Главная » Статьи » Акустическая система Martin Logan Electromotion ESL: «электростаты» для музыкальных эстетов

Акустическая система Martin Logan Electromotion ESL: «электростаты» для музыкальных эстетов

С акустическими системами Martin Logan мы знакомы довольно хорошо: были протестированы напольные решения серии Motion с динамическими излучателями и ленточными твитерами Folded Motion — от младшей 20i до большой трехполосной 60 XTi, недавно мы познакомились с полочной Motion 35 XTi. Решения крайне интересные, но по-настоящему знаменита Martin Logan все-таки своими колонками с электростатическими излучателями — вот про них-то мы сегодня и начнем говорить.

Большинство любителей хорошего звука прекрасно знает, что такое электростатические излучатели. Тем не менее, скажем буквально пару слов об их конструкции — для тех, кто пока еще не в курсе дела. Между двумя пластинами из перфорированного металла — статорами — натягивается тонкая мембрана. Далее на статоры подается напряжение, между пластинами и мембраной возникает электростатическое взаимодействие: одноименные заряды отталкиваются, противоположные притягиваются — все как в школьном курсе физики. Соответственно, мембрана начинает притягиваться к одному статору и отталкиваться от другого и наоборот. Ее колебания приводят в движение воздух — возникает звук.

У такой конструкции есть целый ряд достоинств, выгодно отличающих ее от привычных нам динамиков. К примеру, электростатическое поле между статорами практически однородно, мембрана двигается как единое целое — соответственно, обеспечивается постоянный поршневой режим на всех частотах. Масса мембраны обычно меньше, чем прилегающего к ней воздуха, что дает почти полное отсутствие инерции. Ну и так далее. В итоге мы получаем весьма «ровную» АЧХ, широкий диапазон, чрезвычайно низкие искажения…

Правда, есть у «электростатов» ряд если и не изъянов, то весьма важных особенностей, которые стоит иметь в виду. Во-первых, конечно, дипольный характер излучения (в обе стороны одновременно). Это накладывает дополнительные ограничения на то, как колонки расположены в комнате для прослушивания — их не стоит размещать вдоль стен, поскольку отраженный сигнал будет влиять на общее восприятие звучания. Во-вторых, узкая направленность, так что положение слушателя тоже приобретает серьезное значение. Об этом мы еще подробно поговорим ниже.

При этом изобретены «электростаты» были еще в 1880-х годах в Германии. В 1922 году появились ламповые усилители, следом была создана первая коммерческая акустическая система на электростатических излучателях, которая была предназначена для озвучки кинотеатров. Позже подобную акустику стали производить довольно активно, в 1927 году Ганс Вогт создал двухтактный электростатический излучатель, который остался практически неизменным и по сей день. Однако к 1930 году появились сильные ферромагнетики, что дало большое преимущество динамическим излучателям, которые быстро вытеснили конкурентов.

Но «электростаты» все-таки никуда не делись и продолжали развиваться. Изначально проблемой было отсутствие подходящего материала для мембраны — часто использовалась алюминиевая фольга, которая не обладала достаточной прочностью и эластичностью, плюс имела еще ряд недостатков. К середине XX века появились полимерные пленки, и уже в 1953 году Артур Янсен получил патент на первый электростатический громкоговоритель, построенный на их основе. Сейчас, кстати, в качестве материала мембраны обычно используется лавсан, он же полиэтилентерефталат.

Излучатели стали гораздо более надежными и практичными, плюс приобрели все те достоинства, о которых мы говорили выше. Правда, массового распространения они уже не получили, зато прочно обосновались в «продвинутых» аудиосистемах для любителей качественного звука. Оставалось решить одну очень важную проблему — крайне узкую диаграмму направленности излучения. Полностью избавиться от нее не удалось по сей день, однако в 1982 году на чикагской выставке Consumer Electronics Show Гейл Мартин Сандерс и Рон Логан Сазерленд представили свою собранную ими в гараже систему CLS, которая решала вопрос довольно просто и элегантно — за счет использования изогнутой панели.

Разработка получила приз за дизайн, и вскоре появилась фирма Martin Logan, что возвращает нас к героине сегодняшнего обзора. Electromotion ESL интересна в первую очередь как чуть ли не самая доступная электростатическая акустика. «Доступная» она, конечно, лишь по сравнению с другими электростатическими моделями — дешевым этот тип излучателей никогда не был и уже не будет. При этом акустика оснащена полноразмерным электростатическим излучателем XStat размером 86×22 см, дополнена крупным НЧ-динамиком, обладает всеми преимуществами данного класса устройств и не лишена ряда интересных особенностей, которые мы подробно разберем ниже.

Технические характеристики

Заявленный частотный диапазон (±3 дБ) 44 Гц — 22 кГц
Чувствительность 91 дБ (2,83 В@1 м)
Горизонтальная дисперсия 30°
ВЧ+СЧ-излучатель электростатический излучатель XStat CLS размером 86×22 см
НЧ-излучатель динамический, ∅20,3 см
Частота разделения полос 500 Гц
Номинальное сопротивление 6 Ом (совместимы с усилителями на 2, 6 и 8 Ом)
Рекомендуемая мощность усилителя 20—300 Вт
Размеры 132×22×41 см
Масса 16,1 кг (каждой)
Стоимость на момент тестирования 280 тысяч рублей за пару
Розничные предложения

Конструкция и дизайн

Вариантов отделки у Martin Logan Electromotion ESL всего два, причем оба черные. Но у одного нижняя часть глянцевая, а у другого — матовая. У нас на тестировании был первый.

Самая заметная часть колонок — естественно, электростатический излучатель XStat CLS. Он имеет размер 86×22 см, так что площадь излучающей поверхности весьма солидная — 1892 см².

Конструкция, как уже говорилось выше, на первый взгляд не очень-то и сложная: два статора и мембрана между ними. Однако нюансов все-таки немало, Martin Logan активно развивают заложенные в нее технологии — в частности, корпус AirFrame призван обеспечить электрическую и акустическую изоляцию, сводя к минимуму искажения, вызванные вибрацией и резонансом. Даже отверстия в панели делаются особым образом, производитель называет его MicroPerf — в общем, годы с момента победы на Consumer Electronics Show прошли не зря.

При этом главная «фишка» — технология CLS (Curvilinear Line Source), то есть позволяющая расширить диаграмму направленности излучения изогнутая форма драйверов, — осталась еще с тех времен. В итоге «электростаты» Martin Logan становится чуть проще разместить в комнате, зона комфортного прослушивания несколько расширяется… Но все равно остается довольно небольшой, как мы еще увидим ниже.

Дополнительно драйверы немного наклонены назад, что помогает предотвратить появление нежелательных отражений от пола.

Колонки имеют гибридную конструкцию. Электростатические излучатели отвечают за полный диапазон средних и высоких частот от 500 Гц до 22 кГц, а низкочастотный регистр воспроизводит динамик с бумажным диффузором диаметром чуть больше 20 см, расположенный в «нерезонансной асимметричной камере». Сетка перед динамиком является съемной.

Сзади расположены разъемы для подключения. Поддерживается подключение как с помощью зажимных клемм, так посредством разъемов Banana или Spade. В нижней части задней панели расположен разъем для присоединения комплектного блока питания. В отличие от «старших собратьев» в линейке, Martin Logan Electromotion ESL вполне может работать и без внешнего питания, но пользоваться этим не стоит — на звучание это предсказуемо влияет не лучшим образом.

Про названные по имени разработчика кроссоверы Vojtko мы уже неоднократно говорили, здесь используются они же. Частота разделения полос, как уже упоминалось, составляет 500 Гц. Отверстие фазоинвертора расположено на дне и направлено вниз.

В качестве опор используются шипы, которые поставляются вместе с округлыми насадками из мягкого материала. Последние точно пригодятся на этапе подбора расположения колонок, в ходе которого их придется неоднократно перемещать. Ну, а далее выбор остается за предпочтениями пользователя.

Подключение

О подключении колонок мы начали говорить чуть выше — вариантов много, все довольно просто и удобно. А вот с размещением есть ряд нюансов, связанных со спецификой электростатических излучателей. Как уже упоминалось, одна из ключевых их особенностей — звучание в обе стороны от поверхности, причем в противофазе. Соответственно, звуковые волны имеют тенденцию отражаться от стен, встречаться у поверхности излучателя и взаимно нейтрализоваться. И этого стоит избегать — то есть ставить колонки подальше. Хотя даже тут могут быть нюансы: некоторые обладатели сравнительно небольших «электростатов» уверяют, что те вполне «прощают» расположение задней стенки колонок чуть ли не вплотную к стене.

Второй момент — это, конечно, далеко не самый высокий уровень горизонтальной дисперсии звука. Соответственно, Electromotion ESL, как и подавляющее большинство моделей подобной акустики, формируют весьма компактную зону для комфортного прослушивания. И очень желательно в итоге оказаться именно в ней. Описывать принцип размещения не будем, лучше позаимствуем иллюстрацию из инструкции, на которой все показано вполне наглядно.

Как всегда при рассказе о пассивной акустике, упомянем все оборудование, использовавшееся при прослушивании:

  • стереоусилитель Lyngdorf TDAI-2170
  • сетевой проигрыватель Aurender ACS100

Проигрыватель нам хорошо знаком, он появлялся уже в нескольких наших тестах. С ним все просто: высококачественный источник плюс удобное управление с помощью ПО Aurender Conductor — то что нужно для комфортного тестового прослушивания. Ну, а усилитель Lyngdorf TDAI-2170 — устройство само по себе весьма интересное благодаря автоматической коррекции звука под помещение RoomPerfect, системе Lyngdorf Intersample Clipping Correction и так далее. В его пользу сыграл довольно своеобразный характер, в частности — умение очень «вкусно» подавать среднечастотный диапазон. Как мы увидим ниже, для Electromotion ESL это важно.

Звук и измерения АЧХ

Разговор о звучании акустики мы традиционно начнем с субъективных впечатлений, а закончим измерениями. Сразу отметим, что тестирование проводилось в специально подготовленном помещении — не в том, где сделаны фотографии. Первое, на что обращаешь внимание — это, конечно, высочайший уровень детализации СЧ- и ВЧ-диапазонов, позволяющий отмечать тонкие нюансы треков и предаваться радостям так называемого «аналитического прослушивания». Баса при этом очень немного: нельзя сказать, что его не хватает, но подается он крайне сдержанно — зато с отличной атакой и без намека на гулкость. При этом басы прекрасно «сшиты» с серединой, звучание крайне сбалансированное и в целом очень впечатляющее.

По совету коллег, начали мы со «Spanish Harlem» Ребекки Пиджон, и это действительно был отличный трек для знакомства, показавший самую сильную сторону Electromotion ESL — потрясающе чистое и прозрачное звучание в треках с небольшим количеством играющих инструментов, умение подчеркнуть солирующие партии и впечатляющую отработку вокала, особенно женского. Ну и раз акустика настолько хорошо справляется с женским вокалом, захотелось послушать его в более плотном миксе. Арета Франклин с ее «I Say A Little Prayer» прозвучала просто крайне впечатляюще на фоне максимально ненавязчивого баса и легкого акцента на высоких частотах — каждый удар тарелок и хай-хэта прозвучал звонко и четко, но без режущей ухо яркости.

Раз все так хорошо сложилось, было решено задать задачку посложнее: вокал Дженис Джоплин вообще довольно специфичен, а уж в «Kozmic Blues» — так особенно. И вот тут Electromotion ESL порадовали отдельно: все нюансы интонации и манеры исполнения, невероятный «скрипучий, жесткий и царапающий перепонки» голос переданы замечательно. Бас в этой композиции важен и занимает довольно заметное место — и это тестируемой акустике тоже удалось показать несмотря на особенности ее звучания в этом регистре. А если уж начали слушать великих джазовых и блюзовых вокалисток, невозможно было обойтись без Дайаны Кролл. На этот раз была взята композиция «Autumn in New York» с вышедшего в 2020 году альбома. И да, низкий бархатистый голос тоже прозвучал отлично, равно как и аккомпанемент гитары и контрабаса.

Но не женским вокалом единым жив человек, надо было послушать и поющих мужчин. Начать было решено с композиции «Hey Laura» Грегори Портера, которая сразу показала, что мужской вокал Electromotion ESL подают не менее интересно и детализировано, чем женский. Опять же соло на саксофоне в конце прозвучало просто отлично. Следующим стал нетленный стандарт «Autumn Leaves» в исполнении Seal, давший возможность сравнить звучание вокала под аккомпанемент фортепиано и оркестра.

Оба варианта прозвучали очень хорошо, но все-таки камерные миксы — сильная сторона тестируемой колонки. Для проверки и «закрепления» этого тезиса был выбран трек «Someone You Loved» Льюиса Капальди. И снова все очень живо и объемно, фортепиано звучит «нота к ноте» и находится совершенно на своем месте, экспрессия в вокале передается в полной мере — в общем, эмоциональный отклик композиция вызывает максимальный.

Дальше мы вновь вернулись к женскому вокалу, но уже в популярной музыке. Майли Сайрус недавно записала отличный альбом, вот ее-то дуэт с Дуо Липой под названием «Prisoner» мы и послушали. Акустика еще раз показала, что «умеет в бас» при сохранении детальности вокальных партий — звучит он опять-таки сдержанно, но глубина акцента на нем зависит от микса. В общем, с популярной музыкой колонки точно справятся, что неудивительно.

Джулия Майклс с ее «Uh Huh» в самом начале трека прозвучала практически идеально, дальше все тоже было замечательно, но вот с заметно форсированным при сведении басом колонки уже немного не справились. Зато как же интересно звучали буквально несколько высоких нот на клавишах, которые при прослушивании на не столь качественной акустике вполне можно вообще не заметить. Ну и раз с акцентированным басом слегка не сложилось, было решено послушать немного контрабаса. Для примера был взят трек Zaz «On Ira». И снова все очень «в кассу», и снова все хорошо — делаем вывод, что в «живых» составах басовые партии колонки вполне осиливают, просто без лишних акцентов.

Раз так — уходим в электронную музыку. Для старта берем уже ставшую классической «Around The World» Daft Punk. И получаем неожиданно хороший результат: басовые партии и синтезаторы прекрасно читаются, записанный через Talkbox вокал чуть выведен вперед и звучит ярче обычного… В общем, весьма интересно — просто немного с другими акцентами, чем у большинства прослушанной акустики.

Вдохновившись столь приятным результатом, мы решились послушать легендарный «Flat Beat» Mr. Oizo. И вот тут, конечно, стало заметно, что электронные треки, построенные на басовой линии — далеко не то, что стоит воспроизводить на Electromotion ESL. Это и так было понятно, но надо было проверить. Кстати, чуть позже мы послушали тот же трек на гибридной модели Martin Logan немного «постарше» уровнем — там результат был уже гораздо, гораздо интереснее. Но вдаваться в подробности сейчас не будем — есть вероятность, что об этом мы еще поговорим отдельно.

Продолжили мы «классическим глэм-роком» Kiss с их «I Was Made For Loving You Baby». В целом все очень неплохо, но за Джина Симмонса было немного обидно — хороший же басист, а тут бас-гитара прозвучала несколько вяло. Стало очевидно, что в целом низкочастотный диапазон акустика вполне осиливает, слушать что-то сильно завязанное на «удары в грудь» на ней можно, однако ожидать ярких впечатлений не стоит. Зато в том, что касается объема и так называемой «виртуальной сцены», она показывает себя просто великолепно: концертная запись «Too Many Friends» группы Placebo продемонстрировала, что Electromotion ESL вполне по силам создать «эффект погружения», которого ждет большинство любителей «концертников».

А мы перешли к инструментальным композициям. И первой стал саундтрек к фильму «Амели» под названием «Comptine D«un Autre Été». Просто фортепиано — ничего больше. И прозвучало все идеально, с сохранением каждого нюанса… Дальше — больше: слушаем «Take Five» квартета Дейва Брубека. И снова все отлично: от саксофона автора композиции Пола Дезмонда до знаменитого соло на барабанах Джо Морелло. А уж как звучит ритм в тарелках, насколько точно позиционированы все музыканты… В общем, давно эта мелодия не доставляла столько удовольствия.

От малых составов — к большим. Слушаем Concerto in B flat, Opus 40 No. 1: Allegro Антонио Вивальди и удивляемся тому, что и тут с детализацией и позиционированием все очень хорошо: вполне можно представить, где и какая группа инструментов звучит, выделить отдельные партии… То же самое можно сказать про увертюру к «Женитьбе Фигаро» Моцарта: опять-таки прекрасное позиционирование и возможность выделить в голове каждую партию, при этом звук очень плотный и передающий всю эмоциональность композиции — редкое сочетание, надо сказать.

Ну и под конец мы традиционно слушаем что-нибудь очень тихое и спокойное, проверяя работу акустики на малой громкости. Песня была выбрана, мягко говоря, известная — «Moon River», а вот исполнение довольно оригинальное — топ-модели, недавней первой леди Франции и певицы Карлы Бруни. Постепенное уменьшение громкости трека приводило к тому, что низкие частоты медленно, но верно отходили на задний план, а вот вокал при этом оставался максимально читаемым до последнего. На минимальной громкости получилась замечательная колыбельная для тех, кто любит хороший звук и может позволить себе не самую дешевую акустику. Как видно, прослушивание получилось довольно обширным — тестируемые колонки вполне того стоят. Рассказали мы далеко не обо всем, но пора останавливаться и переходить к замерам АЧХ.

Обращаем внимание читателей, что все графики приводятся исключительно как иллюстрации — по ним не стоит судить о качестве тестируемой акустики. Результаты измерений могут существенно меняться в зависимости от положения микрофона, используемых компонентов звукового тракта, параметров комнаты для прослушивания и так далее.

Первое измерение мы провели в ближнем поле — при расположении микрофона по нормали к плоскости излучателя на расстоянии в 1 метр. Но в данном случае на полученный график имеет смысл обращать внимание лишь как на иллюстрацию того, что слушать акустику на «электростатах» с небольшой дистанции — затея не самая лучшая, нужно дать им хоть немного пространства. Отходим еще на метр — получаем уже куда более интересную картинку.

Ну и сразу еще один эксперимент, касающийся положения слушателя относительно колонок. Как мы уже не раз упоминали, горизонтальная дисперсия у них невелика. Попробуем разместить микрофон по нормали к плоскости колонки, а потом сдвигать его на всё больший угол. Разница в полученных графиках очевидна: подача средне- и высокочастотного диапазона резко ослабевает прямо на глазах.

А мы переместимся, наконец, в точку прослушивания на расстоянии примерно 3 метров от акустики. И получим график, максимально полно иллюстрирующий субъективный опыт прослушивания. Низкочастотный диапазон весьма неравномерный, его можно было бы заподозрить в склонности к «бубнению», но по факту ничего подобного не наблюдается. Зато средние и высокие частоты подаются весьма и весьма ровно.

Ну и, конечно, приведем график кумулятивного затухания спектра (он же «водопад», или waterfall), также полученный в точке прослушивания. Он позволит нам оценить «вклад» помещения в показанные результаты и посмотреть на то, насколько акустика склонна к «гудению» на различных частотах.

И вот тут результат крайне интересный. «Водопад» практически идеальный — небольшое «гудение» наблюдается лишь на частоте резонанса фазоинвертора. В остальном же сигнал затухает весьма оперативно — этой особенности мы, по всей видимости, и обязаны ощущением «ясности» и «прозрачности» звучания. Ну и для тех, кто хочет получить еще немного дополнительной информации и провести собственные сравнения, покажем «водопад», полученный при расположении микрофона на расстоянии 2 метров по нормали к плоскости колонки.

Итоги

Ключевая негативная сторона всей акустики на электростатических излучателях — это, безусловно, цена. При этом сегодняшняя героиня по меркам мира Hi-End является сравнительно доступной, а вот звучание обеспечивает крайне впечатляющее. Правда, поклонникам глубокого и жесткого баса она явно не подойдет, зато любителям камерной музыки, джаза и вокала доставит море удовольствия за счет потрясающей детализации, проработанной «виртуальной сцены» и отличного разделения инструментов. Бас при этом вполне присутствует и даже более того — подается с очень хорошей атакой, просто «раскачать вечеринку» ему будет не по силам. Зато перед Electromotion ESL можно сидеть часами, выискивая новые нюансы в уже знакомых треках — собственно, хотя бы ради этого с ней уже стоит познакомиться поближе.

Полный текст статьи читайте на iXBT

Опубликовано: 5 января 2021
↓