Актуально для платформы: PS4
Главный герой приключения Olija – юный лорд Фарадей, чей народ, живущий в деревне рыболовов, страдает от бедности и мельчающего с каждым годом улова. В какой-то момент лорду надоедает наблюдать мучения людей, поэтому он зовёт их с собой на поиски лучшей жизни. Путешествие прерывает жуткое чудовище, похожее на огромного кита, – оно разрушает корабль, а Фарадей просыпается в неизвестном регионе под названием Террафагос. Его спасает лодочник, помогающий герою найти временное жилище. Лорду предстоит отыскать команду и разгадать тайны этого необычного места.
Без корабля, но с оружием
Пристанищем лорда становится полуразрушенный причал, откуда он будет отправляться в разные регионы с помощью всё того же лодочника. Начинающему с пустыми руками герою сильно везёт с находками: сначала он рапиру отыщет, с которой исследовать мир станет намного безопаснее, а потом заполучит легендарный гарпун – предмет, о котором говорят все вокруг.
С этими вещами связаны основные геймплейные механики. Гарпун можно бросать в сторону особых ростков, чтобы быстро переместиться к своему оружию. Такой же трюк удаётся проделать с любым противником – если он летает или телепортируется при приближении героя, гарпун позволит провести неожиданную атаку. А ещё на нём можно стоять, если запустить в стену, но это тоже дают сделать лишь в некоторых моментах.
Некоторые враги «косплеят» хедкрабов.
В остальном Olija настолько стандартный платформер, насколько это возможно. Отправляемся в новую локацию, ходим из стороны в сторону, иногда карабкаемся по лестницам и с кем-то дерёмся. Острова не совсем линейные – из одной локации может быть два выхода, посему некоторые зоны полностью не исследуешь ни с первого, ни даже со второго раза. В то же время запутаться тут сложно – путь к следующей двери редко оказывается ветвистым.
Проблема Olija в том, что она не даёт достаточную мотивацию для прохождения. История слишком загадочна – персонажи разговаривают на выдуманном языке (с субтитрами), в пещерах слышишь низкие голоса то ли духов, то ли чудовищ и с трудом понимаешь смысл их слов, а некоторые сцены вообще обходятся без диалогов. Бедное визуальное оформление не спасает, хотя иногда игра таки пытается выглядеть стильно – эпизоды с падающими листочками заставляют вспомнить о Ghost of Tsushima, пусть тут всё во много раз скромнее.
Пиксельный винегрет
Геймплейно Olija – мешанина из всего подряд, в которой мало что доведено до ума. Богом забытый причал становится всё краше после каждого путешествия: возникают новые постройки, начинают работать люди и так далее. Но интерактивности сильно больше не становится – разве что появляются торговец шляпами, увеличивающий здоровье алхимик и человек, выдающий случайный ресурс в обмен на собранную валюту.
Здоровье я прокачал полностью уже к середине игры, а ради получения всех шляп пришлось посещать старые локации и собирать ресурсы – в «казино» они отказывались выпадать. Процесс занял очень мало времени, но в итоге я продолжил использовать шляпу, которую разблокировал ещё в начале, – она восстанавливала здоровье при нанесении урона. В остальных смысла совсем мало: с одной гарпун вращается при броске, с другой скорость атаки увеличивается, если долго не получать урона во время боя, вот только способностей, подходящих для таких ситуаций, практически нет.
С некоторыми шляпами получаются крутые моменты, но закончить бой можно и без этих приёмов.
Бывают классные боевые эпизоды, где вы дерётесь с десятком противников, уворачиваетесь от снарядов и прыгаете с помощью гарпуна к самым опасным целям. Но обычно это происходит под конец уровня – там и босс может вылезти, и всякие интересные механики порой добавляются. Увы, куда чаще встречаешься с двумя или тремя врагами, лениво их убиваешь и идёшь дальше. Иногда отвлекаешься на секретные комнаты с коллекционными предметами, но они абсолютно бесполезны – просто 40 бутылок с кораблями внутри.
Самое странное, что Olija время от времени подбрасывает новые возможности, но не предлагает ситуаций, в которых они бы пригодились. Персонаж получает арбалет – толку от него никакого. Ближе к концу игры выдают мушкет, но и он не нужен – а ведь тут даже патроны можно создавать при наличии пороха. Исследуя локации, натыкаешься на заключённых в клетки членов экипажа, которые вроде как переносятся после спасения на причал. Но даже если вы найдёте всех (а я нашёл всех), ничего не изменится.
В общем, идей много, но реализация подкачала. Можно было бы сделать скидку на то, что игрой занимался один человек, но после Pumpkin Jack и Cyber Shadow это уже не аргумент – девелоперы-одиночки могут создавать игры не хуже целых коллективов. Здесь же у автора явно не было опыта, а указать на недочёты было некому.
Что разработчику удалось, так это атмосфера. В визуальном плане игра далека от лучших образцов пиксель-арта и не изобилует деталями, но в этом минимализме что-то есть. Простая анимация в диалогах добавляет происходящему серьёзности (хотя капелька юмора не помешала бы), бедные задники делают окружение более загадочным и позволяют почувствовать себя героем, очутившимся в неизвестном месте. Хорошо звучит и саундтрек с мотивами японской музыки – всё-таки персонаж попадает в восточную страну. Жаль, музыки этой маловато.
***
Победить финального босса мне не удалось – когда у него оставалась треть здоровья, игра каждый раз вылетала с ошибкой. Но это поправимо, а вот остальные недочёты так и останутся нетронутыми – иначе придётся переделывать почти всю игру. Всегда жаль ставить низкие оценки таким проектам, особенно если один человек трудился над ними много лет, но мне действительно не удалось увидеть в Olija игру, заслуживающую внимания.
Плюсы: неплохая мистическая атмосфера и приятный саундтрек; удобное управление.
Минусы: за сюжетом неинтересно следить; никаких свежих идей в игровом процессе; мало крупных сражений, из-за чего попытки автора разнообразить арсенал кажутся неуместными; многие элементы не получили должного развития.