Актуально для платформы: PC
Видеоигр, выросших из модификаций, хватает, но,
как правило, это мультиплеерные развлечения. А вот ориентированных на одиночное
прохождение не так уж и много. The Forgotten City от Modern Storyteller — как раз
такой случай. Начиналось всё с мода для Skyrim, но коллектив из
трёх разработчиков решил, что их идеи достойны самостоятельной игры.
Спустя четыре года напряжённого труда релиз состоялся. Но стоит ли внимания чисто сюжетный
«симулятор ходьбы», бывший когда-то лишь побочным квестом в последней
части «Свитков»? Сейчас расскажем. Не бойтесь, обойдёмся без спойлеров!
Коллективная ответственность
Замечание про спойлеры неслучайно. Сами авторы в главном меню предупреждают — не портите
другим удовольствие, не рассказывайте о сюжете игры больше, чем это необходимо.
Вполне понятная просьба, ведь геймплей здесь состоит как раз из поглощения
этого самого сюжета.
Главный герой, наш современник, случайно
натыкается на руины древнеримского города, скрытые в подземных пещерах и
потому прежде не найденные. Развалины домов и храмов, удивительной
красоты золотые статуи — уже интересно, но это только цветочки: с помощью
временного портала в одном из разрушенных храмов наш герой
переносится почти на две тысячи лет в прошлое. Город на месте, о нём так же
никто не знает, но кроме огромного
количества всё тех же золотых статуй, изображающих людей в разных позах и
ситуациях, есть в нём и обычные жители.
Как вскоре выясняется из разговоров с ними, из
города нельзя уйти: новички попадают сюда при таинственных обстоятельствах и
ничего об этом не помнят, а выхода нет просто физически — город-то в глубокой
пещере, хоть и освещаемой солнцем из разлома в её потолке. Поселение пытается
сохранить привычный для большинства её жителей образ жизни — почти все они
римляне, поэтому управляет здесь выборный магистрат, а в храме несёт службу
весталка. Есть даже свой гладиатор, который, правда, за неимением соперников
занимается охраной местного богача.
Но самое главное отличие этого небольшого
социума (тут едва наберётся два десятка жителей) — это не его
закрытость, а таинственное Золотое правило. Звучит оно просто: совершишь
преступление, даже мелкое, вроде кражи куска хлеба, — умрёшь, а тело твоё
станет ещё одним золотым изваянием, которые встречаются в городе на каждом
шагу. Самое страшное, что постигнет эта кара не только нарушителя, а
вообще всех жителей — такая вот извращённая версия древнеримской децимации.
Что интересно, местные не знают, работает ли
Золотое правило на самом деле. Понятно, что подтвердить или опровергнуть его
истинность можно очень просто, но
рисковать жизнью всего города желающих не находится. К тому же вездесущие
статуи, так похожие на настоящих людей, намекают, что правило существует и
действует.
А вот игрок не раз почувствует его действие на
своей шкуре, но, в отличие от остальных, у него есть шанс спастись. Всех
предыдущих фантастических особенностей сюжета разработчикам показалось мало, и
они даровали главному герою возможность вернуться назад во времени в случае
нарушения правила — но только к началу текущего дня, когда он уже попал в
прошлое. Временная петля — штука, конечно, хорошая, но если не разорвать этот
круг и не найти способ покинуть город, то наш персонаж обречён на вечное
заточение в одном и том же дне: жители рано или поздно совершат преступление и
навлекут на себя неизбежную кару.
Симулятор ходьбы и разговоров
Завязка интригующая, хотя
подобные истории о небольшой группе людей, попавших в странное место,
живущее по своим законам, не раз встречались в литературе — вспомните хотя бы
«Град обреченный» братьев Стругацких или «Гения кувалды» Евгения Лукина. Город,
впрочем, здесь так себе: население у него очень скромное, что заставляет лишний
раз вспомнить Skyrim — там тоже были «города» с десятком жителей.
С другой стороны, это позволило обойтись без
статистов — каждый персонаж уникален, имеет свою историю,
характер и непосредственно влияет на развитие сюжета. Любовные интриги, борьба
за власть, жадность, обман — несмотря на незримый дамоклов меч над головой,
горожанам не чужды привычные людям пороки. Собственно, нам и предстоит распутывать этот клубок взаимоотношений, наказывая виновных и помогая несправедливо обиженным.
Геймплей The Forgotten City собран из двух
основных частей: бега по локациям и бесед с местными. Перед нами
типичный разговорный квест из TES или Fallout, что неудивительно
— ещё раз напомню, что игра первоначально была всего лишь модификацией для «Скайрима». Симулятор ходьбы с детективным привкусом — это и хорошо и плохо.
Хорошо потому, что сюжет здесь интересен. А вот из плохого — не лучшая
организация игрового процесса.
Дело в том, что даже использование временной
петли не всегда спасает от необходимости раз за разом посещать одних и тех же
персонажей, вести с ними одни и те же беседы, надеясь, что теперь удастся
узнать что-то новое. Это не Outer Wilds, где разгадка тайны возникает в голове
игрока, а не в скриптах, позволяющих двигаться дальше по сюжету.
Возможность вернуться и начать всё заново позволяет выбрать другой вариант ответа в разговоре, а полученные
знания и вещи остаются с игроком и после начала очередного «Дня сурка». Но
необходимость хотя бы раз прощёлкать нужную ветку диалога и обзавестись
некоторыми вещами никуда не исчезает.
NPC пытаются создавать видимость жизни — перемещаются по локациям, ведут беседы
и занимаются своими делами. Хорошая идея для погружения в атмосферу, но опять
подкачала реализация: из-за того, что все передвижения и взаимодействия NPC подчиняются строгому распорядку (пусть он иногда и меняется в зависимости от наших действий), начать диалог иногда невозможно — будьте добры подождать, пока один персонаж не закончит разговор с другим.
Бегаем по кругу
Вообще, ждать начала очередной скриптовой сцены
и повторять уже сделанное здесь приходится часто. Если поначалу
этого не замечаешь — хватает других дел, вроде изучения ещё не посещённых
локаций, — то чем ближе к концовке, тем чаще сталкиваешься с тем, что игра превращается в рутину. Есть попытки это автоматизировать: вам поможет
один из персонажей, которого вы встречаете в начале очередной временной
петли. Но почему-то эта задумка не доведена до конца — некоторые повторяющиеся
вещи придётся делать самому.
А сюжет-то интересный! Хочется узнать всё:
изучить подноготную всех персонажей, понять, что происходит в городе, найти
способ пробраться в недоступные локации, добиться всех концовок… Но чем
дальше, тем больше однообразия. Ну правда, угадывать
нужную ветку в диалогах с помощью «сейвлоада» совсем не весело. Ситуацию
пытается спасти один из квестов, где придётся не только беседовать, но и
повоевать, однако его хватает лишь на то, чтобы немного отвлечься.
The Forgotten City, несмотря на статус
самостоятельного проекта, не удалось далеко уйти от образа очередного побочного
квеста в «Скайриме». Нет здесь цепляющей изюминки, если не считать
самой истории, но и с той не всё гладко — о реализации бесед и
продвижения по сюжету я уже сказал. У Outer Wilds, тоже посвященной
путешествиям во временной петле, получилось куда лучше.
Перед нами игра, которой не жалко поставить
«Похвально» — и не более. Она отлично подходит для того, чтобы на пару-тройку
вечеров погрузиться в сюжет, а большего ждать не стоит. Как раз
это нам и обещали, не так ли?
Плюсы: интересный детективный сюжет; множество
вариантов развития событий.
Минусы: ближе к финалу есть риск утонуть в
рутинном повторении одних и тех же действий.