При упоминании Outlast на ум непременно приходят узкие коридоры психиатрической лечебницы с выводком неадекватных пациентов, тайные проекты ЦРУ и изучение паранормальщины. На этом фоне Outlast II видится не продолжением, а абсолютно новой игрой в другом сеттинге. Вторая часть сконцентрировалась на борьбе религиозных общин в провинциальном поселении Аризоны. На горизонте уже не было никаких тайных организаций и заговоров, во главе угла стояла простая история о сектах и низменных пороках их правителей.
За хорошую конспирацию стоит благодарить агентов корпорации «Мёркоф» – если вы не заподозрили её участие в хаосе, который накрыл маленькую аризонскую деревню, то сотрудники компании хорошо справляются со своей работой.
К счастью, перед вами человек, который несколько раз побывал на разных объектах «Мёркоф», выжил, не тронулся рассудком и даже прихватил оттуда несколько секретных документов. До выхода The Outlast Trials будет полезно вспомнить, какая корпорация прячется под маской благотворительности, что было главным предметом научных исследований «Мёркоф» и как с этим связан загадочный проект «Волрайдер».
Всё на благо человечества
Открытая в 2009 году компания «Мёркоф» в глазах общественности была благотворительной организацией, которая помогала людям с искалеченной психикой. Подтверждая звание филантропа, корпорация приобретала медучреждения по всей Америке, в том числе центр реабилитации ветеранов «Спиндлтоп» и психиатрическую лечебницу «Маунт-Мэссив» в горах Колорадо. Проникшись благими намерениями компании, к ней присоединился известный учёный Рудольф Вернике: немецкий исследователь работал на благо общественности вплоть до своей смерти и даже после неё в глазах корпорации оставался человеком широкой души.
Именно эту историю знают не вхожие в корпорацию люди и даже большая часть её сотрудников. Но если копнуть чуть глубже, можно выяснить, что благотворительная организация родилась из остатков компании, деятельность которой была остановлена в 1973 году по приказу главы ЦРУ Ричарда Хелмса. В этот период правительство публично закрыло печально известный проект MK-Ultra и уничтожило все исследования, в том числе наработки «Мёркоф».
И так как студия Red Barrels выстраивает сюжет своих игр поверх реальных организаций и фактов, стоит поговорить о загадочном проекте, который постоянно становится объектом внимания в массовой культуре.
Программа MK-Ultra была запущена после Второй мировой войны: разведывательное управление хотело знать, как гипноз, химические, биологические и радиологические средства влияют на психику людей. Впоследствии эти исследования помогли бы контролировать сознание, вербовать агентов, избавлять солдат от «человеческого фактора» и успешно проводить допросы. По некоторым сведениям, учёные начинали не с чистого листа, а пользовались черновиками врачей немецких концентрационных лагерей.
По приказу правительства врачи и исследователи не помогали пациентам, а лишь усугубляли их состояние во имя науки и прибыли.
Как подрядчик, «Мёркоф» проводила свои исследования в психиатрической лечебнице для душевнобольных «Маунт-Мэссив» – это прямая отсылка к реально существующему Мемориальному институти Аллана, который и по сей день связывают с экспериментами MK-Ultra.
Как и в реальности, учёные уделяли внимание гипнозу и влиянию на человеческое сознание. Это подтверждают многочисленные документы, найденные на территории «Маунт-Мэссив». Пациентами были оставлены записки про эксперименты, учёные и исследователи проливали свет на проект Bluebird, который предшествовал MK-Ultra.
Пациенты «Маунт-Мэссив» верили в методы своих врачей и поддержку правительства. Это тоже отсылает к реальным событиям: многие шизофреники, лечившиеся в Аллане, не знали, что над ними проводятся незаконные и калечащие психику исследования. Кен Кизи (Ken Kesey), писатель, впоследствии подаривший миру роман «Пролетая над гнездом кукушки», тоже по незнанию участвовал в экспериментальной программе ЦРУ по влиянию ЛСД и мескалина на умственные способности человека.
Корпорация «Мёркоф», открывшаяся заново в 2009 году, отчасти продолжила старые исследования. Но самым большим достижением компании стал проект «Волрайдер», который работники «Мёркоф» развивали при содействии немецкого учёного Рудольфа Вернике.
Проект «Волрайдер» – крупнейшее достижение «Мёркоф»
Не обожествляйте рой и не позволяйте бреду пациентов влиять на ваши собственные убеждения. Всякое разумное существо, порождённое данной технологией, будет настолько превосходить нас, что иллюзия его божественности может показаться вполне обоснованной.
Мы всегда всматривались в Хаос и называли его Богом. Теперь мы обладаем такой силой, что подобные верования могут нас уничтожить. Не поддавайтесь искушению. Не забывайте, что вы – учёные.
Впечатлительные люди, увидевшие однажды мощь Волрайдера, клянутся, что своими глазами узрели духа, потустороннюю сущность или даже самого Господа. Но его создатель, Вернике, всегда напоминал своим коллегам и подчинённым, что Волрайдер не был сверхъестественной силой или чем-то дожидавшимся их [учёных] в недрах горы».
Волрайдер, или нанорой, – это искусственно созданные клетки, власть над которыми может заполучить только специально подготовленный человек. Управляя этим «механизмом» из осознанных сновидений, испытуемый может лечить болезни, а иногда и превращаться в ультимативное оружие.
Вернике добился первых успехов ещё в нацистской Германии. В одном из документов его коллега описывает увиденное как «прорыв в царство духа», просит поставить в известность Дитриха Экарта (одного из создателей Немецкой рабочей партии) и фюрера. Проект был чрезвычайно важен для народа Германии и мог повлиять на ход войны.
Эксперименты по созданию нанороя были основаны на теоретических размышлениях Вернике и Алана Тьюринга, английского криптографа.
В довоенный период у Тьюринга была работа «Химические основы морфогенеза», которая имеет прямое отношение к двигателю, впоследствии созданному Вернике. Партнёрство светил науки было коротким и безуспешным, поэтому практическую часть немец реализовывал один. Неизвестно, на каком этапе было его исследование в довоенное время, но технология уже действовала, и её можно было лишь совершенствовать.
После окончания Второй мировой Вернике, как и многих немецких и австрийских учёных, отправили в США по операции «Скрепка». В то время Гарри Трумэн запрещал вербовать людей, которые принадлежали к нацистским партиям и могли угрожать безопасности союзных сил. Закон отбраковывал множество выдающихся учёных, поэтому специальное агентство «обеляло» их биографию. Попав в Штаты, Вернике несколько лет работал на правительство и был вовлечён в неизвестные проекты.
Судя по интервью, Вернике был в Лос-Аламосе, где ранее учёные работали над Манхэттенским проектом. Правительство просило Рудольфа воспроизвести результаты, которых он добился в Германии, но тот заявил, что это невозможно из-за разных менталитетов.
В 2009 году Вернике присоединился к открытой вновь корпорации «Мёркоф», чтобы продолжить свои исследования при огромном финансировании. Начальство компании прогнозировало проекту «Волрайдер» огромную прибыль, а потому любые жертвы и расходы считались средствами, которые оправдывает цель. Учёных корпорации не останавливала и разность менталитетов: они были настолько одержимы возможным успехом и научным прорывом, что Вернике согласился передать им свои знания.
Морфогенетический двигатель – все ужасы мира в одной машине
Механизм действия морфогенетического двигателя подробно описан не был; неизвестно и то, как Вернике заполучил рой способных к репродукции нанитов уже в конце 1930-х.
Нанорой (Волрайдера) можно сравнить с компьютером, которым обязательно должен управлять человек. И все исследования «Мёркоф» по данному проекту сводятся к поиску подходящего «пользователя» среди пациентов («вариантов»). Прежде чем стать носителем Волрайдера, человек должен пройти определённые этапы подготовки: гормонотерапию и терапевтические сеансы, а также научиться вызывать осознанные сновидения.
Терапевтическая подготовка необходима для того, чтобы подвергнуть организм стрессу и сделать психику варианта более податливой – возможно, именно по этой причине в качестве «благотворительных» проектов «Мёркоф» выбирала психиатрические лечебницы и центры реабилитации. По словам самого Вернике, обуздать Волрайдера сможет лишь человек, который видел и пережил достаточное количество ужасов. В ходе терапии психику пациентов лечебницы намеренно калечили ещё больше, чтобы повысить шансы.
На практике, негативный опыт пациента может и усилить его сопротивляемость процессу. Так, Крис Уокер достаточно долго противостоял действию двигателя из-за ужасов, которые видел во время войны.
В качестве вариантов использовали только мужчин. После нескольких месяцев работы над проектом выяснилось, что излучение двигателя пагубно влияет на женский организм. У трети сотрудниц корпорации возникала психосоматическая беременность; и, пытаясь избежать исков и лишних трат, компания перевела всех женщин на другие объекты.
Само название машины – «морфогенетический двигатель» – уже многое говорит о её назначении. Исходя из моих скудных познаний в биологии, морфогенез – это процесс самоорганизации материи, формообразования, развития органов и частей тела. Алан Тьюринг описывал работу этого процесса на примере формирования пальцев в утробе, полос на зебрах и т. д.
В контексте Outlast двигатель должен был поддерживать процесс морфогенеза, а морфогенами у вариантов выступали их собственные клетки и введённые искусственно (какие – не уточняется; возможно, это были гормоны). Если организм не принимал внедрённые морфогены, это приводило к появлению опухолей, раку, поражению мозга, миндалин, кожным высыпаниям и другим повреждениям.
А если принимал и морфогенетический двигатель справлялся с задачей, пациент становился «фабрикой», мог воспроизводить в своём организме нанорой и управлять им. Первым успешным вариантом стал пациент Билли Хоуп – именно его в конце Outlast убивает журналист Майлз Апшер. А так как за время, проведённое в больнице, Майлз пережил множество калечащих психику событий, он стал идеальным вместилищем для освободившегося нанороя.
В ходе игры можно узнать, что Вернике стал для Билли практически отцом. Хоуп искусственно продлевал жизнь учёного, излечил его рак и зрение («Мёркоф» видела в проекте «Волрайдер» огромную прибыль – скорее всего, это связано с умением нанороботов влиять на раковые клетки). Привязанность к пациенту и собственный возраст сделали Вернике необъективным, поэтому управляющие «Мёркоф» собирались убирать его из финансовых и структурных систем лечебницы.
Корпорация, в частности Хелен Грант (сотрудник департамента снижения юридических рисков) выражала обеспокоенность тем, что, увлёкшись успехами Билли, Вернике забыл о трёх удачных кандидатах на управление нанороем. На момент инцидента в «Маунт-Мэссив» все трое были переведены на новый объект, что может говорить о появлении проекта «Волрайдер» в следующих частях игры.
Search and Destroy
Майлз Апшер не смог выйти живым из лечебницы и рассказать миру о незаконной деятельности компании, зато оттуда выбрался Вэйлон Парк, главный герой DLC Whistleblower. В эпилоге бывший программист «Мёркоф» находит союзника в лице Саймона Пикока и выгружает все видеофайлы из больницы в Сеть. В тот момент игрок мог лишь гадать, как отреагировала общественность на подобные новости, а в 2016 году в свет вышла серия комиксов Outlast: The Murkoff Account, которая поставила точку в этой истории.
В центре повествования – два сотрудника «Мёркоф» из отдела страховой защиты, которые преданы идеям корпорации. В их обязанности входит минимизация денежных затрат, сокращение бюджетов и расследования, связанные с утечками данных, жалобами сотрудников, пациентов и их семей.
Экономическая стабильность компании – главная цель агентов, что снова напоминает о том, что «Мёркоф» – это средоточие зла с низкой корпоративной и социальной ответственностью. Инцидент в «Маунт-Мэссив» обязал Полов посетить объект и уничтожить выживших свидетелей. Преследуя Вэйлона Парка, агенты «Мёркоф» присвоили его интернет-аккаунт и задним числом убедили возможную аудиторию в неадекватности бывшего коллеги. В данный момент программист жив и скрывается вместе со своей семьёй, но все доказательства вины корпорации посчитали бредом человека, который помешался на теориях заговора.
Чтобы избежать лишних расходов, страховые агенты избавляются не только от посторонних, но и от своих коллег. Охранник Крис Уокер, учинивший резню в одном из купленных «Мёркоф» центров реабилитации, был насильно вовлечён в программу «Волрайдер». Подавший жалобу сотрудник Дэвид Аннапурна «залечен до смерти» по приказу Ричарда Трагера, а сам доктор отправлен в движок в качестве расходного материала из-за сексуальных домогательств на рабочем месте.
Религиозный эксперимент «Мёркоф»
Религиозная тематика Outlast II никак не вяжется с общим духом «злой корпорации» ровно до момента прозрения – «Мёркоф» занималась приобретением земли по всей стране, в том числе и клочка территории в пустыне Аризоны, рядом с небольшим религиозным поселением Храмовые Врата. Там корпорация возвела несколько радиовышек для своего следующего эксперимента.
Деревня находилась в пустыне и не была отмечена на картах, поэтому корпорация могла не прикрываться благотворительностью.
Сначала об этой собственности узнали люди, пытающиеся разрушить «Мёркоф», затем Саймон Пикок передал координаты Полу Мэриону, который начал сомневаться в идеалах корпорации. Пытаясь выяснить правду, что скрывалась за уровнями допуска, агент отправился в Аризону и лично столкнулся со вспышкой, которая мучила жителей Храмовых Врат.
Сигналы радиовышки наносят непоправимый ущерб психике: глава церкви Салливан Нот окончательно сошёл с ума, а легковнушаемые последователи верили каждому его слову. Воодушевившись концепцией апокалипсиса и боясь прихода Антихриста из чрева женщины, жители Храмовых Врат убивали младенцев ещё до рождения. Отколовшиеся от верования еретики противостояли Ноту, заражённых сифилисом и гонореей людей ссылали в лес умирать, и лишь некоторые люди, сохранившие капли рассудка, пытались сбежать во внешний мир.
Дела корпорации оказались под угрозой разоблачения, когда беременная женщина Джейн Доу смогла покинуть Храмовые Врата, а анализы в местной больнице показали неудачное знакомство с морфогенетическим двигателем. Неизвестно, был ли этот эксперимент частью проекта «Волрайдер», – симуляция худших кошмаров способна подготовить людей к управлению нанороем, но это могло быть и совершенно новое исследование по контролю сознания.
Жители деревни периодически натыкались на высокие заборы вокруг собственности корпорации, но вспышка и последующие галлюцинации быстро заставляли потерять дорогу к странным постройкам.
Пытаясь скрыть следы корпорации, Полин Глик сломала сбежавшей женщине шею, но небрежная попытка спрятать улики привлекла ещё больше внимания со стороны общественности. Именно из-за инцидента с Джейн Доу в пустыню Аризоны отправились журналисты Линн Лангерман и её муж Блэйк, главный герой Outlast II.
Попав в Храмовые Врата, Блэйк тоже подвергся излучению радиовышек: так как оборудование генерировало уникальные галлюцинации, журналист то и дело оказывался в собственном аду. Самый мрачный уголок его памяти – это чувство вины за смерть одноклассницы, которой домогался и которую затем убил школьный учитель. Это воспоминание порождало ужасные сцены с монстром, что преследовал Блэйка по коридорам школы, а также крики погибшей девушки.
На записях, которые были сделаны в галлюцинациях, присутствует только белый шум. Лишь изредка в них можно разглядеть узнаваемый логотип «Мёркоф».
И если герой подвергался терапевтическим сеансам всего одну ночь (к концу которой умственно деградировал), то жители Храмовых Врат были вынуждены просматривать свои кошмары на протяжении многих лет. Оттого в поселении царила такая нездоровая атмосфера, а люди поддались больным верованиям Салливана Нота об Антихристе и конце света.
Что в «Маунт-Мэссив», что в Храмовых Вратах, сталкиваясь с неизвестным, люди оборачивали увиденное в религию. Пациенты больницы видели в Волрайдере бога, а аризонские фермеры охотно шли за извращёнными верованиями священника, которого знали до эксперимента. Это могла быть идея корпорации, ведь Салливан Нот, разочаровавшись в церкви, создал свою религию, когда услышал голос по радио.
Неизвестно, как бы закончился эксперимент «Мёркоф», если бы не Майлз Апшер, которого корпорация считала погибшим. Оставшись без своего тела и контролируя нанорой, журналист взял под управление колонию муравьёв. Сначала они помешали расследованию Полов, уничтожив квартиру Апшера и все улики, а затем разрушили радиовышки в Аризоне. Этим и закончилась Outlast II – вспышкой белого цвета, которая, как предрекал Салливан Нот, означала рождение Антихриста и конец света.
История Блэйка Лангермана закончилась так – он потонул в этой вспышке, неся на руках своего новорождённого сына.
Агенты «Мёркоф» во главе с Полин Глик прибыли на объект уже спустя несколько часов. Как всегда, в их обязанности входило уничтожение трупов и поиск выживших свидетелей. Перед «концом света» Папа Нот напоил цианидом выживших последователей и покончил с собой в церкви. На объекте агентов ждали десятки тел местных, а также труп Линн Лангерман, которая погибла сразу после родов.
Беременность Линн вызывала вопросы на протяжении всей игры, но люди, знакомые с принципом действия морфогенетического двигателя, сразу же опознали знакомые симптомы – в их числе и психосоматическая беременность.
В последнюю очередь агенты «Мёркоф» нашли единственного выжившего, Блэйка, который пребывал в состоянии полного отрыва от реальности.
Агенты забрали Лангермана в штаб, чтобы покопаться в его памяти и изучить состояние. Судьба журналиста остаётся неизвестной, но вряд ли его ждёт что-то кроме стола патологоанатома и забвения.
Будущее вселенной Outlast
Предыдущий опыт подсказывает, что бороться против такой корпорации бесполезно – слишком велико её влияние, а риски высоки. Агенты «Мёркоф» рано или поздно находят всех свидетелей и быстро заметают улики под ковёр. Но несмотря на это, у обычных людей остаётся надежда, и, пока есть готовые бороться, ещё не все потеряно.
Но до полноценного продолжения этой истории далеко. The Outlast Trials, запланированная к выходу в 2021 году, – это приквел, в котором разработчики хотят рассказать о предыстории проекта MK-Ultra и раскрыть подробности о мифологии игры. А это значит, что на сцену возвращается одна из самых таинственных программ ЦРУ. Действие будет разворачиваться в разгар холодной войны, что позволит сконцентрироваться на чувстве парайони.
Это слова Филиппа Морина (Philippe Morin), главы Red Barrels. Несмотря на опасения игроков по поводу мультиплеера, он заверяет, что наличие друзей на испытаниях «Мёркоф» не сделает игру менее страшной. Наоборот, в коридорах будет чрезвычайно легко отделиться от группы и ощутить, как страх и противники загоняют в ловушку.
Пока неизвестно, какой из экспериментов подготовила MK-Ultra для своих испытуемых на этот раз. Судя по октябрьским скриншотам, учёные будут моделировать повседневное окружение и психлечебницей разработчики уже не ограниваются.
Это напоминает реальный проект по изучению действия ЛСД, в ходе которого испытуемых приводили на конспиративные квартиры и наблюдали за их реакцией на наркотики.
В программе MK-Ultra было много других исследований: попытки переписать память, смена мировоззрения и создание идеального солдата. Возможно, правительство хочет проанализировать тот самый «человеческий фактор» и убедиться, что взаимовыручка исчезает при первых признаках опасности? Проверить преданность своих друзей или попытать счастья в одиночестве можно будет уже в следующем году.