–4.5G ED; 18 мм; F8; 1/500 c; ISO 100

Автоматический баланс белого (АББ) работает очень хорошо. Даже в сложных условиях освещения автомат практически не допускает промахов, и это исключает необходимость ручной корректировки цветности при постобработке.

Рассвет за храмом Покрова. Боголюбово Владимирской обл.
Nikon AF-S Nikkor 18–35mm F/3.5–4.5G ED; 18 мм; F5,6; 1/60 c; ISO 100

На утренней и вечерней заре, днем и вечером АББ устанавливает параметры цветности так, что время суток остается узнаваемым.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR; 130 мм; F2,8; 1/160 c; ISO 280

В сложных условиях, при неравноценном смешении искусственного и естественного освещения, на снимках нельзя выявить явных ошибок.

Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря. Суздаль.
Nikon AF-S Nikkor 18–35mm F/3.5–4.5G ED; 20 мм; F4; 1/20 c; ISO 500

Камера пыток. Спасо-Евфимиев монастырь. Суздаль.
Nikon AF-S Nikkor 18–35mm F/3.5–4.5G ED; 18 мм; F9; 10 c; ISO 100

Сенсор и АББ правильно передают оттенки кожи человека в разных условиях освещения.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR;
120 мм; F2,8; 1/200 c; ISO 1250

Тональные градации воспроизводятся во всем их многообразии с плавными и тонкими переходами, даже если используется импульсный свет в студии.

Актер Владимир Курцеба. Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR;
Фокусное расстояние 70 мм; F4; 1/80 c; ISO 400

Режиссер Олег Анищенко. Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR;
Фокусное расстояние 70 мм; F4; 1/80 c; ISO 400

Высокие ISO

Благодаря архитектуре сенсора с обратной подсветкой переносимость высоких ISO у Nikon D780 хорошая.

Вплоть до ISO 800 структура картинки практически не изменяется. При ISO 1600 появляются шумовые артефакты, при ISO 3200 они усиливаются, но пока не сильно влияют на изображение. Пожалуй, переход количества в качество (точнее, значительное понижение последнего) происходит при ISO 6400 (шум достаточно заметен). При дальнейшем увеличении эквивалентной светочувствительности деградация картинки становится уже весьма значительной, а ISO 51200 использовать совсем не хочется. Таким образом, ISO 100—1600 безусловно рабочие, ISO 3200—6400 — условно рабочие, особенно если использовать шумоподавление, а ISO 12800 и выше можно использовать лишь от отчаяния.

Автофокусировка

Однокадровый точечный АФ безупречен и в классическом зеркальном режиме, и в Live View. Он точен, цепок и не допускает брака.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR; 100 мм; F2,8; 1/100 c; ISO 800

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR; 200 мм; F2,8; 1/800 c; ISO 1800

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR; 200 мм; F2,8; 1/250 c; ISO 100

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR; 200 мм; F2,8; 1/250 c; ISO 100

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR; 120 мм; F2,8; 1/250 c; ISO 100

Сложности начинаются при выборе непрерывного следящего автофокуса по широкой и узкой зонам. В этой ситуации АФ стремится сосредоточиться на самом ближнем объекте. На фото ниже планировалось сделать резкой голову женщины, а автомат сместил зону резкости на ногу, согнутую в колене.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR; 200 мм; F2,8; 1/400 c; ISO 100

Еще один пример «формального» выполнения АФ своей работы. В зоне резкости оказалась не голова, а хвост вороны — ближайший объект в указанной области.

Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR; 200 мм; F4; 1/800 c; ISO 100

Съемка серией

Ниже мы рассмотрим, насколько адекватно АФ справляется со своими обязанностями в ходе непрерывной съемки. Во всех случаях мы использовали объектив Nikon AF-S Nikkor 70–200mm F2.8E FL ED VR на максимальном раскрытии.

Серия 1. 22 кадра, традиционный режим съемки с работающим зеркалом. Непрерывный следящий АФ с наведением на голову голубя.

Из 22 снимков 13 оказались с браком (смещение зоны АФ). Выход годных составляет 41%.

Серия 2. 14 кадров, непрерывная следящая фокусировка в режиме Live View с детекцией лица и глаз.

Во второй серии АФ отработал безупречно. Выход годных составил 100%.

Серия 3. 20 кадров. Непрерывный следящий АФ по фигуре девочки в режиме Live View без детекции лица и глаз.

В третьей серии АФ ошибся в 4 случаях из 20. Выход годных составляет 80%.

По мотивам проведенных нами испытаний следует признать, что для обеспечения высокой эффективности следящего АФ следует использовать не классический зеркальный режим, а Live View, причем с детекцией лиц и глаз.

Галерея

Снимки, сделанные нами при помощи камеры Nikon D780, как вошедшие в настоящий обзор, так и оставшиеся за его рамками, собраны в галерее без дополнительных описаний и комментариев. Данные Exif сохранены, и доступ к ним можно получить при загрузке фотографий по отдельности.

Видеосъемка

Nikon D780 позволяет записывать видео с максимальным разрешением UHD 4K (3840×2160 пикселей) при 30, 25 или 24 кадрах/с, причем съемка осуществляется без обрезки (масштабирования) изображения. Для уменьшения эффекта роллинг-шаттера можно использовать и режим DX, то есть снимать в «кропнутом» режиме с масштабированием картинки 1,5× от исходного размера.

Все футажи, представленные ниже, снимались в режиме приоритета диафрагмы. Сенсор с обратной подсветкой светоприемных ячеек позволяет удачно фиксировать сюжеты с большим перепадом яркостей, например на рассвете и на закате.

В этом ролике хорошо проработался утренний туман, массы которого движутся над рекой, а также рассветное небо с его особым колоритом.

При выводе видео через интерфейс HDMI на внешний рекордер Nikon D780 позволяет сохранять 10-битные данные цветности и выравнивать контраст в параметрах Log-N или HLG для последующей тональной и цветовой коррекции в видеоредакторе. Однако эти опции не поддерживаются в стандартном режиме, когда запись ведется на внутренние карты памяти.

При видеосъемке доступен режим электронной стабилизации изображения. Впрочем, его работу трудно считать приемлемой. В ролике, представленном ниже, мы перемещали камеру в соответствии с движениями объекта съемки и были вынуждены зумировать сцену. Заметно, что электронная стабилизация отчаянно боролась с тем и другим, что вызывало неприятное дрожание в кадре.

Разумеется, при профессиональной видеосъемке оператор не станет использовать ни автоматический режим, ни стабилизацию, и качество результата значительно повысится, хотя затраты времени будут намного более серьезными.

Итог

Новая камера Nikon представляет собой гибрид зеркального и беззеркального аппаратов. Визирование сцены можно осуществлять либо с помощью оптического видоискателя, либо по дисплею в режиме Live View с поднятым зеркалом.

Полный текст статьи читайте на iXBT

Опубликовано: 12 февраля 2021
↓