Моё отношение к играм от DONTNOD Entertainment всегда можно было описать одним словом – «надежда». Студия никогда не блистала проектами с глубоким смыслом и философией, не ставила игроков перед сложными моральными дилеммами, но её творения умели находить отклик в сердцах аудитории. Кому-то пришлась по душе простая и меланхоличная история Life is Strange, а кто-то соблазнился нуарно-мрачной Vampyr. Twin Mirror заявляли как приключенческую детективную историю, полную удачных элементов из прошлых игр, но у разработчиков не получилось дать игрокам то, чего от них ждали.
Замысловатое нечто в красивом фантике
Пресс-версия была многообещающей. За три часа игры главный герой успел посетить родной город Басвуд, пообщаться со старыми знакомыми, проникнуться чувством ностальгии, напиться до потери памяти и даже влезть в опасное дело, связанное с убийствами и наркоторговлей. Жители шахтёрского городка постоянно стращали приезжего тайными заговорами и журналистскими расследованиями, отчего поскорее хотелось взяться за трубку и клетчатую шляпу Шерлока Холмса.
Каково же было моё удивление, когда я узнала, что события пресс-версии не были завязкой большой и сложной детективной истории с вереницей решений и последствий. Это была едва ли не половина игры, три часа неторопливого вступления, в котором сюжет раскручивался настолько медленно, что смог обмануть насчёт общей продолжительности.
Вторая половина стремится поддерживать то же настроение, и на общем фоне вялый конфликт с кульминацией не вызывают никаких эмоций. Поэтому, когда по экрану спустя шесть часов поползли титры, мне оставалось только сидеть, смотреть на имена причастных к разработке людей и задавать себе один и тот же вопрос: что это было?
Начали за здравие…
Стартовало всё хорошо, хоть и не слишком оригинально. Сэм Хиггс приехал в родной город на похороны лучшего друга, чтобы раз и навсегда разобраться со своим прошлым, ведь в прошлый раз он забыл поставить точку. Воспоминания нагоняют героя практически в каждом уголке Басвуда: расставание с любимой, статья в газете, которая разорила угольную шахту, посиделки с лучшим другом и его дочерью… Всё это было очень давно, а сейчас в городе у героя не осталось друзей – только бывшая девушка, куча старых знакомых и обозлённые шахтёры, которых Сэм однажды лишил работы.
В Басвуде не забывают старые обиды и с радостью напомнят обо всех ошибках. И будут напоминать всю игру.
Осложняется ситуация тем, что Сэм абсолютно не приспособлен к жизни среди людей. Он очень одинок и замкнут, из-за чего постоянно уходит в себя и отпускает конфликты, вместо того чтобы их решать. В своих интервью разработчики говорили, что это не болезнь, а всего лишь черта характера, маленькая слабость, компенсируемая развитым воображением и высоким интеллектом. Пусть Сэм и не умеет общаться с людьми, зато в журналистских расследованиях ему нет равных, а помогает ему в этом интересная способность – дворец памяти.
Виртуальная библиотека Сэма непохожа на настоящий мир. По его словам, она всегда понятная и упорядоченная – в общем, всё, что нужно человеку, сконцентрированному на фактах и логике, а не на интуиции.
В разное время этим интересным способом упорядочивания информации пользовались великие философы и учёные. Герой игры может не только хранить в своей виртуальной библиотеке важные сведения, но и моделировать ситуации на основе доступных улик. Обычную дедуктивную способность разработчики смогли интересно подать и показать, благодаря чему раскрывать дело очень увлекательно.
В самой игре эта механика работает так. Сначала журналист ищет на локации улики – например, пятна бензина, разбитые бутылки, следы торможения или отпечатки лап. Затем выстраивает в своей голове произошедшее пошагово, и, если гипотеза не совпадает с реальностью, значит, какую-то улику игрок трактовал неверно.
К сожалению, такая интересная механика используется нечасто.
Благодаря врождённому скептицизму и неумению принимать вещи на веру, Сэм начинает подозревать, что смерть его лучшего друга – это не несчастный случай и не суицид, а убийство. Но кому может понадобиться смерть обычного журналиста? С этим же вопросом сталкиваются девушка и дочь убитого друга. Дав кучу обещаний и заручившись поддержкой доверенных людей, Хиггс начинает распутывать клубок тайн, который опутал многих жителей Басвуда.
Шахтёрский городок выглядит так, будто застыл в янтаре – безумно красивый и мёртвый, словно вечное напоминание Сэму о главном его достижении и провале. Как и в Life is Strange, герой может бродить по городу, расспрашивать местных о жизни в провинции, жаловаться, выслушивать чужие проблемы и со всей силы проникаться атмосферой.
К сожалению, плюсы Twin Mirror на этом заканчиваются, ведь интересная завязка скатывается в непонятное нагромождение событий.
Сэм может попытаться помирить поссорившихся брата и сестру. Или просто пообещать это сделать, ведь развязку и возможное объединение семьи мы не увидим даже в эпилоге.
Из-за этого игру невозможно причислить ни к одному жанру: всё, что она смогла подарить, – это набор сцен и диалогов, которые ни на что не влияют, ничего не значат и ни к чему не ведут. Приключение из Twin Mirror получилось нелепое и будто порезанное монтажёром-новичком, а назвать игру детективом не поворачивается язык: главный злодей – это условный дворецкий.
Интересная механика с визуализацией за всю игру работает всего два-три раза, в то время как Сэма ведут по рельсам истории и даже не дают ему серьёзно ошибиться. И раз уж с сюжетом настолько не повезло, возможно, ситуацию спасут загадки и головоломки?..
Шерлок Холмс, подержи моё пиво
Начало этого уравнения было хорошим. В детективе ведь обязательно должны быть загадки! А игроку выдали в распоряжение не просто смышлёного протагониста, а настоящего интеллектуала, который выстраивает всевозможные вариации событий направо и налево за секунды.
Оглядываясь на предыдущий опыт DONTNOD, я ожидала головоломок хотя бы на уровне финального расследования Life is Strange, где героиня сопоставляла найденные улики, номера машин, пароли и координаты. Загадка хоть и была простой, но при первом прохождении могла занять игроков минут на 20.
В Twin Mirror всего одна головоломка, которая решается за минуту, – за шесть часов игры Сэм ни разу не смог проявить свой хвалёный высокий интеллект. Потому что большая часть времени была уделена не детективному расследованию, а концепции двойственности, слабой и натянутой идее об одиночестве и о том, как важно поддерживать друзей и уметь сопереживать им, а не оперировать фактами и умничать. Вот так под обёрткой приключенческой игры успешно скрылся огромный пласт самокопания… А игроку предлагают на полставки поработать психотерапевтом Сэма и помочь ему разобраться в себе.
Super Seducer для хикикомори
Несмотря на то что Сэм всегда один, он никогда не был одинок – с самого детства компанию ему составляет вымышленный друг. Разработчики задумывали безымянного приятеля как полную противоположность Хиггсу – он уверенный в себе, с чувством юмора и напористый. В общем, сын маминой подруги, даром что воображаемый.
Зеркальное отражение Сэма воплощает в себе всё то, чего ему недостаёт, в том числе и эмпатию. Общаясь с людьми, Хиггс может смело обращаться к другу за помощью, прислушиваться к его советам, игнорировать подсказки или даже спорить.
Ещё по трейлерам было известно, что Сэм даже не пытается налаживать социальные связи после нескольких неудачных попыток. Герою очень подходит японский термин «хикикомори» – это люди, которые стремятся к уединению, не умеют и не хотят общаться с окружающими, так как прекрасно чувствуют себя в одиночестве. Эту проблему предлагают решить его воображаемому другу и игроку, ведь именно от его действий зависит дальнейшее развитие событий.
Социальным помощником в игре быть довольно просто: Сэму предстоит утешать родственников погибшего на поминках, выслушивать наезды шахтёров и даже забалтывать преступников. И если в повседневных ситуациях провал ни к чему не приводит, то в серьёзных конфликтах герои могут пострадать или погибнуть. Это интересная механика, которую DONTNOD успешно применяла в предыдущих играх. В своё время у игроков кучу эмоций вызвала сцена из Life is Strange, когда героиня отговаривала одноклассницу от суицида и шанса на ошибку не было вообще.
Twin Mirror следует проторённой тропой, но в каком-то лёгком режиме. Если ситуация спорная, игрок может в любой момент поинтересоваться мнением воображаемого друга и тот порекомендует правильные слова. Но даже без посторонней помощи можно самостоятельно опознать правильную реплику среди оскорблений и неуместных шуток.
Перенимать надо лучшее, а не худшее
К Life is Strange можно относиться по-разному, но об одном эпизоде многие игроки отзывались крайне негативно – о сюрреалистичных самокопаниях. Тех самых невыносимо долгих 15–20 минутах, которые Максин проводила то в лабиринте, прячась от персонажей с фонариками, то в одинаковых коридорах или воспоминаниях. На фоне захватывающей истории про маньяка это выглядело как отчаянная попытка растянуть последний эпизод.
Разбираться в этих самокопаниях бессмысленно – их нужно просто пережить…
Главному герою Twin Mirror повезло ещё меньше, ведь он вынужден посвятить рефлексии почти треть игры. Сначала – во время панической атаки, затем – в лабиринте, в воспоминаниях, в поисках своего воображаемого друга, и снова, и снова…
Внутренний мир Сэма – как ковры с узорами: если долго вглядываться, можно случайно увидеть глубокий смысл.
Главный конфликт истории – не погоня за убийцей, а поиски душевного равновесия. Видимо, поэтому детективной составляющей было уделено так мало времени.
Всю игру Сэм пытается разобраться в себе, а когда он наконец-то смог обрести гармонию со своим воображаемым товарищем или с самим собой, возник вопрос: а что изменилось? Чем иррациональное мышление, сочувствие и эмпатия лучше рациональных доводов и фактов? Почему Сэм раньше сопротивлялся дуализму, а затем смирился с ним? Ответ на этот вопрос я так и не получила.
***
Завышенные ожидания сыграли свою роль. Twin Mirror – это игра с потенциалом, который разработчики не смогли или не захотели реализовать. У DONTNOD получилась короткая, невыразительная и непонятная история, которую хочется поскорее забыть. Скрасить разочарование способны только кантри-музыка и живописные туманные пейзажи – но только нужны ли они без полноценной игры?..
Плюсы: саундтрек; детально проработанное окружение; интересная концепция чертогов разума.
Минусы: плоские и незапоминающиеся персонажи; детективное «дело на три трубки»; дыры в сюжете; затянутая завязка и скомканная кульминация.