Главная » Статьи » От конструктора VR-проектов до повышения цифровой грамотности: как в Москве тестируют инновации в образовании

От конструктора VR-проектов до повышения цифровой грамотности: как в Москве тестируют инновации в образовании

Инновации и стартапы

29 Сентября 2021 18:4929 Сен 2021 18:49 |

Поделиться

В российской столице с завидным постоянством появляются все новые и новые стартапы. Раньше некоторые из них сразу приковывали внимание инвесторов, что приводило к стремительному развитию. Другие же оставались незамеченными, хотя очевидно могли приносить пользу и бизнесу, и городу, и его жителям.

Именно ради развития перспективных технологических проектов в 2020 г. была создана программа пилотного тестирования инноваций. Ее реализует Агентство инноваций Москвы, подведомственное столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития.

«Сейчас в российской столице действует 141 площадка пилотного тестирования инноваций по 18 отраслевым направлениям, на которых успешно уже прошли испытания более 100 технологических решений. Мы помогаем проектам, у которых есть интересные решения, протестировать их в реальных городских условиях. То есть, помогаем получить доступ к инфраструктуре: транспорту, предприятиям, больницам, паркам, музеям и так далее. По итогам испытаний наиболее перспективные и востребованные продукты могут быть внедрены в инфраструктуру города или крупного бизнеса», — сказал генеральный директор Агентства инноваций Москвы Алексей Парабучев.

Одним из самых передовых направлений, которому уделяется особое внимание, — это образование.

Стартапы взялись за VR в образовании

В 2019 г. в стране был запущен нацпроект «Образование». Одно из его важнейших направлений — внедрение в базовое школьное образование технологий виртуальной реальности. Ради этого создаются целые федеральные программы, вот только профильного программного обеспечения требуемого уровня в стране долгое время не было.

Эту проблему решает конструктор VR-проектов Varwin Education. По словам разработчиков, его применение не требует от пользователей глубоких навыков реального программирования, а в качестве языка визуального редактора используется Blockly.

Помимо него, в решение включена библиотека готовых объектов и редактор сцен. Подспорьем для преподавателей станет и 72-часовая программа обучения, которая полностью готова к внедрению в учебных заведениях.

Пилотирование Varwin Education в 2020 г. доверили 20 студентам Государственного университета управления. Они разделились на четыре группы и проверили технические и функциональные характеристики конструктора, создав с его помощью четыре разных проекта. Этот опыт доказал, что с помощью Varwin Education можно создавать доступный в плане цены и при этом не уступающий аналогам в качестве 3D-контент.

«В следующем семестре студенты снова выбрали Varwin Education в качестве основного инструмента в рамках своей проектной деятельности и защитили на отлично курсовую работу. В начале нового учебного года компания планирует взять активистов на стажировку, что является положительным показателем завершения пилота как для вуза, так и для Varwin», — сказал руководитель проекта Александр Пикулев.

Он также добавил, что при реализации индивидуальных VR-проектов пользователи могут применять собственные 3D-модели и файлы мультимедиа. Для использования Varwin Education не нужна специальная гарнитура: решение взаимодействует со всеми наиболее популярными моделями. Также конструктор можно запустить в экранном режиме без подключения VR-оборудования.

Дети-программисты будут не потреблять контент, а создавать его

Современные темпы развития технологий и цифровизации общества, его вовлечения в совершенно новые способы коммуникаций, диктуют необходимость развития навыков и понимания процессов программирования с самого раннего детства. Такого же мнения придерживаются основатели проекта ProgKids — онлайн-школы для детей, которая дает навыки программирования в доступной форме — с помощью Minecraft и Roblox.

«Раньше этот процесс требовал долгой настройки компьютеров, для которой была необходима хорошая квалификация со стороны ученика. У нас все максимально просто: ученик просто скачивает игру, запускает ее и начинает учиться», — говорит Сергей Жучков, генеральный директор компании ProgKids.

Здесь пилотирование продолжалось дольше — целых семь месяцев. Площадкой для испытаний стала реабилитационная школа-интернат №32, относящаяся к московскому Департаменту труда и социальной защиты населения. При этом важно было соблюсти интересы всех участников процесса: 25 учащимся 4–6 классов должно было быть интересно, а преподавателям — максимально понятно. Сначала проект был направлен на смену вектора развития детей с модели потребления контента на его создание.

«О программе пилотного тестирования мы узнали из прессы. Процесс согласования был проще, чем можно было ожидать от государственного органа. Мы были приятно удивлены уровнем поддержки на всех этапах работы, — вспоминает Сергей Жучков. — В ходе тестирования было рекомендовано доработать методическую часть проекта. И мы уже активно работаем над курсами и планируем их запустить в начале осени».

Пилотирование проекта закончилось весной 2021 г. По его итогам разработка не только получила высокую оценку специалистов в области образования, но и была рекомендована к использованию в других образовательных учреждениях.

Сотни конференций на одной платформе

От начала разработки до аудитории в 50 тыс. пользователей — такой путь платформа Everytale проделала всего за 2 года. Решение помогает проводить онлайн-мероприятия практически любого масштаба, вплоть до крупных конференций.

«Объем рынка онлайн-мероприятий сегодня составляет более $77 млрд, а к 2027 году превысит $400 млрд. Очевидно, что в условиях пандемии эта отрасль является наиболее привлекательной и востребованной. К счастью, мы начали разработку практически за год до внедрения ограничений, потому что создание такой платформы требует больших людских и временных ресурсов. На данный момент над проектом трудятся 36 разработчиков и аналитиков», — сказал Валерий Маковецкий, коммерческий директор компании «Некс-Т», которая и создала платформу.

С ее помощью организаторы буквально за считанные минуты могут создавать мероприятия, а простые пользователи в онлайн-режиме видеть все доступные онлайн-конференции и воркшопы, принимать в них участие, задавать вопросы и даже выступать в качестве спикеров.

И снова пилотирование продукта проводилось в сфере образования. Первопроходцем стала Ассоциация российских студенческих отрядов, которая организовала с помощью Everytale конкурс на лучший образовательный вебинар. К нему присоединились несколько тысяч пользователей. Такой серьезный охват позволил еще и собрать полноценную обратную связь и внести корректировки в решение.

«Разработчикам новых проектов программа позволяет получить отзыв от потенциальных клиентов и понять, что требуется изменить. При этом значительно сокращается путь до лица, принимающего решение о закупке. Зачастую это важно, поскольку без внешней помощи молодой компании тяжело убедить корпорацию или государственное учреждение в ценности нового и неиспытанного продукта», — заключил Владимир Маковецкий.

Россияне хотят получать знания в области ИТ

Почти половина (45%) жителей страны понимают, что без ИТ-познаний никакого продвижения по карьерной лестнице в их жизнях не случится. И больше половины (53%) признаются, что такие компетенции нужны им уже прямо сейчас. Основываясь на таких данных собственного опроса, эксперты аналитического центра НАФИ разработали платформу «Цифровой гражданин», которая стала первым в стране профессиональным решением для индивидуального тестирования и повышения уровня цифровой грамотности. Ее уже использовали для тестирования более чем 20 тыс. человек, каждый четвертый из которых был сотрудников либо госорганизации, либо частной компании.

Аналитики НАФИ считают, что их разработка поможет россиянам соответствовать тем бизнес-практикам, которые складываются в эпоху тотальной цифровизации. С этим согласны и в столичном правительстве: «Цифровой гражданин» в 2020 г. стал финалистом премии «Новатор Москвы», войдя в число 30 лучших инновационных проектов столицы в номинации «Лидеры инноваций». Сейчас проект дорос уже до членства на онлайн-платформе «Карта инновационных решений» Агентства инноваций Москвы.

Пилотными площадками в этом случае выступили Государственный университет управления и университет «Синергия». В связи с тем, что испытания пришлись на первую половину 2021 г., их было решено проводить в дистанционном режиме. Принявшие участие в пилотировании студенты по итогам диагностики уровня цифровой грамотности получили развернутые рекомендации, включающие индивидуальную траекторию обучения.

«Хотя на тот момент у нашего проекта уже было несколько коммерческих и государственных заказчиков, программа пилотного тестирования оказалась очень полезной. В соответствии с детально проработанной методологией проведения пилотных испытаний проекта мы получили независимую обратную связь от пользователей, а также рекомендации по развитию платформы, новые идеи, касающиеся различных улучшений и оптимизации проекта», — отметила Людмила Спиридонова, исполнительный директор аналитического центра НАФИ, эксперт проекта «Цифровой гражданин».

На этом создатели решения не остановились: уже создана версия платформы для людей с плохим зрением (как в десктопе, так и в мобильном приложении), а также появился блок, детально разъясняющий допущенные при тестировании ошибки.

«Мы очень благодарны коллегам из Агентства инноваций Москвы за предоставленную возможность провести пилотные тестирования нашего инновационного продукта в «боевых» условиях на базе крупных учебных заведений. Это очень полезная практика, которая помогает многим молодым проектам», — заключила Людмила Спиридонова.

Эти примеры свидетельствуют об успешности столичной Программы пилотного тестирования и развитии EdTech-рынка не только Москвы, но и всей России. Их ориентир на самые широкие слои населения внушает надежду на то, что каждому жителю столицы найдется место в наступающем цифровом будущем.

Полный текст статьи читайте на CNews

↓