21.10.2021, 06:30
ГАЗ, ВАЗ, КамАЗ, «Москвич» — все знают эти марки. Они сразу ассоциируются с совершенно конкретными советскими автомобилями, грузовыми или легковым. А знаете ли вы, что в СССР была ещё такая марка ТА?
Item 1 of 20
ТА-1 (1951). Первый автобус производства Тартуского завода. Как нетрудно догадаться, это была очередная копия легендарного ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51 (такие же автобусы со своими особенностями делали ПАЗ, РАФ, КАвЗ и другие заводы). Таких автобусов сделали 20 единиц.
ТА — это аббревиатура, под которой выпускал свою продукцию Тартуский опытный завод ремонта автомобилей. Почему не ТАРЗ? Потому что ТАрЗ — это Токамакский авторемонтный завод в Киргизии, производивший автобусы (мы немного писали о нём вот здесь). А Тартуский завод был основан как ТART — Tartu autoremonditookoda — 1 сентября 1949 года и на первых порах был не более чем авторемонтной мастерской.
Но в 1950 году инженеры начали разрабатывать собственный автобус — и уже 1951-м из ворот завода на испытания отправился первый экспериментальный образец под маркой ТА.
В этом обзоре мы пройдёмся по моделям ТА-1, ТА-6, ТА-9, ТА-11, ТА-12 и их модификациям.