Актуально для платформы: XBOXSX
Быть родственником легендарного человека, если планируешь заниматься тем же, чем и он, не так просто. Все ожидают, что ты продолжишь его дело и заменишь его в случае смерти, но что если хочется развиваться в другую сторону? В такую ситуацию попал главный герой The Artful Escape, Фрэнсис Вендетти, чьи душевные переживания приводят его в причудливый, фантасмагорический мир музыки, где ему легче быть собой.
От судьбы уйдёшь
Фрэнсис — племянник знаменитого (и уже скончавшегося) Джонсона Вендетти, великого фолк-музыканта, которого знают все жители города Калипсо. Уже спустя сутки у героя состоится первый концерт, и важность его родственной связи настолько велика, что на постерах его изображение значительно меньше фотографии Джонсона.
Проблема в том, что Фрэнсису не нравится исполнять фолк. Ему гораздо интереснее взять в руки электрогитару и прыгать по сцене, а не строить из себя Боба Дилана (Bob Dylan). В то же время разочаровывать аудиторию, уже повесившую на него ярлык, не хочется. В таком экзистенциальном кризисе он и пребывает, пока в ночь перед концертом к нему не прилетает странное существо Зомм-Гипнагог, «вестник рока и несчастий». Гость говорит, что в ином измерении у некоего капитана Лайтмена приболел артист, и приглашает Фрэнсиса помочь с организацией выступлений.
Тут начинается череда событий, больше похожих на галлюцинации. Герой переодевается в модный костюм, а в руках у него материализуется электрогитара. Стоит начать на ней играть — и мир вокруг оживает. Загораются гирлянды, выпрыгивают из водоёмов рыбы, распускаются цветы. В этой фантазии Фрэнсис занимается любимым делом и становится счастливее, хотя постоянные мысли о Калипсо и грядущем концерте продолжают его посещать.
Наконец-то он счастлив.
Получается не самая оригинальная, но сильная история о поиске себя, боязни провала и трудностях жизни в тени другого человека. Похожие темы поднимались в недавней Chicory: A Colorful Tale, только здесь всё тесно связано с музыкой, а не с рисованием. Мы быстро знакомимся с тем самым Лайтменом — он оказывается местной звездой и попутно пытается помочь герою разобраться в себе. Все реплики блестяще озвучены, но особенно выделяется актёр, подаривший голос Лайтмену, — персонаж напоминает сыгранного Морганом Фрименом (Morgan Freeman) бога из «Брюса всемогущего».
Фрэнсис один за другим посещает миры, где его способность играть на электрогитаре раскрывается. Каждый концерт — буйство спецэффектов, яркое путешествие по абсурдным и фантастическим, но таким завораживающим и захватывающим дух локациям. От заснеженной области с обледенелой землёй и северным сиянием до пустыни со странными существами — всё выглядит потрясающе. Становится очевидно, почему разработка затянулась более чем на шесть лет, — художники постарались сделать каждый кадр особенным.
Всё это прелестно сочетается с музыкой, делающей волшебные путешествия ещё эпичнее. Даже если роком вы не увлекаетесь, трудно не погрузиться в атмосферу, когда в звучащий на фоне саундтрек идеально вписываются ваши короткие или продолжительные запилы на электрогитаре. Моментами кажется, что именно так выглядела и игралась бы Tetris Effect, будь она платформером, — ярко, живописно и грандиозно.
Бежать под звуки музыки
Жаль, к геймплею такие эпитеты неприменимы. Игра частенько предлагает передвигаться из одной стороны в другую, временами вынуждая перепрыгивать через препятствия, и ничего особенного платформенные элементы собой не представляют. Здесь трудно погибнуть, нет противников, за ошибки не наказывают. Просто удерживаете стик и бежите или скатываетесь по склонам. Заодно можете удерживать кнопку, отвечающую за гитару, — персонаж будет играть на бегу, а окружение начнёт на это реагировать.
Иногда герой встречается с величественными существами, и запускается мини-игра. Используя пять кнопок, нужно повторять мелодию за оппонентом. Ошиблись — без лишних загрузок пробуете ещё раз. Забавно, что изображения кнопок не просто возникают на экране — они являются частью существа: глазами, бровями или символами на туловище.
Реализовано всё хорошо, и претензий к управлению нет, но из-за геймплея игра становится немного предсказуемой и однообразной. С одной стороны, никогда не знаешь, какой «трип» предстоит пережить протагонисту. С другой — наверняка опять придётся бежать слева направо, удерживая кнопку, и периодически участвовать в одинаковых мини-играх. Возможно, нагромождение новых механик и развитие уже имеющихся негативно сказались бы на темпе The Artful Escape, однако и в нынешнем виде игровой процесс неидеален.
Кнопку, отвечающую за игру на гитаре, можно и не удерживать, но тогда зрелище будет не таким интересным.
Впечатление от этого не портится, и после финала (прохождение занимает около четырёх часов) хочется рекомендовать игру. Здесь удачно раскрыта нестандартная для игровой индустрии тема — хотя приключений о поисках себя можно вспомнить немало, очень редко это истории о персонаже, который находится в экзистенциальном кризисе из-за необходимости продолжать чужое дело. The Artful Escape говорит прямо: такой необходимости нет и лучше оставаться собой — нужно лишь дать волю фантазии и не бояться быть искренним.
Плюсы: отличная история о поиске себя, в которой и концовка не подкачала; безумно красивые локации, где проходят захватывающие дух представления; замечательный саундтрек, в который идеально вплетаются исполняемые игроком аккорды; здорово озвученные персонажи.
Минусы: простоватый геймплей добавляет элемент предсказуемости в непредсказуемое приключение.