Главная » Новости » Семь iPhone, два MacBook Pro: как снимают шоу «Просто о сложном» с Софико Шеварднадзе

Семь iPhone, два MacBook Pro: как снимают шоу «Просто о сложном» с Софико Шеварднадзе

Каждое новое поколение iPhone открывает новые возможности всем желающим. Достаточно добавить немного смекалки и творчества — и получается успех.

Целый проект известной журналистки Софико Шеварднадзе родился и реализовался с помощью техники Apple, которая позволила сделать продакшн мобильным и компактным, а процесс съёмки и монтажа — современным.

Они сломали привычные правила: вместо дорогих камер и профессионального съёмочного оборудования обошлись сумкой с семью iPhone 11 и двумя MacBook. Ещё и остались довольны этим опытом.

Речь пойдёт про интернет-шоу «Просто о сложном», которое уже третий год идёт на Яндекс.Эфире. Часть выпусков также доступна на YouTube.

За это время гостями Софико стали:

▪ Александр Незлобин
▪ Павел Воля
▪ Семён Слепаков
▪ Александр Гудков
▪ заммэра Москвы Анастасия Ракова
▪ Владимир Познер
▪ Николай Цискаридзе
▪ Покрас Лампас
▪ Гарик Мартиросян
▪ Максим Фадеев
▪ Сергей Шнуров
▪ космонавт Сергей Рязанский
▪ Тимур Бекмамбетов

…и многие другие знаменитости.


Фрагмент шоу с Сергеем Шнуром.

Я поговорил с продюсером проекта Алексеем Боковым, главным редактором Алексеем Казаковым и Софико Шеварднадзе о том, как они запустили полноценное интервью-шоу, завязанное на парке устройств от Apple.

Идея этого интервью родилась и реализовалась год назад, перед началом полномасштабной эпидемии коронавируса в России. Мы пообщались в конце февраля и, увы, резко ушли на долгий локдаун.

Но сам проект не остановился: перед лицом новой реальности «Просто о сложном» оперативно сменили технический формат — и остались в деле.


Эти iPhone 11 и iPhone 11 Pro, например, использовались при съёмке шоу с Гариком Мартиросяном.

1. Почему снимаете именно на iPhone?

Софико Шеварднадзе:

Потому что программа называется «Просто о сложном». Суть программы в том, что всё гениальное доступно и просто. На этапе создания концепции мы подумали, что было бы круто уместить сам продакшн в эту идею.

Люди нашего поколения привыкли, что всё должно быть красиво, качественно снято. Для такого нужно много разных профессиональных камер, ПТС-ки (прим. редактора — передвижная телевизионная станция).

Однако в реальности достаточно семи iPhone и двух MacBook, чтобы сделать и красиво, и качественно, и сам процесс выстроить грамотно. При этом не придётся заморачиваться, везти два грузовика оборудования.


Фрагмент шоу с Тимуром Бекмамбетовым.

2. Необычно это. Сижу в зале, а вокруг люди с айфонами.

Алексей Казаков:

Да. Кстати, вот приходил Тимур Бекмамбетов, общались с ним про новый молодой жанр кино «скринлайф», который он разрабатывает и двигает. Так вот, он к нам зашёл и сказал: «Ребята, вы что, на айфоны снимаете? Да ладно! Ну-ка, покажите».

Достал свой айфон, снял наш процесс, разместил себе куда-то и, говорит, запомнил.


iPhone даёт операторам полную свободу записи зала и зрителей. Снял со своего места на iPhone 11 Pro Max

3. Сколько человек работают с вами, включая бэкстейдж и съемку?

Алексей Казаков:

Если брать бэкофис, то человек 15. То есть больше, чем айфонов и макбуков. Техника — это хорошо, но люди — не меньшая по важности часть успеха проекта. Производство программы требует много винтиков и деталей. Каждый занимается своими задачами. Да и вообще, количество неважно. Главное, что есть крепкая команда.

Алексей Боков:

Режиссеры, операторы, продюсеры, съёмочная группа… Когда делаешь большой контент, это всегда коллективный, массовый процесс. Некоторые люди, которые впервые сталкиваются с нашей командой, удивляются: «Чего это вас так много?»

4. Если честно, сам удивился, что людей так много.

Алексей Казаков:

Людям кажется, что если ты снимаешь на айфоны или делаешь как-то технологично, то людей как бы должно быть меньше. Но у тебя все равно световики, операторы на каждом айфоне. У каждого штатива или айфона есть свой оператор.

Нам в этом плане повезло, потому что мы собрали команду, которая приняла и победила челлендж, неизвестный многим в этой профсфере: снимать на айфон так, чтобы было действительно хорошо. Ребята быстро приноровились, заодно повысили свой уровень.


Бэкстейдж съёмок выпуска шоу с Покрасом Лампасом. Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.

5. Разве большая разница, если снимаешь на айфон, а не кинокамеру?

Алексей Казаков:

Конечно большая, потому они привыкли к классическому оборудованию и академическому подходу к съёмке. Надо двигаться по-другому, иначе выставлять кадр, держать и вести в нем героя, ведущую, зрителей.

Но это все того стоило. Мы сняли «пилот» (прим. редактора — первая, часто пробная серия проекта) на классическое оборудование, а не айфоны, и уже позже решили кадры с него частично использовать в первом сезоне одной из программ. Когда прислали на монтаж, нам ответили: «Вы с браком видео прислали»Нет, — говорим мы, — Это мы просто на классическое оборудование снимали».

Оказалось, что там так привыкли к глубине резкости камер iPhone в видео, что обычный расфокус линз профессиональных камер приняли за брак. Показательная такая история. Приучили уже всех к картинке с Айфона.


После съёмки эпизода все айфоны отправляются по коробкам: так перевозить удобнее и потерять сложнее.

6. Но все равно без другого оборудования не обойтись, верно? Например, запись звука…

Алексей Казаков:

Когда такую съёмку делаешь, чтобы был и зал, и аудитория, то пишутся минимум две петли и микрофон. Не бывает такого, чтобы звук писался только на саму камеру. Это можно делать только в каких-то совсем любительских блогах. Или его можно использовать как резерв на случай какой-то экстраординарной, незапланированной ситуации в процессе записи или монтажа. Но не иначе.

Даже если бы Айфоны писали звук на уровне профессиональной «пушки», мы бы продолжили использовать внешнее оборудование. Так просто удобнее.


Запись выпуска шоу с Покрасом Лампасом на один из Айфонов через приложение ProCam.

7. Столько айфонов одновременно использовать — тоже челлендж в своём роде. Какие программы используете?

Алексей Казаков:

Мы используем ProCam (749 рублей в App Store), потому что он позволяет тонко настраивать параметры съёмки видео — ISO, стабилизация и так далее.

8. А дальше как? Айфонов ведь много, должен быть режиссёрский пульт.

Алексей Казаков:

В качестве машины для плейбека и контроля картинки в реальном времени мы используем два MacBook, на которых запущены приложения Reflector (1650 рублей).

То есть мы записываем видео на iPhone в ProCam, а на MacBook в то же время отображаются записи экранов этих Айфонов. Потом кидаем файлы видео на монтажную станцию через AirDrop и обрабатываем в Adobe Premiere.


Компактный режиссёрский пульт: два MacBook Pro с трансляциями экранов операторских Айфонов через приложение Reflector.

9. Зачем тогда два MacBook? Одного мало?

Алексей Казаков:

Причина банальна — просто два экрана. Хороший плейбек и киноплейбек — это, как правило, всегда два монитора. Тем более, когда у нас так много камер-Айфонов. В общем, так банально удобнее. Тут несколько Айфонов транслируется, там тоже несколько, и получается наглядная общая картина в реальном времени.

10. Как в целом строится подготовка к интервью?

Софико Шеварднадзе:

Я беру интервью последние 15 лет, но каждая новая программа — это новый опыт. К своим предыдущим политическим интервью я готовилась сама. Сидела ночами, изучала тему, сама писала вопросы. У меня не было человека «на ухе», не было того, кто скажет: «Софа, ты дура. Не так, а так».

Технический директор «Просто о сложном» Алексей Казаков имеет полное право сказать мне именно так. Потому что я ему доверяю, он меня понимает и мы очень созвучны с ним во многом. У него есть глубинное понятие контента, которого у меня нет. Иногда наоборот, но очень редко.

Интервью сейчас действительно делают все, кому не лень, поэтому мы постарались уйти от этого формата. Превратить программу в некое «совместное рассуждение», где мы вместе с гостем что-то понимаем по ходу разговора и тем самым рождаем новые смыслы.

Вот мы и сидим с каким-нибудь крутым чуваком из конкретной сферы и рассуждаем о его жизни и видении всего этого, донося аудитории другие контексты известных понятий, их закулисье.


Фрагмент шоу с российским космонавтом Сергеем Рязанским.

11. У вас, фактически, не интервью получаются.

Алексей Казаков:

Мы не называем наш формат «интервью». Это паблик-ток, потому что об этом говорят люди, а сам ход дискуссии больше похож на формат Ted Talks (прим. редактора — выступления экспертов и необычных личностей в формате лекции с обратной связью аудитории, известные во всем мире).

Формат не такой, что, мол, вот Гарик Мартиросян, Покрас Лампас, и давайте-ка мы вытащим их на конфликтные вопросы, неудобные им территории. Нет вот этого: «Сейчас в топе Ивлеева, давайте с ней поговорим и выясним, как там дела с Элджеем».


В кадре картинка с одного из iPhone операторов, передаваемая на MacBook Pro через приложение Reflector.

12. То есть у вас фишка не столько в личном интервью, сколько в раскрытии темы.

Софико Шеварднадзе:

Начинается все не с конкретной личности, а с темы. Например, тема — стрит-арт. Изучаем вопрос и понимаем, что тема нам интересна. Раз речь про стрит-арт, то ищем и приглашаем человека, который сейчас с этим максимально ассоциирован. Соответственно, зовём Покраса Лампаса. И разговор в итоге идёт про саму тему стрит-арта, но через призму его восприятия, обрастая личными, любопытными подробностями.

Когда мы общаемся с Гариком Матриросяном, мы много говорим про лично него, но через это выходим на общую картину. Например, состояние шоу-бизнеса и юмора в текущем году. Как революция онлайн-кинотеатров повлияла на рынок кино, это было с Тимуром Бекмамбетовым. Почему стрит-арт становится трендом. И так далее.

Наш формат — это про понимание конкретной темы. Образовательный такой, с развлекательным оттенком.

13. Как считаете, кто аудитория вашего шоу?

Софико Шеварднадзе:

Изначально я думала, что это будут люди моего возраста: 35–45 лет. А по факту равномерно приходят смотреть нас и 20–25-летние, иногда 30-летние.

Новое поколение дико любознательное. Почему-то считается, что им нужен только трэш и голая искренность на грани фола, без рефлексии и глубоких мыслей. Это не так. Просто такой контент многим лень делать, а самому поколению не до того, чтобы двигаться в этом направлении самостоятельно.

Люди, которые нас смотрят, независимо от возраста — это те, кто думает и мыслит дальше обёртки и картинки на экране. Им хочется знать больше, становиться умнее, а не просто забивать голову свежими сплетнями. И когда у нас самих нет типичного ютуберского отношения формата «да они все схавают», то и аудитория это хорошо считывает и принимает позитивно.


Гарик Мартиросян, Софико Шеварднадзе и iPhone 11 Pro, снимающий главный план шоу на основную камеру через приложение ProCam.

14. Любопытно, что вы ранее выпускали эпизоды в Яндекс.Эфире и не выкладывали на YouTube.

Софико Шеварднадзе:

Яндекс.Эфир — это пока такой Дикий Запад, где ещё не началась золотая лихорадка, и нет определённого имиджа, что уместно, а что нет. С одной стороны, это был риск, потому что это непонятная территория для такого рода продуктов. С другой стороны, это плюс, потому что ты формируешь эту территорию, если приходишь первым.

Первые пару программ у меня были какие-то сомнения. Алексей Боков мне отвечал: «Нет, всё будет классно». А дальше, когда уже ты получаешь фидбэк совершенно из разных сфер, становится понятно, что люди это смотрят и обсуждают как следует. Я поняла, что там моя аудитория, в том числе по глубине просмотров.

Яндекс — достаточно свободная и нейтральная платформа, куда к тебе приходят люди из совершенно разных областей, будь то политика, оппозиционная политика, державная политика, шоу-бизнес, наука. И всё это там можно. На YouTube в смысле подбора медийных персонажей есть специфические ограничения, как бы странно это ни казалось.

15. Значит, экспериментом с Яндексом довольны?

Алексей Боков:

Отчасти поэтому мы выбрали Яндекс.Эфир как платформу, а не YouTube с его направленностью на шок и трэш. Гарик правильно у нас сказал: когда начинаешь заниматься трэшем, дальше трудно остановиться, и приходится подкармливать его. Яндекс в этом плане хорош: он новый, развивается, с благодарностью принимает «высоколобный» контент.

И результат устраивает полностью. Вот мы сделали интервью с космонавтом, и оно попало в новости Яндекса само собой, цитировалось и хорошо зашло.

Спустя пару месяцев после интервью шоу «Просто о сложном» перешло в новый формат. Собираться вместе, как раньше, стало невозможно. Поэтому Софико и её команда продолжили общаться с знаменитостями и экспертами в удалённом режиме.

Семи айфонов больше нет, потому что их стало вообще восемь: четыре уехали с Софико в Тбилиси, а ещё четыре остались для съёмки спикеров. Два MacBook тоже на месте.

P.S. Сейчас на Яндекс.Эфире доступны 40 выпусков шоу «Просто о сложном». Постепенно их выкладывают в официальный канал проекта на YouTube в связи с окончанием первых двух сезонов.

Третий сезон планируется к весне 2021 года.

©  iphones.ru

Опубликовано: 9 февраля 2021
↓