Главная » Статьи » TWS-гарнитура Sony WF-1000XM4: очень хороша, но не без нюансов

TWS-гарнитура Sony WF-1000XM4: очень хороша, но не без нюансов

Пару лет назад компания Sony выпустила беспроводную гарнитуру WF-1000XM3, которая сразу стала чуть ли не «золотым стандартом» качества работы активного шумоподавления в своем форм-факторе, да и в остальном показала себя очень и очень неплохо. Обновления модели ее поклонники ждали с явным нетерпением — и вот наконец Sony WF-1000XM4 поступила в продажу.

От заявленных характеристик просто дух захватывает: тут вам и новый процессор V1, и система активного шумоподавления с тремя режимами работы, и поддержка технологии 360 Reality Audio, и неплохая автономность, и свеженький Bluetooth 5.2 вместе с фирменным кодеком LDAC, за отсутствие которого многие критиковали прошлую модификацию. В общем, теоретически все выглядит просто замечательно, но посмотрим, как наушники покажут себя на практике.

Технические характеристики

Заявленный диапазон воспроизводимых частот 20 Гц — 20 кГц
Размер динамика ∅6 мм
Подключение Bluetooth 5.2
Поддержка кодеков AAC, SBC, LDAC
Управление сенсорное, ПО Sony Headphones Connect
Активное шумоподавление есть
Время работы наушников от аккумулятора до 6 часов без ANC c кодеком LDAC
Разъем для зарядки USB Type C
Размеры кейса* 66×39×29 мм
Размеры наушника* 29×25×21 мм
Масса одного наушника 7,3 г
Масса кейса 41 г
Защита от воды IPX4
Дополнительно функция «звуковой прозрачности», 360 Reality Audio, DSEE Extreme, адаптивное управление
Розничные предложения

* На основании наших собственных измерений

Упаковка и комплектация

Поставляется WF-1000XM4 в коробке из вторсырья. Кому-то может показаться недостаточно «дорого-богато» для такого ценового сегмента, но в целом выглядит весьма оригинально и привлекательно. На обечайку из белого картона нанесены изображение и название гарнитуры, а также краткие характеристики.

Внутри упаковка состоит из нескольких элементов, удерживающих саму гарнитуру в кейсе и аксессуары — очень удобно и позволяет совершенно не беспокоиться о сохранности устройства при транспортировке.

В комплект поставки входят сами наушники в зарядном кейсе, три пары амбушюров (одна установлена по умолчанию), кабель USB — USB Type-C длиной 20 см, документация и купон, дающий возможность подписаться на один из предложенных на выбор стриминговых сервисов.

В комплекте с Sony WF-1000XM3 шли как силиконовые, так и пенные насадки. В этот раз производитель решил укомплектовать устройство лишь вторыми. Вот только целому ряду пользователей пенные амбушюры категорически не подходят — неудобно, не держатся и так далее. Было бы здорово все же иметь выбор. К счастью, крепление у насадок стандартное, всегда можно подобрать подходящие.

Дизайн и конструкция

Наушники WF-1000XM4 существуют в черном и серебристом цвете, у нас на тестировании был первый вариант. С одного взгляда понятно, над дизайном гарнитуры разработчики поработали на славу. Кому-то он может понравиться — кому-то не очень, но в оригинальности и качестве ему не откажешь.

Кейс обновленной модели стал значительно более компактным, чем у предыдущей. Он по-прежнему довольно велик, в карман помещается с трудом, но все же прогресс очевиден: 66×39×29 мм против 142×119×64 мм. На крышку нанесен золотистый логотип производителя.

Корпус у футляра матовый. Он очень приятен на ощупь, хорошо лежит в руках и вот совсем не склонен к появлению пятен от прикосновений. На передней панели расположен цветной индикатор, демонстрирующий уровень зарядки аккумулятора.

На дне кейса размещены краткие данные об устройстве, серийный номер, логотипы систем сертификации — в общем, все довольно стандартно.

На задней стенке расположен порт USB Type C для зарядки, выше видна петля, обеспечивающая открытие крышки. У нее есть довольно ощутимый люфт, который вряд ли может повлиять на надежность конструкции и удобство ее использования. В целом и футляр, и сами наушники собраны хорошо — вполне на уровне, который ожидаешь от дорогого брендового устройства.

Откидывается крышка с приятным усилием, в открытом положении фиксируется с легким щелчком, в закрытом — удерживается магнитом. Доводчик срабатывает только в сторону закрытия примерно на середине пути. Открыть футляр одной рукой вполне возможно, если использовать для поднятия крышки не большой палец, а указательный.

На внутренней стороне крышки размещены углубления, обеспечивающие максимально плотное и надежное удержание наушников внутри кейса. Держатся они действительно хорошо: даже если специально трясти кейс, внутри не раздается ни звука.

Магнитное крепление крепко удерживает наушники, при этом достать их максимально просто — обхватываем корпус пальцами, тянем немного на себя и вверх. Внутри слотов видны подпружиненные контакты для зарядки. Размещены они довольно высоко и удобно, при необходимости их легко будет очистить от загрязнений.

Габариты обновленной модели тоже уменьшились. И вроде бы это хорошая новость. Что ни говори, а прошлые были все же великоваты, хотя в ушах сидели довольно неплохо. Новые поменьше, а вот посадка спорная. Но не будем забегать вперед — об этом подробно чуть ниже.

На внешней стороне расположены декоративные металлические элементы, за которыми скрываются микрофоны. А матовые округлые детали — это сенсорные зоны, служащие для управления устройством.

Металлические детали добавляют внешнему виду гарнитуры изрядную долю оригинальности, а ее владельцу — что-то такое от Франкенштейна. Но это, конечно, просто вольные ассоциации. На самом деле, в ушах гарнитура выглядит очень даже неплохо — ничуть не хуже, чем другие TWS-наушники.

При взгляде сбоку видно, что эти элементы заметно выступают над поверхностью. Шов между половинками корпуса неплохо виден, но общей картины не портит.

В целом, к качеству сборки никаких вопросов. Звуковод имеет среднюю длину, его практически полностью закрывает насадка высотой 8 мм.

На обращенной вверх при ношении части корпусов наушников видны прорези, наличие которых подчеркнуто с помощью золотистой окантовки.

За ними расположены еще два микрофона, отвечающие за работу системы активного шумоподавления и функции «звуковой прозрачности».

Раз уж заговорили о микрофонах, скажем пару слов про внутренности наушников. Sony анонсирует новый процессор V1, который сочетает в себе технологию шумоподавления хорошо зарекомендовавшего себя в прошлой модели процессора QN1e, плюс ряд новых «фишек». За звук отвечает 6-миллиметровый динамик с увеличенным на 20% объемом магнита и высокоэластичным диффузором. Работу голосовой связи и шумоподавления обеспечивают по два микрофона в каждом наушнике, плюс датчики костной проводимости. В материалах от производителя есть демонстрирующая конструкцию наушников иллюстрация, которую мы с удовольствием и позаимствуем.

На боковую грань WF-1000XM4 нанесен золотистый логотип, внутренняя часть корпуса обладает рядом изгибов, призванных обеспечить лучшую опору на чашу ушной раковины.

На внутренней поверхности размещена маркировка правого и левого наушников, окошки инфракрасных датчиков ношения, контакты для зарядки. Левый имеет небольшую выступающую точку возле звуковода, позволяющую отличить его от правого на ощупь.

Амбушюры надежно фиксируются на носике с помощью сравнительно крупного буртика, при этом их замена не доставляет особых хлопот. Рядом со звуководом можно разглядеть небольшое компенсационное отверстие.

Звуковод внутри заполнен похожим на губку материалом, который предохраняет его от загрязнения, ну и на звуковой профиль наушников явно неким образом влияет. При этом он довольно сильно утоплен внутрь, удалить образовавшиеся загрязнения будет непросто.

Подключение и настройка

Sony WF-1000XM4 поддерживает Google Fast Pair для сопряжения с Android-устройствами, а также Microsoft Swift Pair для соединения с гаджетами, работающими на Windows 10. Все происходит быстро и легко: достаем наушники, если мы сделали это в первый раз — они сразу активируют режим сопряжения. Принудительно процесс можно запустить одновременным длительным касанием обеих сенсорных зон. Практически сразу появляется уведомление о возможности подключения гарнитуры и привязки ее к аккаунту — соглашаемся, потом еще пару раз соглашаемся. Меньше минуты — и готово.

К великому нашему удивлению и даже разочарованию, мультипойнт WF-1000XM4 не поддерживает. Для ряда потенциальных пользователей это не очень важно, но множество людей привыкло использовать наушники параллельно со смартфоном и ноутбуком, например — это удобно, отказаться от такой возможности может быть сложно даже ради действительно хорошей по другим параметром гарнитуры. После подключения устройства к ПК под управлением Windows 10 мы традиционно получили список поддерживаемых кодеков и их режимов с помощью утилиты Bluetooth Tweaker.

Кодека три: базовый SBC, AAC, ну и собственный «продвинутый» кодек Sony — LDAC. Поддержки aptX предсказуемо нет — зачем Sony платить Qualcomm за него, когда у нее есть собственная разработка. LDAC поддерживают устройства под управлением Android 8 и выше, так что у подавляющего большинства пользователей проблем с совместимостью не будет. Ну а у владельцев гаджетов под iOS есть вечный и незыблемый AAC.

«Ведущего» и «ведомого» наушников у WF-1000XM4 вроде как нет, любой может подключаться и работать отдельно. Но не обошлось без забавных нюансов. Если на одном из наушников подключен Google Assistant или другой голосовой помощник, то он становится как бы главным и без него второй отказывается работать. При этом ассистента можно «повесить» только на тот наушник, где датчику касания назначена функция воспроизведения музыки. Вот такие немного странные нюансы. К счастью, комфорт использования они особо не снижают.

Стабильность связи с источником может быть очень разной и зависит от используемого кодека. При подключении по LDAC в режиме «Приоритет качества звука», о котором мы поговорим чуть ниже, на улице возможны кратковременные разрывы связи. Стоит немного поумерить аппетиты и выбрать режим «Приоритет стабильного соединения» — все встает на свои места. Так же лечатся и «заикания» звука в играх или при просмотре видео. Хотя за несколько проведенных на YouTube часов мы с ними так и не столкнулись, а вот в играх — да, бывает.

На этом про подключение все, а вот дальше начинается самое интересное. В целом, гарнитурой можно пользоваться и так — сразу после подключения. Но не нужно. Крайне желательно установить ПО Headphones Connect, разговор о котором мы начали в обзоре прошлой модели. Устанавливаем, соглашаемся с условиями — все как обычно.

Приложение позволяет сделать массу всего интересного, на данный момент оно чуть ли не самое большое и сложное из тех, что нам доводилось тестировать. Постараемся сказать хоть пару слов про все доступные функции и настройки. Уже подключенные наушники ПО «увидело» моментально, после чего предложило сразу активировать самые интересные функции.

Первым делом можно восстановить ранее сохраненные настройки — учитывая их количество, это очень даже полезная опция. Далее задействуется адаптивное управление звуком — чуть ли не главная «фишка» гарнитуры, позволяющая изменять режимы работы в зависимости от активности пользователя, его положения и так далее.

Для полноценной работы функции нужен доступ к геопозиции, который приложение настойчиво запрашивает. Некоторое время система собирает данные о часто посещаемых местах, запоминает используемые в них настройки и активирует их, как только пользователь вновь там оказывается. Довольно любопытная возможность, которая периодически действительно пригождается. Например, очень радует отключение «шумодава» при возвращении домой.

Любой из этапов первоначальной настройки можно пропустить, но лучше уж сделать все и сразу. Следом у нас идут настройки, которые необходимы для воспроизведения звука в формате 360 Reality Audio.

И первым делом приложение предлагает нам воспользоваться бесплатной подпиской на стриминговые сервисы, который этот самый 360 Reality Audio поддерживают. Клик по ссылке ведет на сайт Sony, где нам предлагается ввести код с купона, который мы обнаружили в коробке с устройством.

Сервисов предлагается несколько, мы решили выбрать Deezer. Вот только как мы не бились, оформить подписку нам не удалось — сервис упорно игнорировал введенный на сайте производителя наушников промокод. Возможно, действует он только на новые аккаунты, хотя впрямую это нигде не указано. В общем, вопрос можно было как-то решить, но мы пожалели на это времени — подписок под рукой и так в достатке, а познакомиться с 360 Reality Audio можно и без этого.

Далее можно настроить голосового помощника. На выбор предлагаются Google Assistant и Alexa. Последняя в России официально не поддерживается, так что выбора особо и нет. Вызов помощника можно осуществлять касанием сенсора любого из наушников — это мы еще увидим чуть ниже. Следом приложение уведомляет о наличии обновления прошивки, но установку пока не начинает.

Вместо этого оно рапортует об окончании настройки, после чего предлагает продолжить настройку. Видимо, это такой переход на новый уровень — один пройден, остался еще один. На нем нам предстоит окончательно довести до ума работу 360 Reality Audio. А для этого надо сфотографировать уши — такие дела.

Так как смотреть на экран и делать фотографии собственных ушей сложно, процесс сопровождается голосовыми указаниями — удобно. Все довольно просто и легко, минут за пять можно справиться. Далее фото ушей отправляется куда-то на сервера Sony, там анализируется… Ну и готово, теперь ваши отношения с WF-1000XM4 стали еще ближе. Правда, не очень понятно, зачем нужны снимки ушных раковин, если наушники-то внутриканальные… Но не будем мешать корпорации собирать статистику — может, потом приспособят ее к чему интересному.

Вот, наконец, мы и оказываемся на главном экране программы, где собраны все самые важные настройки. Но тут вдруг видим сверху баннер, предлагающий ознакомиться с краткой инструкцией. Как всегда, на нее стоит потратить пару минут: хотя бы для того, чтобы познакомиться с профилем управления по умолчанию.

Ну а пока мы читали всякое интересное, программа успела сходить до сервера и вернуться с обновлением прошивки, которое нам и предлагается поставить. Ставим, конечно, как иначе. И вот на этом действительно все — с первоначальной настройкой покончено.

Управление и ПО

С настройкой мы закончили, а вот адаптировать гарнитуру под себя еще и не начинали. Потому возвращаемся в приложение. На главном экране мы видим кнопку включения, используемый кодек, заряд каждого наушника и кейса по отдельности. В общем, вся нужная информация под рукой. Начнем с последней вкладки — «Система». Так как помощника выше мы так и не активировали, нам предлагается сделать это.

Ну и, конечно, есть возможность настроить профиль управления под себя, изменив его просто до неузнаваемости. Поэтому говорить о предустановленном мы сегодня не будем — в этом нет смысла. Отдельно отметим опцию управления громкостью с помощью сенсоров на наушниках — многие протестированные гарнитуры такой возможности не дают, тут же она есть. Одно из действий — это «пролистывание» режимов работы гарнитуры: шумоподавление — «звуковая прозрачность» — обе функции отключены. Если один из вариантов не нужен, можно исключить его из пролистывания, убрав соответствующую галочку в настройках.

Ниже мы видим очень полезную опцию — определение правильности ношения и подбора насадок. Надеваем наушники, активируем функцию — гарнитура издает пару вполне приятных звуков и с помощью встроенных микрофонов определяет, все ли хорошо. Результаты ниже, кстати, мы получили, разместив наушники на нашем стенде для измерений — как видно, они ему идеально подошли.

Обо всех своих действиях WF-1000XM4 оповещает голосовыми уведомлениями. По умолчанию они воспроизводятся на английском, но язык можно изменить в настройках (в том числе, и на русский). Ну и, наконец, если хочется начать все сначала — можно заново запустить гид по настройке, на который мы уже посмотрели выше.

Снова возвращаемся к адаптивному управлению звуком. Система может обнаруживать действия пользователя — от ходьбы до езды в транспорте, а также ориентироваться на геопозицию. И в соответствии с этим активировать тот или иной комплект настроек, который можно изменить под себя в соответствующей вкладке. Сразу определиться с тем, что и в какой момент будет удобнее, сложно — слишком уж много всего. Но через пару-тройку дней понимание приходит, все нужные опции выбираются… После этого про эту вкладку можно надолго забыть.

Как уже говорилось выше, присутствует у WF-1000XM4 и так называемая функция «звуковой прозрачности» при активации которой микрофоны гарнитуры улавливают внешние звуки и транслируют их в динамики. Удобно, когда хочется быстро услышать объявление в транспорте, пообщаться с кассиром в магазине или ответить на вопрос прохожего. Включить ее можно тапом по сенсорной зоне, а можно голосом — наушники умеют определять, когда вы разговариваете. Делается это вполне корректно, но для любителей периодически подпевать вполголоса такой вариант, конечно, не подходит — гарнитура регистрирует даже слабое «мычание». Ну а дальше у нас идет эквалайзер…

Пресетов у него просто крайне много, плюс можно создавать свои. Жалко лишь, что полос всего пять — их вот явно недостаточно, мы еще поговорим об этом в посвященной звучанию главе тестирования.

Ну и, наконец, посмотрим на уже упомянутую возможность переключаться между режимами приоритета качества звука или стабильности подключения — тут все просто и понятно. В самом крайнем случае можно также переключиться на кодек SBC из меню настроек гаджета, но нам за все время использования наушников делать этого не приходилось ни разу.

Сенсоры у WF-1000XM4 чувствительные, все нажатия регистрируют корректно. На за счет того, что однократное нажатие тоже задействовано, поправлять их надо осторожно — не задевая сенсорную зону. В первое время получается плохо, потом привыкаешь. Датчики ношения тоже чувствительные, возможно — даже слишком. Начинаешь изменять положения наушников в ухе, а они берут, да и ставят трек на паузу. На второй день тестирования где-то посреди тренировки мы просто взяли, да и отключили этот самый датчик — так оказалось намного проще.

Ну и еще раз напомним про функцию адаптивного изменения настроек в зависимости от расположения и типа активности пользователя. Поначалу она кажется больше игрушкой, чем реально работающим механизмом повышения комфорта использования гарнитуры. Но со временем начинаешь понимать, что в ряде случаев это очень удобно. Например, во время пробежки может автоматически задействоваться режим подавления шума от ветра, при выходе на улицу активироваться режим приоритета стабильности связи, а по возращению домой — отключаться «шумодав» и задействоваться режим приоритета качества звука. Ну и так далее.

Эксплуатация и шумоподавление

Как мы видели выше, форма внутренней части корпуса у WF-1000XM4 довольно сложная, по идее она должна обеспечивать хорошую опору на чашу ушной раковины. И обеспечивает, но только если правильно надевать наушники — слегка проворачивая их после помещения в уши «вкручивающим» движением. При правильном подборе насадок и после небольшого периода адаптации удается довольно быстро находить то единственно верное положение, в котором наушники сидят комфортно, но при этом более-менее крепко.

А вот с надежностью посадки ситуация неоднозначная. Наушники большие, вес каждого — 7,3 г, для TWS-устройства это много. Полиуретановые насадки, вроде бы, довольно плотно заполняют слуховой проход, опора на раковину есть… Но во время бега и прочих активностей крепление наушников ослабевает ровно настолько, чтобы начинало казаться, что они вот еще немного, и выпадут. При этом реально они не выпадают — мы неоднократно проверяли. Вот даже когда кажется, что уже все — секунда и гарнитура на полу, она каким-то чудом продолжает держаться.

Но вот это ощущение «уже совсем скоро» все равно раздражает, приходится поправлять наушники. А делать это, как мы уже обсуждали раньше, не очень-то приятно — надо следить за тем, чтобы не коснуться случайно сенсора, да еще и датчик ношения периодически срабатывает не тогда, когда нужно. Нам помогло отключение датчика и замена штатных амбушюров на пару силиконовых от стороннего производителя. Но тут все индивидуально, конечно. Потому даже несмотря на наличие защиты от воды IPX4 рекомендовать WF-1000XM4 для занятий спортом можно, но с опаской — предварительно непременно стоит ее примерить.

В наушниках установлено по два микрофона в каждом, плюс еще и датчики костной проводимости, которые мы уже видели в «продвинутых» моделях других производителей. О принципе работы всех подобных систем мы уже как-то говорили. В обзоре по ссылке описывается восприятие звука посредством костной проводимости, но в обратную сторону это тоже работает: вибрации от голоса распространяются по черепу, после чего они улавливаются с помощью датчиков. Из описания наушников не очень понятно, используется ли этот датчик для работы с голосом в целом или только для обеспечения активации режима «звуковой прозрачности» в начале разговора.

В любом случае, аппаратная база довольно серьезная. А вот качество голосовой связи при этом на удивление невысокое, мы бы оценили его как «чуть ниже среднего». В целом-то все нормально, но каждый второй наш «тестовый собеседник» жаловался на то, что голос звучит неестественно, зачастую слова сложно разобрать. В шумной обстановке ситуация еще больше ухудшается, разговаривать становится совсем уж некомфортно — приходится следить за четкостью речи, повторять некоторые фразы, да еще и слегка повышать голос при этом.

В общем, если вы привыкли много разговаривать по телефону с помощью гарнитуры, есть повод задуматься. А если вы, как и многие пользователи предпочитаете мессенджеры, а наушники используете больше для прослушивания музыки, так и проблемы никакой нет. Ответить парой фраз на неожиданно поступивший звонок можно — вот и отлично.

А вот от «шумодава» новых 1000XM4 мы ожидали многого — прошлая модель задала высокую планку. И вот тут все действительно отлично. Да, конечно, он не лишен свойственных всем системам такого рода особенностей — может вызывать чувство «давления в голове», эффективен в основном в низкочастотном диапазоне… Но со своей работой справляется прекрасно. Вот это чувство, что тебе на уши положили две больших мягких подушки — его способны обеспечить лишь немногие гарнитуры, у 1000XM4 они чуть ли не самые большие и самые мягкие.

Мы пробовали пользоваться наушниками и в метро, и в заполненном людьми кафе, и в небольшом производственном цеху — везде активное шумоподавление показало себя просто отлично. При максимально агрессивной его работе при длительном ношении может возникнуть некоторый дискомфорт, но тут уж ничего не поделаешь — таковы особенности. В общем, очень впечатляет.

Особенно замечательные результаты достигаются в сочетании с пенными амбушюрами, которые при правильном подборе обеспечивают еще и отличную пассивную шумоизоляцию — с силиконовыми все тоже работает, но уже не настолько здорово. Потому, видимо, их и было решено вообще не добавлять в комплект. Отдельно стоит заметить, что мы были довольно скептически настроены по поводу режима подавления шума ветра — у ряда других наушников эта опция есть, но уловить разницу почти не удается. Тут она пусть и не поражает воображение, но ощутима — шум ветра действительно становится не таким раздражающим, а в ряде случаев и вовсе перестает быть слышимым.

Автономность и зарядка

К рассказу об автономности устройства производитель подошел ответственно и опубликовал целую таблицу, где указал максимальное время работы в зависимости от сочетания трех факторов: используемого кодека, активности системы DSEE Extreme и шумоподавления/окружающего звука. Ради наглядности приведем ее здесь полностью.

Кодек DSEE Extreme Функция шумоподавления/режим окружающего звука Время работы
LDAC Авто Шумоподавление 3,5 часа
LDAC Авто Режим окружающего звука 3,5 часа
LDAC Авто Обе функции отключены 4 часа
LDAC Выкл. Шумоподавление 5 часов
LDAC Выкл. Режим окружающего звука 4,5 часа
LDAC Выкл. Обе функции отключены 6 часов
AAC Авто Шумоподавление 6 часов
AAC Авто Режим окружающего звука 6 часов
AAC Авто Обе функции отключены 8 часов
AAC Выкл. Шумоподавление 8 часов
AAC Выкл. Режим окружающего звука 8 часов
AAC Выкл. Обе функции отключены 12 часов
SBC Авто Шумоподавление 5,5 часов
SBC Авто Режим окружающего звука 5,5 часов
SBC Авто Обе функции отключены 7 часов
SBC Выкл. Шумоподавление 7,5 часов
SBC Выкл. Режим окружающего звука 7 часов
SBC Выкл. Обе функции отключены 11 часов

Тестирование автономности во всех предлагаемых режимах заняло бы слишком много времени, потому мы решили остановиться на двух, обеспечивающих максимальный и минимальный уровень автономности. Первый — это сочетание кодека AAC с отключенными «шумодавом» и DSEE, в нем производитель обещает до 12 часов работы. Минимальный уровень автономности достигается при включении всех функций и использовании LDAC — до 3,5 часов. Но наша методика тестирования подразумевает трансляцию белого шума, который не в силах нагрузить DSEE Extreme так, как это делает реальный музыкальный материал. Потому будем ориентировать на режим с использованием шумоподавления, но без DSEE — в нем гарнитура должна проработать до 5 часов.

Ну и раз уж заговорили про методику, вкратце напомним, как и что мы делаем. Безопасным уровнем звукового давления при прослушивании музыки в наушниках считается 75 дБ, но на практике большинство слушателей предпочитает уровень 90-100 дБ. Мы транслируем в наушники белый шум, фиксируя уровень SPL в районе 95 дБ, сразу после старта воспроизведения запускаем запись сигнала с измерительного стенда — по длине получившегося трека легко понять, сколько проработал каждый из наушников.

Разряжаются наушники неравномерно: правый работает немного меньше левого. Крайне малое число слушателей использует наушники в монорежиме, чаще всего отключение одного из них — повод убрать оба в кейс для зарядки. Потому при определении средней автономности ориентироваться мы будем на тот наушник, который проработал меньше.

Тесты Правый наушник Левый наушник
AAC, все функции отключены Тест 1 11 часов 38 минут 12 часов 8 минут
Тест 2 11 часов 42 минуты 12 часов 12 минут
Итого 11 часов 40 минут 12 часов 10 минут
LDAC, шумоподавление включено Тест 1 4 часа 47 минут 5 часов 7 минут
Тест 2 4 часа 53 минуты 5 часов 12 минут
Итого 4 часа 50 минут 5 часов 10 минут

Как несложно заметить, полученные значения максимально близки к тем, что предложил производитель. Из чего делаем вывод, что таблице можно доверять — в качестве ориентира она вполне подходит. Ну и почти 12 часов в экономном режиме — это, конечно, просто очень здорово. Для TWS-гарнитуры результат прямо-таки невероятный. Одна полная зарядка наушников снижает уровень заряда аккумулятора кейса примерно на 40%, соответственно — зарядить наушники с нуля можно два раза, на третий почти ничего не останется.

Если верить инструкции, после 5 минут зарядки в кейсе WF-1000XM4 может работать до часа в режиме воспроизведения музыки. У нас при включенном шумоподавлении и использовании LDAC она продержалась порядка 40 минут, в более экономичных режимах явно будет больше. В общем, без музыки остаться практически нереально. Зарядка кейса с нуля занимает порядка 1,5 часов, поддерживается как проводная, так и беспроводная по технологии Qi. Индикатор на передней панели во время зарядки горит оранжевым, если что-то идет не так — начинает мигать красным.

360 Reality Audio и DSEE Extreme

Перед тем, как перейти к разговору о звучании гарнитуры, скажем пару слов про технологию 360 Reality Audio. Для полноценной работы ей нужен специально подготовленный контент, найти который можно в стриминговых сервисах — в частности, Deezer и Tidal. Последний официально в России не работает, но у всех, кому это действительно интересно, аккаунт там давно есть. Ну и плюс Sony предлагает свой сервис под названием Artist Connection, приложение которого придется поставить отдельно. Устанавливаем, регистрируемся — и вот он нужный нам для «погружения» контент.

Есть и аудиотреки, и видео. Мы бы посоветовали начать со специально подготовленного выступления Зары Ларсон — звучит действительно весьма интересно, если слушатель ранее не сталкивался с чем-то подобным, вау-эффект ему обеспечен. В целом же, до полноценного ощущения «объемного звука» там довольно далеко, как и в большинстве подобных систем. Но Sony начала активно развивать это направление, что очень хорошо — возможно, со временем предлагаемый результат будет становиться все более занимательным.

А вот технология DSEE Extreme — штука куда более интересная и даже слегка полезная в повседневном использовании. Идея создать нечто, позволяющее «достраивать» звучание сжатых с потерями файлов просто крайне не нова — все мы видели не один десяток таких решений, начиная еще с Crystalizer у Creative, как пример. Необходимость и качество работы подобных систем всегда вызывали скепсис у энтузиастов хорошего звука, но своих поклонников такие продукты находили. Радует, что качество их работы с годами растет, пуст и не столь заметно, как хотелось бы. Работают они не так топорно и нередко делают звук действительно несколько более эффектным, а уж лучше или хуже — тут вопрос вкуса.

По сравнению с уже упомянутым Crystalizer у DSEE Extreme есть одно неоспоримое преимущество — она встроена не в универсальное устройство, которое можно применять с разной акустикой и в разных условиях, а в законченный продукт. А значит, может учитывать максимум различных параметров — вплоть до особенностей применяемых динамиков. В общем, поиграть с этой опцией вполне можно и даже с удовольствием, но проще все же просто предпочесть источники с достаточным качеством звука — тот же Deezer предлагает lossless-поток в рамках не такой уж и дорогой подписки, например.

Звучание и измерения АЧХ

Из маркетинговых материалов к Sony WF-1000XM4 мы знаем, что в них размещен новый 6-миллиметровый динамик с увеличенным на 20% объемом магнита и высокоэластичным диффузором, что по замыслу разработчиков должно улучшить качество звука на низких частотах. И низкочастотный диапазон получился действительно очень интересным.

Радует, что на нем нет лишних акцентов. Ничего не «бубнит» и не давит на слух, напротив — бас звучит вполне нейтрально, но при этом четко и с хорошей атакой. Умение подавать низкие частоты таким образом — сегодня редкость, тут WF-1000XM4 сразу показала себя очень хорошо. А если вдруг хочется акцентов на басе, так их можно добиться с помощью эквалайзера, на это мы еще посмотрим.

Среднечастотный диапазон, к сожалению, не самый «ровный» — партии солирующих инструментов, а зачастую и вокал могут «проваливаться», ощутимо уходя на задний план микса. Но в целом СЧ-регистр воспроизводится довольно неплохо, а иногда даже по-своему приятно, если не пытаться концентрироваться на нюансах. Высокие частоты же подаются довольно невнятно, звук хай-хэтов и тарелок глуховат и зачастую слишком уж «размазан» — грубо говоря, они делают «пшшш» вместо «тссс». Возможно, последняя фраза получилась слишком уж образной и непонятной, потому на этом остановимся и перейдем к иллюстрациям, на графиках АЧХ все описанные особенности прекрасно видны.

Традиционно обращаем внимание читателей на то, что все графики АЧХ приводятся исключительно в качестве иллюстрации, позволяющей продемонстрировать основные особенности звучания тестируемых наушников. Не стоит делать из них выводов о качестве той или иной модели. Реальный опыт каждого слушателя зависит от множества факторов: начиная от строения органов слуха и заканчивая силой прижима амбушюров, способной серьезно влиять на передачу низкочастотного диапазона.

Низкочастотный диапазон ровный, «глубокий бас» немного уведен назад и это хорошо — меньше гулкости. Провал в районе 1,5 кГц дает нам то самое ощущение немного ушедшего назад вокала, ну и с ВЧ-диапазоном тоже все понятно. В целом все очень наглядно, но можно сделать еще нагляднее.

График АЧХ выше показан на фоне кривой IDF (IEM diffuse field compensation), предоставленной производителем используемого стенда. Ее задача — помочь скомпенсировать резонансные явления в имитированном слуховом канале и особенности используемого оборудования, создав «звуковой профиль», максимально корректно иллюстрирующий то, как звучание наушников воспринимается слушателем. Ее можно рассматривать как адаптированный под конкретное устройство аналог так называемой «кривой Хармана», созданной командой Harman International под руководством доктора Шона Олива. Скомпенсируем полученный график АЧХ в соответствии с кривой IDF.

Вот теперь график в полной мере иллюстрирует впечатления от прослушивания Sony WF-1000XM4. Гарнитура уже успела собрать немало положительных отзывов, многие называют ее звук чуть ли не лучшим в своем классе. Позволим себе с ними не согласиться — да, звук для такого форм-фактора хороший, но есть в нем пара очень спорных нюансов. В общем, перед покупкой лучше послушать — как всегда. Ну а мы будем двигаться дальше и посмотрим, какое влияние на АЧХ оказывает включение системы активного шумоподавления.

Негативное влияние, прямо скажем — низкочастотный диапазон «проседает» просто крайне заметно. Собственно, как всегда. Тут уж либо «шумодав» эффективный, либо влияние на звук минимизировано — третьего пока не дано. Так что в спокойной обстановке ANC лучше отключать — благо, есть адаптивное управление настройками, помнить про это постоянно не нужно. Кстати, о настройках — посмотрим на различные пресеты эквалайзера.

Видно, что эквализации наушники в целом поддаются — в частности, «бассхеды» могу получить столь желанный акцент на низкочастотном диапазоне. А вот как-то компенсировать особенности звучания Sony WF-1000XM4 встроенный эквалайзер не в силах — пяти полос для этого мало. В тексте мы не раз упоминали про свой опыт использования наушников с силиконовыми насадками от другого производителя. Посмотрим, как они влияют на звук.

Низкие частоты еще немного уходят назад, освобождая чуть больше места для середины. Они по-прежнему хорошо воспринимаются, но звучат просто крайне деликатно. Любителям легкого комфортного звучания может понравиться — поэкспериментировать стоит, особенно учитывая влияние насадок на комфорт и надежность посадки наушников.

Итоги

Про Sony WF-1000XM4 уже немало песен сложено, причем хвалебных. Между тем, устройство получилось весьма неоднозначным. Замечательная автономность и действительно эффективная система шумоподавления, множество настроек и система их активации в зависимости от поведения пользователя, да даже различные «улучшайзеры» звука — это всё неоспоримые плюсы, делающие гарнитуру очень и очень интересной. В общем, наушники безусловно замечательные, но забывать про отсутствие мультипойнта, спорное звучание, не всегда надежную посадку и особенности работы органов управления тоже не стоит. При этом стоимость у Sony WF-1000XM4 довольно высокая, альтернативные варианты у готового потратить такие деньги покупателя есть, причем в большом количестве. За ним, как всегда, и остается окончательный выбор.

Опубликовано: 23 сентября 2021
↓