Актуально для платформы: PC
Как известно, большие студии уже не делают классических хорроров. Alone in the Dark мертва, Silent Hill лежит в криокамере, а авторы Resident Evil выпускают современные ремейки и экспериментируют с форматом. На помощь, как всегда, приходят инди-разработчики. Вот уже больше недели хоррор-тусовка визжит от страха и восторга, играя в Tormented Souls — это вещь, навеянная классикой родом из 90-х и созданная неизвестной чилийской студией Dual Effect исключительно по тем же лекалам. И эти восторги вполне оправданны.
Красавица и чудовище
Авторы Tormented Souls прекрасно знают, чего жаждут ветераны — поклонники классических выпусков Resident Evil. Мы играем за сексапильную девушку в коротком, игриво взмывающем при беге платьице, которую, как Джилл Валентайн в недавнем ремейке RE3, тут же хочется раздеть. Минут через пять после начала она и впрямь оказывается обнажённой в ванной, в рот ей вставляют большой шланг и… Впрочем, оставьте фантазии. Всё на самом деле плохо — девушку лишили глаза и, кажется, готовят к ужасной операции.
Выбравшись, одевшись и нацепив повязку на то место, где раньше был правый глаз, Каролина Уокер полна решимости выяснить, что же творится в этом проклятом старом доме. Сюда, в особняк Уинтерлейк, она отправилась, чтобы узнать судьбу двух пропавших без вести девочек-близнецов, но, как видите, и сама оказалась в опасности.
Постепенно, в том числе из найденных записок и дневников, мы узнаём о том, как появились на свет девочки, об их родителях, о странных событиях, происходивших в этом не менее странном доме, оборудованном под больницу. Узнаём также о сектах, экспериментах и даже жертвоприношениях — в общем, полный набор.
Да, тут есть свои неожиданные открытия и интриги. Кто этот священник, который периодически нам встречается, даёт советы и спокойно ест суп в заброшенном особняке, полном монстров? И почему Каролина может войти в зеркало и переместиться в другое место?
Но в целом сценарий соответствует опять же традициям жанра, а многие ваши догадки, сделанные ещё в середине прохождения, окажутся правдой. Но это не мешает с интересом следить за происходящим, а потом и переигрывать финальный отрезок, чтобы получить хорошую концовку — всего их три.
Конечно, персонажи напоминают кукол и не слишком глубоко прописаны. А Каролина иногда похожа на дурочку. Даже оставшись без глаза, столкнувшись с монстрами, она в разговоре с тем же священником будет переспрашивать: а ему не кажется, мол, что тут творятся странные вещи? Сценаристы ремейков RE от Capcom как раз старались выдать более живых персонажей. Но Tormented Souls всё-таки больше не про героев, а про атмосферу, геймплей и загадки.
Как раньше и как надо
Игровой процесс тоже соответствует ГОСТу. Управляем мы Каролиной с видом от третьего лица с фиксированной камерой. Да, саму схему управления можно назвать более современной, а камера чуть более динамичная, но в целом ощущения всё те же. И даже свойственные такой схеме неудобства здесь вызывают резонанс в душе.
Когда входишь в новое помещение и только слышишь, но не видишь приближающегося врага, сразу становится не по себе и хочется вернуться обратно. Наводишь оружие на звуки и начинаешь нервно стрелять в ту сторону, вслушиваясь, попал или нет. Это вызывает массу эмоций. Во-первых, ностальгию: сразу вспоминаешь бессонные ночи за первыми Silent Hill и Resident Evil. Во-вторых, действительно нервно и страшно. Тем более что сами монстры своим уродливым (в хорошем смысле слова) дизайном сразу заставляют вспомнить про Silent Hill.
Работа со звуком в Tormented Souls шикарная. Только в безопасных комнатах включается спокойная и очень приятная музыка. Тут, как правило, можно сохраняться на кассетных магнитофонах (только так, никаких чекпоинтов!), но сначала нужно найти и поставить бобину — всё по законам классики.
По тем же законам приходится экономить боеприпасы и аптечки, постоянно проверяя инвентарь и радуясь каждой новой находке. Тем более что крафтить патроны нельзя. Всего в игре четыре вида оружия — сначала доступны только гвоздомёт и ломик, которым лучше всего добивать врагов, экономя боеприпасы, потом появляются дробовик (сначала нужно найти и собрать его части) и этакий шокер. Да, негусто, но и не пусто.
Сделайте нам неудобно!
Наконец, Каролина боится темноты. Если остаться в ней на несколько секунд, то тьма поглотит девушку и игра закончится. Поэтому часто приходится бегать с зажигалкой и зажигать канделябры, чтобы осветить участок и выманить на него монстра. А взять в одну руку зажигалку, в другую — гвоздомёт или ломик девушка не может или не хочет — нужно каждый раз переключаться между экипировкой через инвентарь. И только во второй половине кампании нам выдадут фонарик, который можно прикрепить к куртке, освободив руки.
Из-за этого в некоторые места сразу не попадёшь: если, например, там не только темно, но и враг преграждает путь. Включил зажигалку — остался безоружным, достал гвоздомёт — поглотила тьма. Да, по всем современным правилам это неудобно и вообще минус. Но в данном случае понятно, что авторы сделали так намеренно, чтобы вызвать ещё больше ностальгии и одновременно напряжения. И это работает — ругать не хочется, а хочется найти решение, как же попасть в эту зону.
Думай, чтобы выжить!
Естественно, в Tormented Souls полно классических головоломок. Большинство из них связаны с тем, как попасть за очередную закрытую дверь и открыть очередной замок. К одной двери нужно подобрать или даже собрать предмет нужной формы, к другой — прикрепить ручку и простучать ею правильный ритм, к остальным и подходить до поры до времени бесполезно, пока не поймёшь, как решить закрученный пазл. Также мы чиним электрощитки, меняем предохранители, устанавливаем давление в системах, крутим вентили, развлекаемся в классической мини-игре «Водопроводчик» и подбираем цифры к кодовым замкам.
Плюс упражнения с предметами, которые нужно комбинировать в инвентаре. Какие-то головоломки легче, другие сложнее. Есть и классические, опять же родом из 90-х, условности: можно долго искать, как срезать верёвку на люке, хотя где-то рядом находится кухня, где лежат ножи — естественно, никто не разрешит нам их взять.
В любом случае скучно не будет. Где-то раздражает не очень понятная логика — хотя потом выясняется, что и подсказки были, и логика, если разобраться, присутствует. Где-то поражаешься фантазии авторов: в одной ситуации нужно смерить сердечный ритм у статуи, в другой — вставить пластмассовое сердце в куклу или пришить руку к манекену, действуя по принципу магии вуду.
Всё это обрамляется не самой современной, но достойной картинкой, в которой прежде всего хочется отметить шикарный дизайн и детализацию окружения на уровне больших AAA-игр. Даже не верится, что всё это сделала небольшая чилийская студия. Вот разве что лицевая анимация (точнее, её отсутствие) в роликах и кат-сценах слегка режет глаз, да иногда встречаются небольшие технические огрехи.
Кроме того, не помешали бы режим «Новая игра +» и возможность разблокировать какие-нибудь плюшки вроде нового костюма для Каролины, чтобы стимулировать нас к повторному прохождению. Хотя не слишком ли много и сразу я хочу от команды, которая и без того уже подарила нам очень неожиданный и потому ещё более приятный маленький шедевр?
Tormented Souls показательно олдскульная и во многом не слишком удобная. Но при этом вызывает бурю восторга. Хотя удивляться тут нечему. Во-первых, управление и поведение камеры всё-таки модернизированы, и потому к ним быстро привыкаешь, а уж на геймпаде — тем более. Во-вторых, все мы соскучились по классике — это сегодня как глоток свежего воздуха (пусть и с привкусом нафталина). И главное, авторы всё сделали грамотно и с душой — в Tormented Souls по-настоящему страшно, атмосферно, интересно и почти нет типичных для инди проблем. Быть может, лучшим хоррором года многие выберут именно эту игру, а не Resident Evil Village.
Плюсы: сюжет в целом традиционен для жанра, но следить за ним всё равно интересно; более чем увлекательный классический геймплей; множество загадок; отличные дизайн и детализация окружения; по законам классики выстроенная атмосфера напряжения, которая в том числе создаётся великолепной работой со звуком.
Минусы: персонажи слабо прописаны; мало видов оружия; встречаются технические проблемы; мало стимулов для повторного прохождения.