Казалось бы, фраза об уникальности озера Байкал затерта до невероятности. Можно услышать об уникальных запасах пресной воды, уникальной чистоте, уникальной энергетике, уникальных туристических красотах… И всё это будет правдой. Неповторимые природные особенности этого огромного озера весьма разнообразны. Поэтому зайдем немного с другой стороны. Хотя, признаться сразу — потом всё равно вернемся «на исходные позиции».
Итак, таких мест в мире два. И оба они — озера. Но разница между ними огромна. Воды Байкала на пять месяцев в году скованы льдом. А воды Бонневиля… отступили много тысяч лет назад, оставив только соляную равнину. Что же общего у таких не похожих друг на друга природных объектов?
Объединяет их то, что Бонневиль и Байкал — единственные места на Земле, где проходят соревнования на установление рекордов скорости. Многокилометровые просторы плоских равнин — соляной или ледовой — позволяют создавать безопасные трассы необходимой протяженности. История установления рекордов в Бонневиле перевалила за столетнюю отметку, она началась в 1914 году. Байкальская история значительно короче — ее первый десятилетний юбилей как раз и будет отмечен в 2022 году. Зато и «резерв» рекордов, которые здесь можно еще установить, пожалуй, даже больше. Ведь (вот мы и вернулись на те самые «исходные позиции») для зимних рекордных заездов Байкал — «полигон» уникальный, больше подобных соревнований в мире не проводится. Разовые заезды — да, устраивают порой. Но так чтобы полноценные, масштабные соревнования…
«Идеологом» и организатором «Дней скорости на льду Байкала» всё это десятилетие выступает компания LAV-racing известного автожурналиста, автогонщика и автопутешественника Андрея Леонтьева.
Байкальские «Дни скорости», проходящие в период самого надежного льда («ледовым периодом» на Байкале считаются пять месяцев с января по май) — вполне официальное соревнование. Оно проходит в соответствии со специальными регламентами и Российской Автомобильной Федерации (РАФ), и Международной (FIA). Участвующие пилоты имеют гоночные лицензии, а автомобили проходят строгую техническую инспекцию. В принципе, «глобально» техника делится на 2 категории — специально подготовленная (группа «А») и серийная без спецподготовки (группа «В»). Но есть еще и множество различных классов этой самой техники — от крошечных картов до огромных грузовиков. И несколько различных дисциплин: рекорды на дистанции 1 км с места и с хода, попытки достижения максимальной скорости, наименьший тормозной путь… Плюс добавляется еще возможность установить не «спортивный» результат, а достижение для национальной или международной книги рекордов. В итоге «поле действия» открывается широчайшее.
Лед — стихия коварная. Чтобы подготовить соответствующую всем требованиям трассу, проводится огромная работа. Прямой отрезок для рекордных заездов имеет впечатляющую длину — больше 13 000 метров. Ведь, помимо «мерного километра» автомобиль нужно разогнать, а потом — остановить. А со скорости около 300 км/ч (именно вокруг этого весьма символичного рубежа идет борьба в последние два года) только на остановку на льду может потребоваться более 2 километров! Кстати, на разгон до 300 уходит около 5 км. Причем никаких тормозных парашютов (как в дрэг-рейсинге), даже у самых подготовленных автомобилей, использовать на льду нельзя. Именно что из-за парусности. Неожиданный порыв ветра может «сдернуть» автомобиль, а это — серьезнейшая авария.
Так что надежда только на шины. Во многом, ледовые рекордные заезды — именно их бенефис. В последние годы официальным шинным партнером «Дней скорости» выступает Continental, предоставляя две весьма подходящие модели — IceContact 2 и IceContact 3 — для легковых автомобилей и кроссоверов. Эти шины отличаются друг от друга («второй» IceContact ассиметричный с функционально разделённым рисунком протектора Divided Tread, «третий» — симметричный направленный, с двойным типом ошиповки), так что выбор в зависимости от конкретного автомобиля и от погоды у гонщиков есть. Впрочем, для одного из рекордов использовался и третий тип шин — Continental Scandinavia, но об этом чуть позже.
«Зеркальный байкальский лед» — конечно, красивая фраза. И да, этот лед действительно бывает очень красив. Но подготовка трассы — это не только «разгрести снег». На протяжении всех 13 километров организаторы добиваются именно что идеальной гладкости. Всяческие наросты и неровности срезаются, а трещины и углубления — заливаются. Причем не только на самой дорожке для рекордов, но и далеко по бокам от нее — ведь автомобиль может потерять управление и вылететь. Даже небольшого «ребрышка» на такой скорости может оказаться достаточно для опрокидывания.
На «мерном отрезке» устанавливается электронная (и тоже сертифицированная по международным требованиям) система хронометража. Причем «стартовый» и «финишный» комплексы симметричны, ведь регламент подразумевает, что участник должен преодолеть дистанцию дважды. Сначала в одну сторону, затем, в течение часа (чтобы не сильно поменялись погодные условия) — в другую. Так компенсируется возможное влияние ветра. Ну, а уж влияние «скользкости» льда — тут вопросы только к погоде. И пусть вас не смущает упоминание «скользкости льда», как раз именно это — основное препятствие для установления рекорда.
Несмотря на всё это, рубеж 300 км/ч на дистанции 1 км с хода удалось одолеть, это сделал восьмикратный рекордсмен России Максим Леонов за рулем 575-сильного серийного Jaguar F-type R на шинах Continental IceContact 3, показав 302,6 км/ч. Чуть медленнее, но тоже перевалив за заветную отметку, проехал дистанцию Андрей Леонтьев (в его активе 18 рекордов России за всю историю) на Lamborghini Urus. Но это были тренировочные заезды. А максимальная скорость при официальных замерах чуть-чуть не дотянула до «трехсот» — 299 км/ч и 298 км/с соответственно. Почувствуйте разницу в «скользкости льда»! Тем не менее, Максим Леонов — самый быстрый человек в мире на льду на серийном, без каких либо изменений, автомобиле в своём классе.
В 2021 году организаторы провели даже еще больший объем работ, подготовив и вторую трассу — кольцевую. Длина подобного «кольца» обычно составляет 8–12 км (раньше такие трассы строили для заездов на 1000 км), а повороты выполняются максимально пологими — это заезды на общую скорость, а не на умение пилотов проходить крутые виражи. На такой трассе и состоялся первый в истории 24-часовой заезд на скорость на льду. Причем в этой своеобразной «гонке на выносливость» участвовало сразу три автомобиля Porsche Macan и девять пилотов. Согласно регламенту, каждые 9 кругов они менялись, чтобы каждый провел за рулем каждого из трех 252-сильных кроссоверов одинаковое время. И за сутки каждый из этих 9 участников проехал около 2 500 км! С учетом остановок на дозаправки и смены водителей, средняя скорость превысила 103 км/ч. Кстати, и здесь хорошую службу сослужила резина IceContact 3 с ее «двойной ошиповкой». На максимальную эффективность разгона и торможения у этих шин работает один тип шипов, у которых грани плоской твердосплавной вставки всегда находятся поперёк направления движения для сцепления в продольном направлении. А в виражах помогает второй тип шипов, в плечевой зоне протектора, у них твердосплавная вставка находится под углами +10о и -10о соответственно.
Помните, мы упомянули третий тип шин — Continental Scandinavia? Возможно, читатели «в теме» успели удивиться, ведь это грузовые шины. Да-да, ошибки нет. Еще одна серия рекордов была установлена на… восьмитонном 500-сильном тягаче Ford F-max с отключенным ограничителем скорости. Причем пилотировала его женщина — опытнейшая раллистка, тренер и инструктор Илона Накутис. В Книгу Рекордов России занесено достижение по максимальной скорости на льду — 134 км/ч. При этом средняя скорость на километровой дистанции с хода составила 130,699 км/ч, а с места — 48,6. Но едва ли не больше всего впечатлил результат экспериментальных заездов на длину тормозного пути на льду. Со скорости 80 км/ч Илоне понадобилось в лучшей попытке всего 169 метров. Еще раз вдумайтесь: 8 тонн, 80 км/ч, голый лед… 169 метров. Пожалуй, в этой дисциплине роль шин — одна из важнейших.
В 2021 году на старт на ледовой трассе выходили и картингисты. И тоже смогли установить три рекорда в своих классах А2–1 и А2–2 на километровой дистанции — на карте Rotax (125 куб. см) и Cart Formula (270 куб. см). Авторами достижений стали Маруся Леонтьева (Rotax, 109,188 км/ч с хода) и Стас Лыжин (Rotax, 83,843 км/ч с места, и Cart Formula, 82,438 км/ч с хода).
Сейчас уже вовсю разворачивается подготовка к «Дням скорости на Байкале» 2022 года. Естественно, в ближайших планах организаторов — не только официально преодолеть рубеж в 300 км/ч, но и «закрепиться» за ним. Для этого будет привлекаться более мощная техника, хотя разнообразие классов будет соблюдаться. А там уже недалеко останется и до абсолютного рекорда мира по скорости в заездах на льду — 331 км/ч, так что прицел — на него.
Официальные рекорды, поставленные в ходе «Дней скорости на Байкале — 2021»:
- Средняя скорость на дистанции 1 км с хода — 274,977 км/ч (А. Леонтьев, Lamborghini Urus, класс В1–13)
- Средняя скорость на дистанции 1 км с места — 114 км/ч (А. Леонтьев, Lamborghini Urus, класс В1–13)
- Максимальная скорость для SUV на льду — 298 км/ч (А. Леонтьев, Lamborghini Urus, класс В1–13)
- Средняя скорость на дистанции 1 км с хода — 271,268 км/ч (М. Леонов, Jaguar F-type R, класс В1–15).
- Максимальная скорость для легкового автомобиля на льду — 299 км/ч (М. Леонов, Jaguar F-type R, класс В1–15).
- Средняя скорость на дистанции 1 км с хода — 254,632 км/ч (А. Лобачев, Porsche 911 Turbo S Level Performance, класс А1–9)
- Средняя скорость на дистанции 1 км с места — 109,243 км/ч (А. Лобачев, Porsche 911 Turbo S Level Performance, класс А1–9)
- Средняя скорость на дистанции 1 км с хода — 253,307 км/ч (А. Павлин, Audi Q7, класс A1–8)
- Максимальная скорость грузовика на льду — 134 км/ч (И. Накутис, Ford F-max, класс ВIII-18)
- Средняя скорость грузовика на дистанции 1 км с хода — 130,699 км/ч (И. Накутис, Ford F-max, класс ВIII-18)
- Средняя скорость грузовика на дистанции с места — 48,6 км/ч (И. Накутис, Ford F-max, класс ВIII-18)
- Наименьшая длина тормозного пути грузовика на льду с 80 км/ч — 169 м (И. Накутис, Ford F-max, класс ВIII-18)
- Гонка 24 часа. Средняя скорость >103 км/ч — (И. Кашин, В. Ларионов, М. Леонов, А. Леонтьев, М. Мельникова, И. Накутис, А. Пономарев, М. Парнев, В. Сивер. Porsche Macan)