Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Экран | |
---|---|
Тип экрана | OLED — матрица из органических светоизлучающих диодов (тип — W-OLED+C/F) |
Диагональ | 163,9 см (64,5 дюйма) |
Разрешение | 3840×2160 пикселей (16:9) |
Глубина цвета панели | нет данных |
Яркость | нет данных |
Контрастность | неприменимо |
Углы обзора | нет данных |
Интерфейсы | |
|
|
Другие характеристики | |
Акустическая система | стереофонические громкоговорители/приводы (10 Вт + 10 Вт) и сабвуфер (10 Вт) |
Особенности |
|
Размеры (Ш×В×Г) | 145×86×33 см с подставкой в стандартном положении 145×91×33 см с подставкой в положении для установки звуковой панели 145×84×5 см без подставки |
Масса | 23,5 кг с подставкой 22,3 кг без подставки |
Потребляемая мощность | 154 Вт в режиме [Стандартный], 0,5 Вт в дежурном режиме (26 Вт в режиме обновления программного обеспечения и данных EPG) |
Напряжение питания | 220—240 В, 50 Гц |
Комплект поставки (необходимо уточнять перед покупкой!) |
|
Ссылка на сайт производителя | Sony Bravia XR-65A80J |
Розничные предложения |
Внешний вид
Дизайн строгий, нейтральный, поэтому зрителя ничего не отвлекает от происходящего на экране. Матрицу OLED защищает фронтальная пластина из минерального стекла с зеркально-гладкой поверхностью. Эффективный антибликовый фильтр снижает яркость отраженных объектов до такой степени, что зеркальность экрана в большинстве случаев просмотру не мешает. Но отражение ярких источников света в экране все же видно. Следы от пальцев не очень сильно снижают антибликовые свойства и удаляются относительно легко.
Задняя панель, переходящая в узкую завальцованную окантовку со скругленными углами, изготовлена из стали со стойким темно-темно-серым (титановый черный в терминологии производителя) покрытием. Нерабочие поля экрана для такой диагонали узкие — от границы области отображения до внешних границ порядка 9 мм сверху и с боков и 23 мм снизу. Снизу расстояние увеличено как за счет более широкого поля фронтального стекла, так и за счет вставки из прозрачного пластика с темной подложкой и зеркально-гладкой поверхностью. Эта полоска бликует немного сильнее стекла экрана, что в редких случаях может быть заметным. По центру полоски расположен неяркий индикатор белого свечения и левее центра — ИК-приемник пульта ДУ и датчик освещенности. Также есть два отверстия, за которым в других версиях телевизора расположены встроенные микрофоны. В дежурном режиме индикатор не светится, он светится при включении и мигает при приеме команд с пульта, да и то это можно отключить в меню установок. Толщина экрана в тонкой части составляет всего 5,5 мм, но жесткость его конструкции достаточно высокая, опасений, что он вот-вот погнется, например, при переноске телевизора, не возникает.
Вылеты тонкой и плоской части экрана не очень большие, но и этого достаточно, чтобы визуально скрыть выступающий назад прямоугольный блок, в котором размещается вся управляющая и силовая электроника, разъемы, акустическая система и дополнительные элементы жесткости, в том числе для крепления подставки. Сзади телевизор выглядит аккуратно. Интерфейсные разъемы размещены в нише на задней панели (направлены вниз) и на левом (от зрителя) торце блока сзади (направлены вбок). К разъемам, направленным вниз, будет не очень удобно подключаться при настенном размещении ТВ, так как ниша хоть и свободная, но замкнутая. К разъемам на вертикальном торце подключаться удобнее, в частности удобно подключать наушники и USB-накопители. Выше этих разъемов есть единственная кнопка, с помощью которой можно включать-выключать телевизор и очень ограниченно им управлять без помощи пульта ДУ. Кожух утолщения сзади изготовлен из черного пластика в основном с матовой поверхностью. Большая его часть имеет рельеф в виде клеток с диагональными ребрами, маскирующими несколько решеток.
Вентиляционные решетки есть также нижнем и верхнем торце этого блока и в нише с разъемами. Также воздух, по всей видимости выходит через щели сбоку и сверху между кожухом блока и задней панелью матрицы.
Штатная подставка — это две ножки сложной конструкции. Ножки состоят из двух частей — основания и короткой стойки, полностью утапливаемой внутрь блока экрана. Основания изготовлены из алюминия и имеют стойкое темно-темно-серое покрытие. На боковых плоскостях оснований есть накладки из упругого пластика. Стойки состоят из двух разъединяемых деталей, которые изготовлены из стали и имеют стойкое черное полуматовое покрытие. Стойки можно собрать в трех конфигурациях, две из которых с перекрестным обменом деталей стоек от правой и левой ножек. В первой, в которой ножки поставляются, основание будет опираться на поверхность стола/тумбы ребрами накладок, высота телевизора будет минимальной, а расстояние между ножками большим (103,4 см по данным производителя). Именно в такой конфигурации мы собрали телевизор. Во второй — почти все также, только расстояние между ножками минимальное (69,2 см по данным производителя). В третьей — основание будет опираться на поверхность стола/тумбы плоскостью накладки, высота телевизора будет максимальной (примерно на 5 см выше), а расстояние между ножками максимальным (103,6 см по данным производителя). Этот вариант позволит разместить перед телевизором невысокий саундбар так, что он не будет загораживать изображение. Схема из инструкции поясняет сказанное:
Альтернативный способ установки телевизора без использования штатной подставки — это крепление телевизора на стену с помощью кронштейна под монтажные отверстия VESA 300×300 мм.
У нас на тестировании был предпродажный вариант, упакованный в коробку с неродным оформлением, поэтому ее фотографию мы не приводим. Изготовлена коробка из гофрированного картона. Для переноски в коробке проделаны боковые прорезные ручки.
Коммутация
Кабель питания отсоединяемый. Его длина — 1,9 м. В комплекте поставки есть стяжка, которую можно вставить в отверстие рядом с разъемом питания и зафиксировать кабель питания, чтобы он случайно не отсоединился.
Таблица с характеристиками в начале статьи дает представление о коммуникационных возможностях телевизора.
Большинство разъемов стандартные, полноразмерные и размещены более-менее свободно. Исключение — разъем для ввода композитного видеосигнала и стереозвука в аналоговом виде, который представляет собой гнездо для четырехконтактного миниджека. Соответствующего переходника на три RCA в комплекте поставки нет. В плюсы стоит записать целых четыре входа HDMI (HDMI 1 и 2, видимо, версии 2.0, а 3 и 4 — 2.1) и три USB, один из которых даже версии 3.0 с максимальным током до 900 мА, предназначен этот порт для подключения внешнего жесткого диска.
Проводному подключению наушников пользователь может предпочесть использование наушников с интерфейсом Bluetooth (есть поддержка профиля A2DP). Для проверки мы успешно подключились к нашей тестовой беспроводной колонке Sven PS-200BL.
Заявлена поддержка управления по HDMI. Она работает, например, с плеером Ultra HD Blu-ray Sony UBP-X700 — передаются нажатия на курсорные кнопки и еще несколько команд, часть из которых доступны из контекстного меню. Телевизор сам переключается (и включается, если был выключен) на вход HDMI при включении плеера. Также плеер выключается при выключении телевизора, и включается при выборе соответствующего входа в меню телевизора.
Режим трансляции — передача на телевизор по Wi-Fi копии экрана мобильного устройства и звука или из Google Chrome на ПК копии изображения текущей вкладки или всего рабочего стола со звуком так и не заработал. Вроде бы процесс начинался, но в итоге все прерывалось. Видимо, в текущей версии прошивки что-то поломали. Передача потокового видео из файла на ПК или из YouTube в виде ссылки для воспроизведения на ТВ работают.
Пульт и другие способы управления
Побывавший у нас на тестировании предпродажный образец телевизора будет комплектоваться другим пультом, не тем, что был в комплекте. Функции обоих пультов схожие, но материалы и внешний вид немного различаются. Поэтому приведем изображение пульта, предоставленное производителем:
Корпус пульта изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. Кнопки изготовлены в основном из резиноподобного материала, и только кольцо курсорных кнопок — из твердого пластика. Обозначения на кнопках контрастные. Самих кнопок много, но расположены они достаточно свободно, чтобы нажимать на них было удобно, хотя перехватывать пульт, конечно, приходится. Даже Sony не миновала тенденция увеличивать количество кнопок, напрямую вызывающих навязанные пользователю сервисы. На этом пульте таких кнопок четыре.
Пульт гибридный, он может работать как по ИК, так и по Bluetooth. По ИК пульт работает до сопряжения с телевизором или тогда, когда телевизор находится в глубоком сне или отключен от сети. Во всех остальных случаях ИК-передатчик не работает, и команды передаются по Bluetooth, за исключением команды на включение/выключение — она всегда передается только по ИК. В передней части есть индикатор, который светится оранжевым, например, при включенном микрофоне, и отверстие микрофона. Голосовой помощник (ассистент) Google запускается при нажатии на кнопку с микрофоном, также его можно запустить с домашней страницы, но микрофон в любом случае работает только при удерживании этой кнопки. Встроенных в ТВ микрофонов нет, поэтому ассистента нельзя вызвать, просто произнеся фразу «OK Google». Этот помощник поможет найти контент, который предоставляют ряд программ/сервисов, и ответить на какие-то вопросы (показывает и проговаривает ответ), например, какая сейчас погода за окном.
Также голосом можно управлять самим ТВ – голосом получается включать/выключать звук и регулировать громкость, вызывать меню с настройками и выводить ТВ-программу, выключать ТВ, по названию выбирать ТВ-каналы, входы, запускать программы, а в некоторых программах можно наговаривать текст для поиска.
Координатного ввода, например гироскопической «мыши», у пульта нет. Ограниченные в случае такого «умного» телевизора возможности пульта хочется компенсировать, подключив к телевизору клавиатуру и мышь, что вовсе не возбраняется. Эти устройства ввода работают даже через USB-разветвитель, освобождая дефицитные USB-порты под другие задачи, а также по Bluetooth. Однако задержка от перемещения мыши до фактического перемещения курсора по экрану чувствуется, что несколько замедляет работу с мышью. Для подключенной «физической» клавиатуры можно выбрать раскладку (только одну), в том числе и кириллическую самого распространенного варианта, при этом поддерживается смена раскладки клавиатуры (сочетание клавиш Ctrl + пробел) на английскую и обратно на выбранную. Клавиатуру и мышь можно использовать при навигации по интерфейсу ТВ и, разумеется, в программах. Из основного и дополнительного набора быстрых клавиш клавиатуры поддерживаются, например, клавиши перехода на предыдущий/следующий файл в интерфейсе мультимедийного плеера, возврата/отмены, перехода на главную страницу, выключения звука, регулировки громкости, остановки/воспроизведения, запуска текстового [Win] и голосового поиска [Поиск] и съёмки экран. А вот переключение между последними запущенными программами зачем-то убрали, что, конечно, плохо, но хотя бы список этих программ выводится при нажатии на кнопку выбора входа. Нужно отметить, что в целом интерфейс телевизора, как и предустановленных программ хорошо оптимизирован для использования только комплектного пульта ДУ, а текст, как уже упоминалось, в ряде случаев можно наговаривать, то есть подключать клавиатуру и мышь в общем-то необязательно. Вот для игр может очень захотеться подключить джойстики и т. д.
Конфигурацию аппаратной части поясняют данные программы CPU-Z:
Программной платформой для этого ТВ служит операционная система Android TV, основанная на ОС Android в данном случае версии 10. Непосредственно с пользователем взаимодействие происходит с помощью улучшенной оболочки этой платформы, получившей название Google TV. (И не нужно путать с почившей в Бозе одноименной ОС.)
Есть возможность переключить интерфейс на русский язык (обычно это делается во время первоначальной настройки телевизора). Качество перевода хорошее. Домашняя страница в Google TV представляет собой несколько горизонтальных лент с плитками установленных приложений, рекомендуемого и избранного контента, а также часто просматриваемых каналов ТВ. Список лент прокручивается вверх-вниз, а сами ленты — вправо-влево. В верхней части страницы есть меню с пунктами запуска поиска, перехода на главную страницу, на страницу установленных приложении, на библиотеку с купленным контентом и контентом из списков просмотра на разный устройствах.
В верхнем правом углу — значок меню управления учетной записью.
Если не входить в аккаунт Google, то интерфейс главной страны гораздо лаконичнее — только установленные приложения.
На главной странице редактировать, похоже, можно только ленту установленных приложений. Отметим, что в целом ни к стабильности работы, ни к отзывчивости оболочки у нас претензий не возникло.
Контекстное меню Быстрые настройки вызывается кнопкой со значком шестеренки. Пользователь может отметить, что показывать в этом меню, а что скрывать, но выбор доступных команд не очень большой.
Меню с настройками ТВ занимает большую часть экрана, надписи в нем читаемые. Некоторое неудобство заключается в том, что списки в меню не зациклены.
Подменю с настройками изображения представляет собой вертикальную ленту с разворачивающимися категориями. При этом переход к подпункту в категории сопровождается разворачиванием окна с описанием настройки и условным примером ее работы.
Во время навигации по меню с настройками изображения все постоянно разворачивается/сворачивается и скачет вверх-вниз. Это очень раздражает и замедляет настройку ТВ. Единственная приятная функция этого меню в том, что при выборе конкретной настройки «украшательства» исчезают, остается только небольшой прямоугольник с названием настройки и ползунком или текущим вариантом, при этом следующая/предыдущая настройка выбирается стрелками вниз и вверх, а значение меняется стрелками вправо и влево.
Отметим, что в сторонних программах непосредственно при настройке изображения воспроизведение видеофайла приостанавливается, что осложняет оценку влияния настройки в динамике. В этом телевизоре есть автоматическая подстройка яркости изображения под уровень освещенности в помещении, а также функция автоматической калибровки изображения (нужен совместимый калибратор, генератор образцов и ПО, то есть обычному пользователю она недоступна) и функция автоматической калибровки звука под особенности помещения (используется микрофон в пульте).
В телевизор встроена довольно подробная справочная система, жалко, что ее вывод не зависит от контекста, в котором была нажата кнопка Help.
Управлять этим ТВ можно с мобильного устройства с помощью подходящего приложения (для Android TV есть варианты).
Кроме того, телевизор можно интегрировать в систему умного дома Google Home, но непосредственно с самим телевизором в этом доме мало что можно сделать — включить по Wi-Fi, запустить трансляцию экрана (которая не работает) и отрегулировать громкость.
Магазина Google Play в этом Google TV в быстром доступе нет. Есть только список категорий, выбор каждой из которых приводит в выводу почти бесконечной ленты приложений, и поиск приложений. Вот с поиском что-то странное, попытка поискать приложение по названию (которое было правильно распознано), привело к выводу контента из YouTube:
Пришлось приложение искать, прокручивая ленту в течение нескольких секунд. Недоработочка.
Google Play можно обнаружить в списке системных приложений и запустить уже оттуда:
Вот тут поиск работает уже правильно, и приложение находится сразу:
Впрочем, в большинстве случаев можно установить программы из файлов APK, и ими можно будет нормально пользоваться. Единственно, не все такие приложения, могут иметь плитку для вывода на главной странице, но и это при желании решается. Приложения можно устанавливать на внешний USB-накопитель, для чего его предварительно нужно зарегистрировать (и отформатировать). Встроенные приложения не могут похвастаться особой функциональностью и удобством, поэтому стоит установить и в дальнейшем использовать предпочитаемые пользователем сторонние программы. Например, для воспроизведения видеофайлов мы установили MX Player и VLC for Android, а для доступа к файловой системе, сетевым ресурсам и т. д. — ES Проводник.
Воспроизведение мультимедийного контента
При поверхностном тестировании воспроизведения мультимедийного контента мы ограничились рядом файлов, запускаемых в основном с внешних USB-носителей. Источниками мультимедийного контента при использовании сторонних программ также могут быть серверы в локальной сети, например, UPnP (DLNA). Были опробованы жесткие диски, внешние SSD и обычные флешки. Два протестированных жестких диска работали от любого USB-порта, а в режиме ожидания самого ТВ жесткие диски отключались (но они могут периодически включаться, если, например, активно расписание на запись). Отметим, что телевизор поддерживает USB-накопители как минимум с файловыми системами FAT32, exFAT и NTFS, а с кириллическими названиями файлов и папок не было никаких проблем. Штатный плеер телевизора обнаруживает файлы на накопителях, даже если файлов очень много (несколько тысяч), но на отображение всех папок и файлов может потребоваться какое-то время.
Нет особого смысла тестировать воспроизведение аудиофайлов с помощью встроенного плеера, так как обязательно найдется сторонняя программа, которая с этим справится хорошо и как удобно пользователю. В случае растровых графических файлов возможности встроенного плеера обсудить стоит, так как только он может воспроизводить эти файлы в истинном разрешении 3840×2160, правда со снижением цветовой четкости как по вертикали, так и по горизонтали. Все сторонние программы, как и сама ОС, выводят статическое изображение в разрешении 1920×1080. Впрочем, как встроенный плеер, так и сторонние программы могут выводить видео в истинном разрешении 3840×2160, используя средства аппаратного декодирования. Нами подтверждена способность штатного плеера телевизора показывать растровые графические файлы в форматах JPEG, в том числе в виде слайд-шоу. Но возможности включить фоновую музыку теперь уже нет, эффект перехода по прежнему один и интервал смены слайдов все также не настраивается.
В так называемом спящем режиме (яркость и потребление немного снижены) телевизор умеет показывать изображения, полученные из различных источников, в режиме слайд-шоу уже с настраиваемым временным интервалом и с возможность вывода дополнительной информации типа времени и погоды.
Проще всего включить этот режим двумя нажатиями на кнопки пульта — на кнопку Home (выведя заглавную страницу) и затем на кнопку Back.
Тестирование воспроизведения видеофайлов проводилось в основном с помощью плеера MX Player. Поддерживается аппаратное декодирование звуковых дорожек как минимум в форматах (и их разновидностях) AAC, AC3, Dolby Atmos, DTS, MP2, MP3, OGG, PCM и WMA. Большинство из опробованных современных файлов высокого разрешения без проблем воспроизводились в режиме аппаратного декодирования (в некоторых случаях в режиме HW+), вплоть до вариантов H.265 с разрешением 4К при 60 кадр/с. Поддерживается воспроизведение видеофайлов HDR (HDR10, Dolby Vision (встроенным плеером) и HLG; контейнеры: MKV, MP4, TS и WebM; кодеки VP9, AV1 и H.265), а в случае файлов с 10 бит на цвет согласно визуальной оценке градаций оттенков больше, чем у 8-битных файлов. Кстати, в приложении YouTube удалось посмотреть видео в разрешении 4K с HDR и даже с 60 кадр/с.
Редко, но попадались видеофайлы, с которыми у телевизора были проблемы. Например, DivX 3 в AVI не воспроизводились в режиме аппаратного декодирования, MPEG1 VCD и MPEG2 SVCD / KVCD не увеличивались до ближайших границ экрана, но MPEG2 MP@HL с разрешением 720p/1080p воспроизводятся нормально.
Тестовые ролики на определение равномерности чередования кадров помогли выявить, что телевизор при воспроизведении видеофайлов не подстраивает частоту обновления экрана под частоту кадров в видеофайле, но если включены функции Motionflow (пусть и с минимальными значениями параметров) и Режим «Фильм» (на максимум), то телевизор работает с частотой обновления 120 Гц, поэтому хотя бы файлы с 24, 30 и 60 кадр/с выводятся с равной длительностью кадров. При этом в случае 25 и 50 кадр/с длительность кадров все равно варьируется, но это не очень заметно. Отметим, что файлы с 120 кадр/с воспроизводятся, но вывод идет с частотой 60 Гц.
В стандартном для видео диапазоне (16—235) отображаются все градации оттенков (по крайней мере, удается подобрать сочетание настроек, при котором в случае тестовых файлов это так). Максимальный битрейт видеофайлов, при котором еще не было артефактов, при воспроизведении с USB-носителей составил 300 Мбит/с (H.264/H.265, http://jell.yfish.us/), по проводной сети Ethernet — 90 Мбит/с, а по Wi-Fi — 250 Мбит/с. В двух последних случаях использовался медиасервер роутера Asus RT-AC68U. Статистика на роутере показывает, что скорость приема и передачи по Wi-Fi составляет 866,7 Мбит/с, то есть в телевизоре установлен адаптер 802.11ac. Тест iPerf3 (настройки по умолчанию, сервер подключен к роутеру по Ethernet 1 Гбит/с) показал, что средняя скорость по Ethernet находится на уровне 95 Мбит/с, а по Wi-Fi — 225 Мбит/с.
Звук
Телевизор оснащен, как пишет производитель, встроенными в экран динамиками, — так называемая технология Acoustic Surface Audio+. Суть этой технологии заключается в том, что приводы, размещенные за экраном, воздействуют непосредственно на панель экрана, заставляя ее излучать звук. В итоге пользователь слышит звук, исходящий непосредственно от экрана, а не с боку или снизу. Данное обстоятельство значительно повышает реалистичность того, что происходит на экране. Вибрация панели в области приводов хорошо чувствуется руками. У такой системы воспроизведения звука есть свои ограничения: во-первых, есть сложности с передачей низких частот, во-вторых, ограниченная поверхность экрана может приводить к возникновению нежелательных резонансов. Первое исправляет низкочастотный громкоговоритель, размещенный сзади примерно по центру, а второе, возможно, отчасти компенсируется частотной коррекцией сигнала.
Субъективное тестирование встроенной акустической системы показало, что ее громкости более чем достаточно для среднего по размерам помещения. Даже на максимальной громкости искажения не очень большие. Присутствуют высокие, средние частоты, низкие частоты есть, но ощущается их недостаток, зато те, что есть, плотные. Стереофонический эффект отчетливо выражен. Паразитных резонансов в явном виде нет, но звук все же резковат — стеклянная панель явно хуже справляется с передачей средних и высоких частот в сравнении с диффузором громкоговорителя. Акустика телевизора хорошо передает голоса при разговоре, отлично справляется с типичной поп-музыкой, но подходящей для любого типа музыки ее назвать сложно. Для игр, для спортивных и новостных программ, для ток-шоу — отлично, тогда как для лучшего погружения в атмосферу хорошего кино с качественным музыкальным рядом и/или спецэффектами, требующими чистого звука и передачи мощных басов, лучше все же воспользоваться внешней акустикой и лучше многоканальной.
Сравним АЧХ этого ТВ с АЧХ двух телевизоров высшего класса (получена с помощью шумомера при воспроизведении звукового файла с розовым шумом, интервал УЗД в 1/3 октавах):
АЧХ довольно ровная, и формально диапазон воспроизводимых частот широкий, но есть небольшой провал на стыке низкочастотного громкоговорителя и средне-высокочастотных драйверов, и в области средних частот явно есть резонансные пики, что и приводит к резкому звучанию.
Теперь посмотрим, что получилось после автоматической калибровки:
Принципиальных отличий нет, но АЧХ явно стала ровнее.
Встроенную акустическую систему этого ТВ можно использовать в качестве центрального канала — аналоговый сигнал заводится через гнездо миниджек 3,5 мм. Учитывая характер локализации звука такой вариант может быть более чем оправданным.
При подключении наушников встроенные громкоговорители отключаются, и громкость в наушниках регулируется независимо. Запас громкости при использовании наушников на 32 Ом с чувствительностью 92 дБ огромный, шума в паузах нет, самых низких частот не хватает, стереофонический эффект выражен отчетливо, звучание чистое, приятное, в целом качество звука хорошее.
Работа с источниками видеосигнала
Кинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к плееру Ultra HD Blu-ray Sony UBP-X700. Использовалось HDMI-подключение. В случае данного источника телевизор поддерживает режимы 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50/60 Гц, а также 1080p и 4К при 24 Гц (о поддерживаемых режимах при подключении к ПК рассказано ниже). Есть поддержка сигнала с метаданными HDR10 и Dolby Vision. Подстройка частоты обновления под частоту кадров в сигнале работает, поэтому, например, в случае режима 1080p при 24 кадр/с кадры выводятся с равной длительностью. Цвета правильные, с учетом типа видеосигнала яркостная и цветовая четкость высокая. В стандартном для видео диапазоне (16—235) отображаются почти все градации оттенков (видно один оттенок белее белого, но этим можно пренебречь).
В большинстве случаев телевизор отлично справляется с преобразованием чересстрочных видеосигналов в прогрессивное изображение даже при самом замысловатом чередовании полукадров (полей). При масштабировании из низких разрешений и даже в случае чересстрочных сигналов и динамичной картинки выполняется сглаживание границ объектов — зубцы на диагоналях выражены несильно. Функции подавления видеошумов работают очень хорошо, не приводя к существенным артефактам в случае динамического изображения. Функция Плавный переход устраняет или хотя бы снижает заметность градиентов на плавных переходах между оттенками. Есть функция вставки промежуточных кадров. Ее качество очень хорошее (но встречается и лучше), в большинстве случаев промежуточные кадры рассчитываются правильно и с высокой четкостью. Пользователь может настроить работу этой функции под свои требования, или, разумеется, отключить ее совсем для просмотра кино без вмешательства умной электроники.
При подключении к компьютеру по HDMI вывод изображения в разрешении 3840×2160 мы получили с кадровой частотой вплоть до 120 Гц включительно (по входам HDMI 3 и 4). Масштабирование к разрешению матрицы ТВ (если оно нужно) выполняется с высоким качеством, без явных артефактов и без существенной потери контраста тонких линий. В случае сигнала 4К с исходной цветовой четкостью (вывод в режиме RGB или компонентного сигнала с кодированием цвета 4:4:4) вывод собственно изображения на экран ТВ можно получить без снижения цветовой четкости (режим изображения Игра, все функции, повышающие четкость, отключены). В итоге этот ТВ можно использовать в качестве монитора для ПК — четкость исходная, мерцания нет, остается только некоторое динамическое изменение яркости в зависимости от средней светлоты сцены, с которым в большинстве случаев можно смириться, и редкие артефакты на контрастных границах, о чем будет рассказано ниже.
Под Windows 10 вывод в режиме HDR на данный телевизор возможен при выборе соответствующей опции в настройках дисплея. При разрешении 4К и 120 Гц вывод идет в режиме до 12 бит на цвет:
Воспроизведение тестовых HDR-видеороликов с 10-битным цветом и плавными градиентами показало, что в при разрешении 4К в случае частоты обновления 120 Гц градаций оттенков примерно столько же, что и при 8-битном выводе (функция Плавный переход выключена). При снижении частоты обновления до 60 Гц получается уже почти идеальный 10-битный вывод, но в случае 8-битного вывода и расширения до 10 бит средствами видеокарты результат все же немного лучше. На очень темных участках, если присмотреться вплотную к экрану, виден слабоконтрастный статичный и динамичный шум на уровне отдельных пикселей. Впрочем, на качестве вывода реальных изображений (кино, видео, фотографии) этот шум практически не сказывается. Цвета контента HDR близки к ожидаемым. Общие впечатления от просмотра HDR-контента великолепные. Удивляет абсолютно черный цвет в сочетании с высокой яркостью как больших, так и точечных объектов без каких-либо артефактов в виде ореолов или странного изменения яркости. Исключением является случай вывода очень светлого изображения во весь экран, когда общая яркость заметно снижается, но при просмотре обычного, а не тестового контента этого практически никогда не случается. В программе DisplayHDR test tool, на 10% белого яркость устанавливается на значении порядка 690 кд/м², а на белом поле во весь экран — 170 кд/м² с кратковременной пиковой яркостью до 275 кд/м².
ТВ-тюнер
Данная модель, помимо двух спутниковых тюнеров, оснащена аналоговым и сдвоенным цифровым тюнером, принимающим сигнал эфирного и кабельного вещания. Качество приема цифровых каналов на дециметровую антенну, закрепленную на стене здания (почти прямая видимость в направлении на телевышку в Бутово, расположенную на расстоянии 14 км), было на высоком уровне — удалось найти ТВ-каналы во всех трех мультиплексах (всего 30 и 3 канала радио). Список каналов можно записать на USB-носитель и наоборот, загрузить с него. Присутствуют списки (4 шт.) любимых каналов.
Переключение между цифровыми ТВ-каналами происходит за 4,5-5 секунд. Есть хорошая поддержка электронной программы передач (если она передается) — можно посмотреть, что именно идет на текущем и других каналах, и запрограммировать просмотр программы или сериала.
Поддерживается Teletext и вывод субтитров в частности.
Присутствует функция записи цифровых ТВ-передач на внешний носитель, но его предварительно нужно зарегистрировать, что означает его форматирование, потерю всех данных на нем и невозможность использования в качестве накопителя до переформатирования. Запись можно запланировать (в том числе с помощью программы передач, но значка записи почему-то на программе не появляется) или начать, нажав на кнопку записи на пульте (и выбрав время записи до окончания передачи или из предложенных вариантов). Во время записи можно переключаться на просмотр другого канала. Функции сдвига во времени (Time shift) почему-то нет.
Отметим, что, по крайней мере, в случае настроек по умолчанию, телевизор неплохо масштабирует и улучшает ТВ-картинку низкого разрешения, поэтому бесплатное эфирное ТВ более-менее комфортно смотреть даже на большом экране высокого разрешения. Хотя все равно есть ТВ-каналы/передачи, картинка которых настолько плоха, что уже и этот телевизор бессилен привести ее в нормальный вид.
Микрофотографии матрицы
OLED в современных массово выпускаемых телевизорах отличается от типичных реализаций OLED в мобильных устройствах. Главное отличие заключается в том, что каждый субпиксель имеет свой независимо управляемый OLED-источник белого света, а красный, зеленый и синий цвета формируются с помощью светофильтров, размещенных перед этими источниками. Данная реализация получила название W-OLED+C/F (W — white (белый) и C/F — color filter (светофильтр)). Тогда как в большинстве OLED-экранов мобильных устройств каждый субпиксель изначально излучает свой цвет и светофильтры отсутствуют (RGB OLED). Дополнительно для снижения энергозатрат и повышения яркости в экране этого телевизора каждая триада красного, зеленого и синего субпикселя дополнена белым субпикселем, то есть субпикселем без светофильтра. Отметим, что, несмотря на белый субпиксель, W-OLED+C/F может иметь меньшую эффективность, чем RGB OLED, так как светофильтры отфильтровывают большую часть спектра излучения, то есть превращают ее в бесполезное тепло. Схема ниже поясняет устройство W-OLED+C/F:
Несмотря на различия в технологиях, W-OLED+C/F все равно имеет те же основные преимущества, а это, прежде всего, возможность получить абсолютно черный цвет на площади одного пикселя независимо от состояния других пикселей, при этом матрицы с W-OLED+C/F проще и дешевле в производстве.
Многие потенциальные покупатели OLED-телевизоров опасаются эффекта выгорания — неустранимого остаточного изображения. Наши коллеги из Rtings.com проводят долговременный тест с участием шести телевизоров OLED, работающих в различных сценариях. На момент написания этой статьи обновление результатов, похоже, остановилось после 102 недель. Подробности можно узнать по ссылке выше, но заявление команды Rtings.com следующее: «We don’t expect most people who watch varied content without static areas to experience burn-in issues with an OLED TV». То есть «мы ожидаем, что большинство людей, которые смотрят разнообразный контент без статичных участков, не столкнутся с выгоранием на OLED ТВ».
Кроме необратимого выгорания панели OLED в небольшой мере подвержены эффекту остаточного изображения. Наши тесты показали, что, например, после полутора часов вывода контрастного и яркого изображения при смене его на серую заливку во весь экран в течение нескольких секунд можно увидеть очень слабые «тени» того, что выводилось на экран до этого. Однако уже через 30 секунд от предыдущего изображения не осталось и следа. В целом в большинстве случаев такой эффект остаточного изображения никак не будет мешать использованию телевизора.
Так выглядят пиксели матрицы телевизора при не очень большом увеличении в случае вывода белого цвета:
Видно, что светофильтры нанесены вертикальными полосками, как и в случае типичной ЖК-матрицы. При этом белый цвет в случае данного сочетания настроек формируется без участия красного субпикселя, так как достаточно свечения белого субпикселя, дополненного светом от зеленого и синего субпикселя. Красный субпиксель появляется, например, при выводе красного цвета (микрофотография сделана в режиме DCI, в котором цветовой охват максимальный):
Заметим, что при выводе контрастных объектов их вертикальные границы могут быть обрамлены тонкой черной полоской, которая разделяет соседние субпиксели. Это несколько снижает качество изображения, когда телевизор используется в качестве компьютерного монитора, в частности некоторые шрифты со сглаживанием выглядят странно, а желтые объекты на белом фоне слева имеют выраженную красную кайму, а справа — зеленую.
Измерение яркостных характеристик и энергопотребления
Измерения яркости, цветовой температуры и ΔE на белом поле во весь экран проводились в 25 точках, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Замерять яркость черного поля и вычислять контрастность в данном случае бесполезно, так как при правильных настройках черное поле совсем и абсолютно черное.
Параметр | Среднее | Отклонение от среднего | |
---|---|---|---|
мин. | макс. | ||
Яркость | 154 кд/м² | −15% | 10% |
Цветовая температура | 10500 | 10200 | 10800 |
ΔE | 2,2 | 0,6 | 3,3 |
Равномерность белого поля по яркости приемлемая (мы не исключаем, что яркость могла меняться и во времени, что исказило результат), по цветовому тону отличная. Визуально на белом поле не видно вариации яркости и цветового тона по площади.
С уменьшением площади белого максимальная яркость возрастает, при этом характер зависимости яркости от площади белого участка зависит как минимум от выбранного профиля, настроек изображения и от текущего режима: SDR или HDR. Например, в режиме Игра в случае сигнала SDR зависимость яркости от площади белого имеет следующий вид (дополнительно по вертикальной оси отложена потребляемая мощность):
Видно, что пиковая яркость достигает порядка 450 кд/м², а с ростом площади белого яркость плавно снижается и достигает величины порядка 160 кд/м². В случае реального контента (кино, игры, фотографии) условная площадь белого или светлота сцены в большинстве случаев достаточно низкая, чтобы яркость изображения оставалась высокой и картинка на экране этого телевизора не выглядела тусклой даже в условиях ярко освещенного помещения.
При выводе белого поля во весь экран есть динамическое изменение яркости. Для примера приведем график изменения яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) в случае перехода между черным и белым полями во весь экран:
Такое управление яркостью позволяет в динамичных сценах реалистично передавать, например, вспышки во весь экран.
На любом уровне яркости видимое мерцание отсутствует, его не выявляет и тест на стробоскопический эффект. Регистрация зависимости яркости от времени при различных уровнях яркости выявила модуляцию яркости с очень высоким коэффициентом заполнения, что и объясняет отсутствие мерцания. В доказательство приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки Яркость в случае белого поля на 20% от площади экрана.
Есть функция, повышающая четкость объектов в движении. Достигается это за счет вставки черного кадра. В зависимости от значения настройки Четкость в группе Motionflow вставляется короткий черный кадр с частотой 120 Гц, или длинный черный кадр с частотой 60 Гц. В первом случае при значении 2 действительно есть какое-то увеличение четкости в движении, а видимого мерцания практически нет, во втором случае экран уже неприятно мерцает. Приведем графики зависимости яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при различных значениях настройки Четкость:
Присутствует функция автоматической подстройки яркости под уровень освещенности в помещении. Ниже приведены результаты, полученные при выводе белого поля площадью 20% от общей площади экрана:
Режим | Яркость, кд/м² |
---|---|
Световой сенсор выключен | 440 |
Световой сенсор включен, освещенность более 10000 лк | 455 |
Световой сенсор включен, офис, освещенность 550 лк | 360 |
Световой сенсор включен, темнота | 110 |
Функция работает, как и ожидалось, хотя в полной темноте яркость можно было снижать сильнее.
Минимальное зарегистрированное значение потребляемой мощности в режиме ожидания составило порядка 0,2 Вт. В некоторых случаях телевизор, находясь в режиме ожидания, периодически включается (мы постарались отключить все функции, которые могли бы заставлять ТВ просыпаться), потребление возрастает до примерно 25 или 45 Вт, затем выключается, и потребление на какой-то период снижается до 0,2 Вт. Ниже приведена зависимость мощности от времени в режиме ожидания:
За более чем 13 часов усредненное потребление в итоге составило 1,2 Вт.
Из режима ожидания включается ТВ быстро — через 5 секунд уже появляется сформированное изображение домашней страницы. Если был перерыв в питании, то система перезапускается заново, а это уже занимает гораздо больше времени — порядка 35 с.
Нагрев телевизора можно оценить по приведенному изображению с ИК-камеры, полученному после долговременной работы на максимальной яркости при выводе белого поля во весь экран и розового шума на максимальной громкости в помещении с температурой примерно 24 °C:
Максимальный нагрев невысокий и нагрев закономерно выше в центре, так как там сзади утолщение корпуса с электроникой и пластиковым кожухом. Также заметно греются звуковые приводы — «уши» справа и слева примерно по центру по вертикали.
Определение времени отклика и задержки вывода
Время отклика очень мало, так как состояние пикселей меняется практически мгновенно. На фронтах переходов, как правило, нет выраженных ступенек, а значит, и артефакты в виде шлейфов, тянущихся за двигающимися объектами, исключены. Для примера приведем график изменения яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) в случае переходов между черным и белым:
И увеличено на на фронтах включения и выключения:
На графиках отмечены отсчеты с частотой 100 кГц. Время включения в данном случае равно 0,03 мс, а выключения — 0,06 мс. Переходы между полутонами происходят в среднем за 0,05 мс. Разумеется, такой скорости матрицы достаточно даже для очень динамичных игр.
Для наглядного представления о том, что на практике означает такая скорость матрицы и как на четкость объектов в динамике влияет настройка Четкость из группы Motionflow, приведем серию снимков, полученных с помощью движущейся камеры. Такие снимки показывают, что видит человек, если он следит глазами за двигающимся на экране объектом. Описание теста приведено тут, страница с самим тестом тут. Использовались рекомендованные установки (скорость движения 960 пиксель/с), выдержка 1/15 с, значение Четкость (Ч.) приведено в виде номера уровня.
Видно, что при прочих равных условиях четкость изображения повышается по мере роста частоты обновления, а настройка Четкость существенно повышает четкость вплоть до значения 2, не приводя к появлению артефактов. При Четкость = Макс. и в случае 120 Гц кадровой частоты особого повышения четкости нет, а каждый второй кадр пропускается.
Попробуем представить, что было бы в случае матрицы с мгновенным переключением пикселей. Для нее при 60 Гц объект со скоростью движения 960 пиксель/с размывается на 16 пикселей, при 120 Гц — на 8 пикселей. Размывается, так как фокус зрения движется с указанной скоростью, а объект неподвижно выводится на 1/60 или на 1/120 секунды. Для иллюстрации этого сымитируем размытие на 16 и 8 пикселей:
Видно, что четкость изображения при Четкость = Мин., такая же, что и в случае идеальной матрицы. При этом по мере роста длительности черного кадра четкость динамического изображения на телевизоре приближается к четкости статичной исходной картинки.
Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. В игровом режиме при кадровой частоте 120 Гц и разрешении 4К задержка вывода равна 15 мс (производитель заявляет о задержке менее 8,5 мс). Задержка очень низкая, она абсолютно не ощущается при работе за ПК и даже в очень динамичных играх не приведет к снижению результативности. При снижении разрешения до Full HD задержка снижается до 8,6 мс. В итоге этот телевизор подходит для динамичных игр. Сожалеть приходится только об отсутствии поддержи вывода с переменной частотой кадров (то есть какой-либо разновидности VRR — variable refresh rate). Производитель пишет, что функция VRR будет доступна для входов HDMI 3 и 4 после обновления программного обеспечения ТВ, но в случае микропрограммы версии 6.3780, с которой мы тестировали телевизор, VRR еще не было.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки характера роста яркости мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при выборе профиля Игра (Гамма = 0, Максимальная яркость = Выкл.) и при последовательном выводе полей на примерно 20% от площади экрана. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:
В среднем рост прироста яркости более-менее равномерный вплоть до белого, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. В самой темной области различаются все оттенки:
Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,10, что немного ниже стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая слегка отклоняется от аппроксимирующей степенной функции:
Отметим, что на статичном изображении гамма-кривая может иметь несколько другой вид. При увеличении настройки Максимальная яркость до максимального значения характер гамма-кривой, полученной в динамике, меняется, яркость белого и серых полей возрастает:
Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват меняется в зависимости от выбранного значения настройки Цветовое пространство в группе Видеосигнал. В случае варианта sRGB/BT.709 охват очень близок к границам цветового пространства sRGB:
При этом цвета на экране имеют естественную насыщенность, так как большинство изображений на текущий момент предполагают просмотр на устройствах с охватом sRGB. Если выбрать DCI, то охват приближается к стандарту цифрового кинематографа DCI (в случае варианта BT.2020 особо ничего не меняется):
В случае Adobe RGB охват приближается к соответствующему пространству насколько это возможно.
Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для профиля BT.2020:
Видно, что компоненты, соответствующие основным цветам, хорошо разделены, что и позволяет получить широкий цветовой охват. В случае профиля sRGB/BT.709 охват уменьшается за счет перекрестного подмешивания компонент:
Участие белого субпикселя проявляется в частности в том, что спектр белого явно не является простой суммой спектров красного, зеленого и синего цветов. Отметим, что белый субпиксель позволяет легко смещать баланс яркости белых участков относительно цветных. Тем не менее, визуально дисбаланса яркости не наблюдается.
По умолчанию независимо от выбранного профиля и значения настройки Цветовой тон цветовая температура на белом поле выше стандартных 6500 К, поэтому мы попытались выполнить ручную коррекцию цветового баланса. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) после ручной подстройки цветового баланса настройками усиления трех основных цветов (0/−7/−5 для R, G и B, Цветовой тон = Эксперт 1):
Самый близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Корректировка позволила добиться хорошего результата — цветовая температура хотя бы на белом поле стала практически равной стандартным 6500 К, а ΔE стала ниже 2. При этом вариация цветовой температуры и ΔE не очень большая — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса. Отметим, что, в отличие от ЖК-телевизоров (к которым относятся и QLED), коррекция цветового баланса в случае OLED не приводит к снижению контраста.
Измерение углов обзора
Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном, горизонтальном и диагональном (из угла в угол) направлениях. Яркость черного поля по понятным причинам не определялась, как и контрастность.
Уменьшение яркости на 50% от максимального значения:
Направление | Угол, градусы |
---|---|
Вертикальное | 59 |
Горизонтальное | 70 |
Диагональное | 68 |
Отметим очень плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану во всех трех направлениях, при этом графики яркости полутонов не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Для сравнения: в случае типичного ЖК-телевизора на матрице VA яркость падает вдвое уже примерно при 30°.
Для количественной характеристики изменения цветопередачи мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего, а также светло-красного, светло-зеленого и светло-синего полей во весь экран с использованием установки, подобной той, что применялась в предыдущем тесте. Измерения проводились в диапазоне углов от 0° (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:
В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что при взгляде под углом основные цвета и их светлые оттенки меняются несущественно, но изменение цветового тона белых и серых полей при не очень большом отклонении может превышать 3 единиц. Визуально белое/серое поле даже при небольшом отклонении приобретает едва заметный синеватый оттенок. Впрочем, на реальных изображениях этот эффект заметить очень сложно.
Выводы
Технология OLED, с помощью которой формируется изображение на экране телевизора Sony Bravia XR-65A80J, позволяет получить картинку самого высокого качества с настоящим черным цветом, насыщенными яркими цветами, отличными углами обзора и без каких-либо артефактов в динамике. Сам телевизор и штатная подставка отличаются строгим дизайном — не привлекающим внимание, но и не отвлекающим зрителя от происходящего на экране. Благодаря звуковым приводам Acoustic Surface Audio+ звук излучается непосредственно с поверхности экрана, что максимально приближает локализацию источников звука к их расположению на экране. По функциональному оснащению Sony Bravia XR-65A80J относится к классу продвинутых современных телевизоров, являющихся, по сути, мультимедийными комбайнами с расширенными сетевыми возможностями. При этом используемая платформа Android TV с оболочкой Google TV отличается удобным интерфейсом с поддержкой голосового управления, поиска и ввода, а также внешних клавиатуры и мыши и мало чем ограничивает пользователя в выборе программного обеспечения, что дает дополнительные преимущества в сравнении с телевизорами, в которых применяются проприетарные решения. Телевизор идеально подходит для домашнего просмотра кинофильмов и сериалов в разрешении 4К и в формате HDR. Видео с более низким качеством, даже ТВ-программы низкого разрешения, смотрятся неплохо благодаря многочисленным функциям, улучшающим изображение. Высокая частота обновления, низкая задержка вывода и высокая четкость в движении делают этот ТВ отличным выбором для вывода картинки самых динамичных игр, в том числе в режиме HDR.
Достоинства:
- Высокое качество изображения и хорошая поддержка HDR
- Низкое значение задержки вывода, очень быстрая матрица, поддержка режимов с частотой обновления 120 Гц
- Вставка черного кадра для повышения четкости в движении
- Эффективный антибликовый фильтр
- Хорошее качество встроенной акустики и выхода на наушники
- Отличные мультимедийные возможности, расширяемые за счет использования сторонних программ
- Хорошо работающая функция вставки промежуточных кадров
- Голосовые управление, поиск и ввод
- Хорошее качество приема цифровых эфирных ТВ-программ
- Двойной спутниковый тюнер
- Есть порт USB 3.0 с повышенным током
- Функция автоматической настройки параметров звука и изображения
- Подставка с двумя вариантами высоты и двумя вариантами расстояния между ножками
Недостатки:
- Значимых нет
Благодарим компанию Sony за предоставленный на тест телевизор Sony Bravia XR-65A80J