18.11.2021, 10:55
Трансатлантический рейс позволил компании Airbus убедиться в правильности своих гипотез — полет клином действительно позволили уменьшить углеродный след лайнеров.
Sylvain Ramadier/Airbus
Птицы вдохновили Airbus летать клином. И эта формация оказалась эффективной даже для самолетов
Французский концерн Airbus опробовал на практике идею полета самолетов клином, которую аэрокосмические инженеры подсмотрели у птиц. Крупные стайные птицы на дальние расстояния летают в особой формации, улучшающей обзор по сторонам, а кроме того клин помогает летящим за лидером птицам экономить силы за счет использования завихрения воздуха, которые образуют взмахи крыльев животных, находящихся впереди. Летящие следом используют эти потоки, чтобы держаться в воздухе с меньшими усилиями.
Оказалось, что подобная схема может работать и с самолетами. Airbus провел тестовый полет из французской Тулузы в канадский Монреаль. Через Атлантический океан два дальнемагистральных широкофюзеляжных двухдвигательных лайнера Airbus A350 XWB пролетели в формации «клина». Лидером в паре был тестовый борт MSN1 Airbus A350–900, за которым на расстоянии около 3 км по диагонали следовал еще один тестовый лайнер, MSN59 Airbus A350–1000.
Выяснилось, что полет клином позволил на 5% сократить расход топлива у летящего позади лайнера, а в целом такой формат снижает выбросы углекислого газа более чем на 6 тонн за рейс. При этом подобную формацию возможно выдерживать даже в условиях реального трафика. Вместе с тест-пилотами Airbus на борту находились пилоты авиакомпаний SAS Scandinavian Airlines и French Bee, которые оценивали возможность использования подобного строя во время регулярных перелетов.
Работать над идеей полетов клином в Airbus начали в 2019 году в рамках проекта Airbus UpNext, который проверяет возможность использования встречающихся в живой природе решений для создания материалов, конструкций и систем, которые могут быть полезны в авиации. О том, когда Airbus будет использовать полеты клином для перевозки пассажиров, пока неизвестно.