Актуально для платформы: XBOXSX
Иногда независимые разработчики настолько хотят быть независимыми, что выполняют всю работу в одиночку. Немец Йонас Манке (Jonas Manke) как раз из таких — на протяжении пяти лет он трудился над проектом мечты, получившим название Omno. Игра ещё до релиза привлекла внимание геймеров и представителей индустрии: кампания на Kickstarter стала успешной, Epic подарила автору мегагрант на крупную сумму, а Microsoft предложила Манке добавить его творение в подписку Game Pass. Всё было не напрасно — Omno получилась чудесным, чарующим приключением, которое надолго остаётся в памяти.
В мире животных
В роли безымянного героя мы попадаем в красивый мир, о котором ничего не знаем. Кроме нас здесь нет ни одного человекоподобного существа, зато есть многочисленные записи, которые в случайных местах оставил после себя одинокий странник. Из его рассказов мы узнаём о жившей на этой территории цивилизации и желании загадочного паломника попасть в «новый мир», который ждёт его за вратами света.
Если верить записям странника, раньше это место было другим и его сородичи жили в гармонии с природой. Но в какой-то момент произошло великое отбытие — посохоносцы построили портал в новый мир, где их всех «ждало нечто большее». На протяжении всей игры мы идём по следам летописца и проделываем тот же путь, пытаясь понять, что же могло не понравиться местным жителям и побудило их покинуть территорию.
Несмотря на то что протагонист не выпускает из рук посох, сражаться здесь не придётся. Omno — игра об исследовании небольших локаций, в каждой из которых нам необходимо найти три сферы света. Как только они собраны, активируется головоломка, открывающая доступ к следующей области, — и так вплоть до финала. Структура однообразна, но игра делает всё возможное, чтобы она не бросалась в глаза.
В частности, каждый переход между локациями сопровождается захватывающей дух сценкой — то мы забираемся на легендарное существо и на автопилоте летим к следующей цели, то самостоятельно, передвигаемся по воздуху используя силу ветра. Музыка в таких эпизодах особенно хороша (саундтрек — единственное, с чем Манке помог другой человек), и она делает и без того прекрасные эпизоды ещё лучше.
Не просто красивая история
Сами регионы достаточно разнообразны, и дело не только в их визуальном оформлении (тут и болота, и заснеженные горы, и песчаные равнины), но и в населяющей их фауне. Здесь более 40 существ, которые по-разному реагируют на проходящего мимо героя и на его попытки с ними взаимодействовать. Кто-то прячется и убегает, кто-то подбрасывает персонажа или хочет следовать за ним. Все они очень разные: и высоченные животные, похожие на жирафов с крыльями от стрекоз, и прячущиеся под землёй грызуны, и летающие птицы, больше напоминающие морских обитателей.
В путь-дорогу.
Всё это оживляет локации, а то, что в каждом регионе встречаешь по несколько новых уникальных особей, делает прохождение ещё увлекательнее. Игра подталкивает к взаимодействию с ними — когда подходишь и нажимаешь на указанную кнопку, после коротенькой сценки те одаривают протагониста частицами света. А частицы эти не только ускоряют персонажа на несколько секунд, но и нужны для получения некоторых сфер — в каждой локации есть одна стела, куда необходимо сдать собранный свет.
Свет дают все существа.
В остальных случаях сферы достаются другими методами — игроку нужно либо пропрыгать по платформам, либо решить простенькую головоломку с перемещением колонн, прыжками по кнопкам или чем-то ещё. Никаких сложностей всё это не вызывает, и с прохождением на 100 % трудностей не возникнет. Но если какую-то сферу достать всё же не удаётся, мучиться необязательно — для доступа к следующей области требуются лишь три штуки, притом что в регионе их всегда в два раза больше. Все они отмечаются на стильной карте, а вот записи паломника придётся искать самому, благо они обычно лежат на самых видных местах.
Порой низкую сложность в играх хочется записать в недостатки, но здесь она уместна — это игра про путешествия по симпатичным локациям с очаровательными существами, а не про «челлендж». И чем дальше её проходишь, тем она зрелищнее, в том числе благодаря новым способностям. Когда персонаж начинает ездить на посохе, как на доске для сноуборда, разработчик явно хочет, чтобы вы вдоволь развлеклись, и помещает героя на длинный склон с трамплинами. А загадки становятся всё интереснее с появлением телепортации и рывка.
Больше всего в Omno впечатляет то, насколько качественно она сделана и насколько хороша с точки зрения гейм-дизайна. Уникальные идеи отсутствуют, но здесь есть чему удивляться. Обучающих экранов нет, подсказок — тоже, при этом до всего можешь додуматься сам. Увидев вдалеке руины, понимаешь, что там тебя ждут загадка или прыжки по платформам до очередной сферы. Получив новое умение, начинаешь пользоваться им с такой уверенностью, будто оно уже давно у тебя было. Головоломки решаешь так же — не нужно объяснять, что посох используется как рычаг или что колонны можно передвигать.
Некорректно делать скидку на то, что игру делал один человек, но в случае с Omno это и не нужно — если не знаешь, что это проект одиночки, то не догадаешься никогда в жизни. Красивая, душевная и бесконечно уютная история о путешествиях и взаимодействии с природой, которая оставляет яркие впечатления и может похвастаться приятным геймплеем. Однообразная структура смазывает впечатление, но ни в коем случае не делает игру плохой — наоборот, таких приключений остро не хватает.
Плюсы: симпатичные и атмосферные локации; несколько десятков уникальных существ с разными дизайном и повадками; приятный геймплей с забавными головоломками и простым платформингом; прекрасная музыка.
Минусы: структура уровней не меняется на протяжении всей игры; отсутствие новых идей.