15.10.2021, 15:15
К началу XVII век Швеция имела один из самых мощных флотов на континенте (или вокруг него). Страна не останавливалась на достигнутом — король Швеции Густав II Адольф решил, что пришло время построить самый большой и высокотехнологический корабль в Европе и спустить его на воду. Но что-то пошло не так.
![Виталий Маршак](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/572/5728d1e318e6ac5253b5cd96678aa994_cropped_50x50.jpg)
![История о том, как величайший военный корабль Европы XVII века затонул в первом плавании, не справившись с ветром](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/d34/d34ef5f0881bb568b94738b0b9c58e92_ce_1733x1153x0x0_cropped_666x444.jpg)
Vadim Tolbatov / Wikimedia
1210 тонн, 64 пушки и сотни вырезанных статуй — все пошло на дно в первом же плавании
Трудно представить себе более мрачную и недолговечную карьеру, чем у шведского королевского корабля «Ваза» (Vasa, Wasa). Его простроили в 1628 году, когда шведский король потребовал корабль больше и мощнее любого другого корабля в мире. Для его постройки использовались тонны ламинированного дуба, 500 деревянных статуй, вырезанных вручную (некоторые из них достигали трех метров в высоту), а все это подкреплялось колоссальными 64 пушками!
«Ваза» был самым большим деревянным кораблем, когда-либо выходившим в плавание. Правда, вышел он только один раз.
Конечно, до этого корабль прошел «средневековый краш-тест», в ходе которого несколько десятков человек бегали по палубе с левого на правый борт, чтобы заставить его покачиваться. Корабль не заваливался на бок и этого было достаточно.
10 августа 1628 года от гавани «Альвснаббен» рядом со Стокгольмом «Ваза» впервые вышел в море. Он выстрелил из орудий в знак приветствия и тут же затонул.
Столкнувшись с довольно сильным порывом ветра, корабль сильно наклонился в бок и «зачерпнул» воду. Титан не смог выпрямиться и ушел на дно в течение пары минут. По словам исследователей, изучивших останки корабля, вероятно, он затонул из-за несуразной конструкции: орудийная палуба была слишком тяжелой.
![](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/bb8/bb837bd3452ed74448453df72073d7f3_cropped_666x478.jpg)
Хотя «Ваза» оказался большим провалом для Густава II Адольфа, корабль стал благом для археологов. Воды недалеко от Стокгольма идеально подошли для защиты затонувшей конструкции, благодаря холоду и необычайной стойкости к ультрафиолетовому излучению. Поэтому, когда три века спустя Швеция, наконец, подняла его со дна в 1961 году, корабль все еще была на 95% цела.
В настоящее время он находится в музее «Ваза» в Стокгольме. По данным музея, это единственный сохранившийся корабль XVII века в мире.