Актуально для платформы: NSW
Операция по спасению эксклюзивов, застрявших на провальной Wii U, продолжается – теперь настала очередь Super Mario 3D World. Платформер считался одной из лучших игр на этой консоли, но хорошо ли он сохранился спустя шесть с лишним лет и будет ли он интересен новой аудитории?
Гость из прошлого
В принципе, ответ очевиден. В прошлом году вышла коллекция Super Mario 3D All-Stars, которая лишний раз доказала, что эти игры стареют очень и очень медленно. Даже древняя Super Mario 64, хоть в ней и есть шероховатости, играется отлично – что уж говорить о восхитительной Super Mario Galaxy. То же относится и к Super Mario 3D World, прекрасному, яркому и захватывающему платформеру, в котором разработчики придерживались всё того же принципа – реализовать огромное количество идей и впечатлить разнообразием.
Двухмерные и трёхмерные Super Mario всегда удивляют тем, с какой поразительной лёгкостью авторы расстаются с идеями, зачастую используя их лишь на одном коротком уровне. Платформы на рельсах, которые двигаются в разные стороны? Пусть будут в одном эпизоде. Сидящие в коньках гумбы, катающиеся по льду? Тоже хватит одного момента. Всегда думаешь: неужели действительно стоило прощаться с такой механикой, неужели дальше будет ещё лучше? И ответ всегда положительный.
Можно просто прыгнуть ему на голову, но так веселее.
3D World поделена на миры, каждый из которых содержит в себе с десяток абсолютно разных уровней. Где-то бегаешь с видом сбоку, где-то плаваешь под водой, где-то двигаешь платформы с помощью «джойкона». Карта мира усыпана бонусными развлечениями, в том числе встречаются забавные уровни-головоломки с участием тоада, на основе которых потом сделали Captain Toad: Treasure Tracker. Здесь тоад попадает на небольшую карту и должен собрать все звёзды, не умея прыгать и атаковать противников.
Звёзды нужно искать и на обычных уровнях, и там гейм-дизайном восхищаешься ещё больше. Далеко не каждый коллектив способен построить локации так, чтобы стремление их исследовать награждало игрока. В 3D World если тебе кажется, что вон на том холмике что-то есть или что вон туда можно забраться, то там действительно что-то спрятано. Это либо бонусные монетки, сотня которых по традиции подарит новую жизнь, либо печати для фоторежима, звёзды для доступа к последующим уровням или что-то другое – например, меняющие геймплей костюмы.
Трансформации варьируются от знакомых и стандартных (вроде огненного одеяния) до странных и ситуативных – то превратишься в жёлтый кубик и начнёшь осыпать себя монетами, то станешь ходячей пушкой, которая стреляет автоматически. Иногда попадаются вишни – если их съесть, рядом с Марио появится его двойник, и игрок будет одновременно управлять обоими героями. Найдёте ещё больше вишен – получите ещё больше клонов. Выживать такой группе труднее, особенно на узких платформах и при встрече с противниками, но под конец уровня обязательно находишь лифт или кнопку, требующую четверых или пятерых персонажей разом, – приходится быть аккуратнее.
Главная же трансформация – Марио-кот. Он ранит противников в ближнем бою, может набрасываться на них сверху, падая по диагонали, а также карабкается по стенам. С последней механикой связаны всякие интересные эпизоды, в том числе с двигающимися стенами. Опять же, Nintendo старается разбрасывать такие уровни подальше друг от друга. Если вы не погибаете и не получаете урон, сохранять надетый костюм можно на протяжении нескольких эпизодов, вот только пользы от него будет уже не так много. Но моменты с прыжками всё же станут чуть легче в облике кота, а огненный костюм упростит драки.
3D World восхищает разнообразием, непохожестью уровней друг на друга и огромным количеством механик, но что в 2013 году, что сейчас её можно упрекнуть в отсутствии существенных инноваций. Марио в костюме кота, конечно, прекрасная идея, но этого недостаточно, чтобы игра ярко выделялась на фоне других легендарных частей серии – как двухмерных, так и трёхмерных. Однако можно ли называть это недостатком, который портит впечатление? Едва ли. При прохождении в одиночку об этом практически не думаешь, а уж в кооперативе и подавно. Теперь здесь есть онлайн-мультиплеер, тоже поддерживающий игру вчетвером, но для него потребуется платная подписка Nintendo Switch Online.
Это одно из немногих изменений по сравнению с версией для Wii U. Кроме этого, разработчики ускорили всех играбельных персонажей (Марио, Луиджи, Пич и Тоада), а также добавили фоторежим с фильтрами и прочими настройками. Но пора поговорить о главном нововведении, которое будет интересно даже тем, кто прошёл оригинал вдоль и поперёк.
Проблемы в семье
Переизданием платформера, который прошёл мимо подавляющего большинства владельцев Switch, можно было бы ограничиться, но Nintendo посчитала иначе. Бонусом идёт режим Bowser’s Fury, который существует отдельно от основной игры и запускается из главного меню. В нём Боузер сошёл с ума, разросся до размеров Годзиллы и нарушил спокойствие на островной локации. Его сын был вынужден обратиться за помощью к Марио. Тот быстро согласился и отправился с Боузером-младшим в путешествие, которое оказалось масштабнее, чем можно было бы представить.
Боузер-младший бывает полезен, когда находит скрытые блоки и монеты.
Bowser’s Fury сильно отличается не только от самой 3D World, но и от остальных Super Mario. Если обычно уровни запускаются из какого-то хаба или выбираются на карте, то здесь – полноценный открытый мир без каких-либо загрузочных экранов. Видимо, из-за этого в портативном режиме данная часть игры воспроизводится лишь при 30 кадрах/с, тогда как 3D World редко опускается ниже 60. Зато в стационарном режиме 60 кадров/с можно увидеть и там и там.
Больше всего Bowser’s Fury напоминает Super Mario Sunshine – вероятно, из-за летней тематики, чёрной жижи по краям карты и кисточки, которой Боузер-младший рисует на стенах. Карта поделена на регионы, и в каждом из них можно отыскать коллекционные предметы со странным названием «котофеи солнца» (в оригинале Cat Shines). На маленьких участках котофей лишь один, а в больших областях (эдаких мини-мирах) – пять.
Развлечения на каждом шагу
Три из них выдают за выполнение заданий – например, добраться до вершины, собрать по пути все синие монетки или донести ключ из одного конца карты в другой. Каждый раз мир меняется – появляются более опасные противники или препятствия. И если в других частях серии нужно было перезагружать уровень для его трансформации, то здесь достаточно покинуть территорию и сразу зайти обратно – надпись по центру экрана оповестит о появлении новых возможностей.
Четвёртого котофея дарят за сбор осколков – по пять в каждом регионе. Спрятаны они порой очень хорошо, и тут становится особенно полезна камера, которую здесь, в отличие от основной кампании 3D World, крутишь гораздо активнее. Иногда не обойтись без костюмов – Bowser’s Fury в этом плане оказывается очень щедрой: все лишние костюмы складываются в инвентарь и копятся там, когда подбираешь соответствующие предметы. В любой момент можно поставить игру на паузу, выбрать желаемый костюм, и Боузер-младший поможет за секунду переодеться.
Ну а пятый котофей связан с главной особенностью режима – огромным Боузером. Время от времени антагонист напоминает о себе – сначала начинает идти дождь, а через несколько секунд мир становится мрачнее, дружественные существа вроде кошек превращаются в монстров, на фоне звучит электрогитара, а Боузер закидывает островки метеоритами. Бушует герой довольно часто, однако нельзя сказать, что происходящее сильно мешает, – можно не отвлекаться и дальше заниматься своими делами. Единственное, на что следует обращать внимание, – это специальные «блоки ярости»: разрушить их может только Боузер, а спрятаны в них обычно ценные предметы.
В эти моменты Bowser’s Fury выглядит очень зрелищно, особенно когда ты восседаешь на динозавре и плывёшь от одного острова к другому, а рядом возникают лавовые платформы и безостановочно льёт дождь. Конечная цель – утихомирить Боузера, а для этого нужно собирать котофеев и разблокировать гигаколокольчики, которые позволят Марио… Ну, вы и сами можете догадаться, что произойдёт при взаимодействии с ними.
Пройти бонусный режим можно часа за три, но очень трудно отказать себе в удовольствии зачищать всё подряд – тут развлечений хватит уже на шесть часов. Интересных идей очень много: и невидимые платформы, и поездки в том самом коньке для катания по льду, и гонки на динозавре, и драки с боссами на аренах – всё не перечесть. Поскольку до очередного развлечения всегда рукой подать, здесь редко бывают моменты, когда заняться нечем. Бегаешь от одной загадки к другой, от одного коллекционного предмета к другому и получаешь огромное удовольствие.
Кооператив здесь тоже есть, но только локальный и только для двоих. Второй пользователь берёт на себя роль Боузера-младшего – летает рядом с Марио, дерётся с противниками и собирает монетки. При игре в одиночку этим занимается искусственный интеллект – можно указать, хотите ли вы, чтобы он активно помогал, напоминал о себе лишь изредка или вообще не вмешивался в ваши дела.
***
Переиздание Super Mario 3D World само по себе получило бы высокую оценку – пусть это и старая игра, годы её не испортили. Каждый мир хочется досконально изучить, обнаружить все секреты и коллекционные предметы. Но покупателей ждёт сюрприз – отдельная игра, практически новая часть Super Mario, которая значительно короче предшественниц, но по качеству ни в чём им не уступает. Приключения Марио на большой карте без загрузочных экранов – отличный бонус, порой даже затмевающий 3D World. Очередной великолепный эксклюзив Wii U спасён и стал ещё лучше и увлекательнее.
Плюсы: 3D World отлично сохранилась и по-прежнему восхищает разнообразием уровней, множеством интересных идей и увлекательным геймплеем; прекрасный дизайн локаций; появление онлайн-кооператива делает игру одним из лучших приключений для совместного прохождения; Bowser’s Fury – отдельная небольшая игра с крупным открытым миром и кучей развлечений; отличный визуальный стиль как в обновлённой 3D World, так и в дополнительном режиме.
Минусы: отсутствие существенных инноваций в 3D World особенно заметно в переиздании (частично компенсируется режимом Bowser’s Fury).