В серии настольных процессоров Ryzen 3000 самой популярной моделью с большим отрывом был, да и до сих пор остаётся, младший шестиядерник Ryzen 5 3600. Имея достаточное для большинства современных задач количество ядер и потоков, он обладает невысокой (ниже $200) ценойи довольно неплохой для своей стоимости производительностью, что и сделало его чуть ли не стандартным выбором 2020 года для массовых игровых конфигураций. Более того, даже появление достойных альтернатив в лице Core i5–10400 и i5–10400F не смогло переломить эту тенденцию: покупатели продолжают голосовать рублём за шесть ядер с микроархитектурой Zen 2.
В то же время Zen 2 — не самая новая микроархитектура, уже более месяца AMD продаёт процессоры серии Ryzen 5000на базе ядра Zen 3, среди которых тоже есть шестиядерник — Ryzen 5 5600X. Мы уже успели познакомиться с представителями этой серии с 16, 12 и 8 ядрами, и знаем, что в новом семействе производительность серьёзно возросла, а кроме того, оказался исправлен самый неприятный недостаток предшественников — высокие межъядерные задержки, которые заметно вредили игровому быстродействию. Но несмотря на это, вставать на смену Ryzen 5 3600 новый Ryzen 5 5600X не спешит. Проблема находится в маркетинговой плоскости: шесть ядер Zen 3 оценены компанией AMD в полтора раза дороже такого же набора ядер прошлого поколения.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/sm._DSF9545.800.jpg)
С точки зрения производителя такая оценка нового процессора с шестью ядрами вполне оправданна. В новом поколении процессоров на несколько сотен мегагерц возросли рабочие частоты и на 19% увеличилась удельная производительность, а значит, по вычислительной мощности Ryzen 5 5600X должен быть похож на представителей серии Ryzen 3000 с восемью ядрами, что как раз и отражает его цена. Более того, если сравнивать Ryzen 5 5600X с собратьями, то окажется, что в нём одно ядро стоит даже на 20% дешевле, чем в Ryzen 7 5800X, и это тоже можно посчитать аргументом в пользу того, что AMD не перегнула палку с ценой.
Но всё это всё равно сильно контрастирует с тем, к чему сама же AMD нас и приучила. Рыночный успех к процессорам Ryzen изначально пришёл благодаря тому, что компания придерживалась стратегии давать больше за меньший бюджет. И до недавних пор её процессоры предлагали более развитую многопоточность по сравнению с конкурирующими предложениями Intel той же цены. Теперь же ситуация меняется на противоположную: Ryzen 5 5600X на четверть дороже старшего шестиядерника Intel без встроенной графики, Core i5–10600KF.
В перспективе в серии Ryzen 5000 наверняка появятся и более дешёвые, нежели Ryzen 5 5600X, процессоры. Но судя по всему, ждать этого придётся ещё долго, ведь пока и существующие модели купить очень непросто — AMD явно не справляется с удовлетворением спроса. А это недвусмысленно говорит о том, что платить по $300 за шестиядерник покупатели готовы, хотя за ту же сумму можно было бы без проблем приобрести восьмиядерный Core i7–10700F. В этом обзоре мы попытаемся понять, действительно ли Ryzen 5 5600X является настолько удачным, что он действительно заслуживает той суммы, которую за него просит заплатить AMD. Или дело лишь в том, что компания успела накопить критическую массу поклонников, готовых переплатить ради возможности быстрее получить в своё распоряжение очередную «горячую» новинку?
⇡#Ryzen 5 5600X в подробностях
Ryzen 5 5600X — единственный на данный момент шестиядерный представитель в модельном ряду Ryzen 5000. Этот процессор поддерживает технологию SMT, а значит, предлагает ядерную формулу 6/12 аналогично предшественникам Ryzen 5 3600XT, 3600X и 3600. Не отличается от них он и по суммарному объёму кеш-памяти третьего уровня, который составляет 32 Мбайт.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/5600x-cpuz.png)
В новом модельном ряду Ryzen 5 5600X занимает особое место, и дело не только в числе ядер, по которому Ryzen 5 5600X — младшая модель. Этот процессор — единственный среди собратьев, обладающий тепловым пакетом не 105, а 65 Вт. То есть он экономичнее и холоднее, что подтверждается и ограниченным величиной 88 Вт энергопотреблением. Благодаря этому ему можно с лёгкостью определить место в компактных и экономичных системах, где старшие Ryzen 5000 вряд ли приживутся. AMD даже не побоялась вложить в коробку с Ryzen 5 5600X комплектный кулер — простенький алюминиевый Wraith Stealth, который ранее компания предлагала вместе с Ryzen 5 3600.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/sm._DSF9470.800.jpg)
Судя по спецификациям, для достижения экономичности AMD не пришлось идти на какие-то заметные компромиссы в смысле частот. Базовой частотой для Ryzen 5 5600X назначены 3,7 ГГц, а максимальная частота в турборежиме ограничивается величиной 4,6 ГГц. И та и другая величина на 100 МГц ниже соответствующих частот восьмиядерного Ryzen 7 5800X, но зато Ryzen 5 5600X обходит по максимальной частоте старший 95-Вт шестиядерник прошлого поколения. В этом можно убедиться по таблице характеристик, в которую, помимо шестиядерных носителей микроархитектур Zen 2 и Zen 3, мы для сравнения включили и актуальный шестиядерный процессор Intel, Core i5–10600K.
Ryzen 5 5600X | Ryzen 5 3600XT | Ryzen 5 3600 | Core i5–10600K | |
---|---|---|---|---|
Платформа | Socket AM4 | Socket AM4 | Socket AM4 | LGA1200 |
Микроархитектура | Zen 3 | Zen 2 | Zen 2 | Skylake |
Техпроцесс, мм | 7/12 | 7/12 | 7/12 | 14 |
Ядра/потоки | 6/12 | 6/12 | 6/12 | 6/12 |
Частота (номинал/турбо), ГГц | 3,7–4,6 | 3,8–4,5 | 3,6–4,2 | 4,1–4,8 |
L3-кеш, Мбайт | 32 | 2 × 16 | 2 × 16 | 12 |
TDP, Вт | 65 | 95 | 65 | 95 |
Память | DDR4–3200 | DDR4–3200 | DDR4–3200 | DDR4–2933 |
Линии PCIe | 24 × Gen4 | 24 × Gen4 | 24 × Gen4 | 16 × Gen3 |
Встроенная графика | Нет | Нет | Нет | Есть |
Цена | $299 | $249 | $199 | $262 |
В отличие от конкурента, компания AMD не называет максимальные частоты, достигаемые процессорами при нагрузке на какое-то конкретное число ядер: тут всё решается по месту и определяется температурами и потреблением. Иными словами, разные экземпляры одного и того же процессора в разных системах могут работать несколько по-разному. Но чтобы получить примерное представление о том, каких частот стоит ждать от Ryzen 5 5600X при различных нагрузках, мы проверили наш экземпляр CPU и построили кривую зависимости его реальной частоты от числа нагруженных работой ядер и потоков. В качестве нагрузки при её построении использовался тест рендеринга Cinebench R23.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/freq.png)
Экспериментальные данные показывают, что Ryzen 5 5600X способен работать на слегка более высокой тактовой частоте, чем та, которая значится в спецификациях как максимальная. Более того, частоту 4,65 ГГц этот процессор держит не только при загрузке одного ядра, но и в гораздо более широком диапазоне нагрузок: фактически частота начинает снижаться, лишь когда число задействованных потоков превышает восемь. При этом в рендеринге с задействованием всех вычислительных ресурсов процессора минимум частоты составил 4,425 ГГц, то есть правомерно говорить о росте реальной частоты по сравнению с Ryzen 5 3600XT на величину 100–200 МГц.
Но больше, чем частотами, новый шестиядерник интересен новой микроархитектурой Zen 3. Подробный рассказ о ней вы можете найти в обзоре Ryzen 9 5950X и Ryzen 9 5900X, а здесь мы лишь напомним, что IPC вырос на 19%, а наиболее ярким моментом стало объединение двух CCX-комплексов внутри каждого восьмиядерного полупроводникового кристалла в единую структуру. В результате кеш-память в процессорах с восемью и шестью ядрами теперь не состоит из двух независимых половинок, а представляет собой единое целое, причём каждое вычислительное ядро имеет к ней полный и равноправный доступ. Это ускоряет работу всей подсистемы памяти и снижает задержки при межъядерном обмене данными, что положительно влияет на производительность в широком спектре задач, и в особенности в 3D-играх.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/sm.slide-2.800.png)
Шестиядерный Ryzen 5 5600X, как и восьмиядерный Ryzen 7 5800X, собран из двух полупроводниковых кристаллов. Все вычислительные ядра расположены в 7-нм чиплете CCD, который состоит из 4,15 млрд транзисторов и имеет площадь 80,7 мм2. Этот кристалл стандартен для всех Zen 3, в нём имеется восемь ядер и 32-Мбайт L3-кеш, но для Ryzen 5 5600X используются кристаллы с двумя аппаратно заблокированными ядрами. Благодаря этому AMD имеет возможность применять в Ryzen 5 5600X частично бракованный кремний с единичными дефектами.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/sm.delidded.800.jpg)
Второй кристалл — это 12-нм чиплет I/O, который унаследован от процессоров прошлого поколения и состоит из 2,09 млрд транзисторов, размещённых на площади 125 мм2. Связь между полупроводниковыми кристаллами в процессоре обеспечивается шиной Infinity Fabric, которая теперь полностью разгружена от межъядерного трафика и фактически отвечает лишь за взаимодействие вычислительных ядер с контроллерами DDR4 SDRAM и PCI Express 4.0.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/sm.slide-1.800.png)
Благодаря тому, что некоторая часть CCD-чиплета в составе Ryzen 5 5600X отключена, а, кроме того, потребление этого процессора ограничено более низкой планкой, чем в случае других представителей серии Ryzen 5000, он работает при сравнительно невысоких температурах. Однако это не относится к ситуации, когда в системе используется штатный кулер из коробки, Wraith Stealth. Его производительности для отвода тепла от Ryzen 5 5600X хватает чисто условно: пользователю в этом случае предлагается смириться с тем, что при сколько-нибудь серьёзных нагрузках процессор будет сбрасывать свою частоту во избежание перегрева. Например, наш экземпляр CPU с установленным Wraith Stealth при рендеринге в Cinebench R23 работал всего лишь при 4,2 ГГц, в то время как с нормальным охлаждением этот же тест Ryzen 5 5600X способен проходить на частоте свыше 4,4 ГГц.
![Ryzen 5 5600X с охлаждением Wraith Stealth в Cinebench R23](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/sm.5600x-wraith.800.png)
Ryzen 5 5600X с охлаждением Wraith Stealth в Cinebench R23
Поэтому полагаться на боксовый кулер мы бы не советовали — он урезает производительность Ryzen 5 5600X, причём довольно заметно.
Хотя Ryzen 5 5600X невозможно назвать бюджетным предложением, для него всё же важна преемственность — способность работать в старых Socket AM4-материнских платах. AMD пообещала, что Ryzen 5000 совместимы с любыми платами на чипсетах 500-й серии (X570, B550 и A520) после обновления BIOS, а платы на чипсетах 400-й серии получат ограниченную совместимость с новыми Ryzen в следующем году. Однако реальная ситуация оказалась даже лучше: производители материнских плат смогли реализовать поддержку Ryzen 5 5600X со товарищи во многих старых платформах быстрее, чем ожидалось. Большое число плат на чипсетах X470 и B450 уже сегодня могут без проблем принять на борт Ryzen 5 5600X. Но нужно помнить, что они не поддерживают PCI Express 4.0, в то время как эта версия интерфейса уже получила широкое распространение в современных графических картах и твердотельных накопителях.
⇡#Разгон
С процессом разгона старших представителей семейства Ryzen 5000 мы уже довольно хорошо знакомы, и в целом для них верны те же принципы, что были сформулированы ранее: технология Precision Boost неплохо справляется с автоматической регулировкой частоты в штатном режиме, самостоятельно переводя эти процессоры в состояния, близкие к пределу кремния. И главное, при малопоточных нагрузках она задаёт процессорам такие частоты, которые в ручном разгоне с синхронным тактованием всех ядер попросту недостижимы. Всё это делает привычный оверклокинг процессоров AMD не слишком продуктивным занятием.
Однако в случае Ryzen 5 5600X ситуация несколько отличается. Рабочие частоты этого процессора дополнительно ограничиваются строгими требованиями 65-ваттного теплового пакета, и их отмена может сделать из него не столь бесперспективный объект для оверклокинга.
В подтверждение этих слов можно предъявить практический результат. Наш экземпляр Ryzen 5 5600X без проблем заработал на фиксированной частоте 4,65 ГГц и сохранял на ней стабильность при нагрузке на все ядра.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/sm.5600x-oc.800.png)
Напряжение, которое требовалось для сохранения стабильности в стресс-тесте Prime95 30.3, составило 1,3 В при выборе четвёртого уровня функции Load-Line Calibration. По данным внутрипроцессорного мониторинга, при нагрузке оно падало до 1,288 В, а потребление CPU повышалось до 142 Вт. Температура процессора при этом оставалась в пределах 92 градусов, правда, для охлаждения в этом случае применялась самосборная СЖО из компонентов EKWB с радиатором форм-фактора 360 мм.
Нельзя сказать, что в данном случае нам удалось покорить какие-то впечатляющие высоты, но знаковым тут является то, что синхронный разгон одновременно всех ядер позволил достичь частоты, которую процессор самостоятельно развивает при однопоточной нагрузке. А это значит, что ручной разгон Ryzen 5 5600X не приведёт к снижению производительности при исполнении малопоточных вычислительных алгоритмов.
И ещё один важный момент: Ryzen 5 5600X оказался самым разгоняемым процессором во всём семействе Ryzen 5000. Оверклокинг любого из представителей этого семейства упирается в высокие рабочие температуры. Но Ryzen 5 5600X изначально не такой горячий, как его собратья с большим количеством ядер, и потому он предоставляет больше простора для увеличения частоты.
Однако главный сюрприз Ryzen 5 5600X преподносит при разгоне с помощью технологии Precision Boost Override. Оказывается, достаточно только предоставить этому процессору полную свободу по тепловыделению и энергопотреблению, как его частота тут же поднимется на 200–300 МГц, причём с сохранением динамической автоподстройки. Например, наш экземпляр при включении Precision Boost Override в однопоточной нагрузке заработал на 4,95 ГГц, а при многопоточной мог держать те же 4,65 ГГц, что мы получали в ручном разгоне.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/sm.5800x-pbo.800.png)
Всё это несколько подробнее показано на графике, который мы построили, чтобы проиллюстрировать работу технологии Precision Boost Override на всём диапазоне нагрузок — от однопоточного до 12-поточного режима. Средством загрузки процессора тут традиционно выступает Cinebench R23.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/freq-pbo.png)
Перерождение смотрится весьма впечатляюще, ведь дополнительная производительность Ryzen 5 5600X раскрывается буквально парой кликов в BIOS, причём автоматический разгон оказывается заметнее эффективнее ручного.
Впрочем, не стоит переоценивать потенциал такого разгона. Во-первых, частота процессора при включении Precision Boost Override увеличивается в лучшем случае на 6%, а значит, прирост производительности будет ещё меньше. Во-вторых, включением этой настройки процессор из энергоэффективного превращается в обычный. Если в номинальном режиме его потребление ограничено величиной 88 Вт, то активация автоматического разгона сразу поднимает его аппетиты примерно на треть — до 120 Вт при полной нагрузке.
⇡#Описание тестовой системы и методики тестирования
В сравнительном тестировании «Ryzen 5 5600X против всех» приняло участие достаточно большое число устройств. Помимо очевидных соперников этого процессора — шестиядерников Ryzen 5 3600XT и Core i5–10600K, в тестирование пришлось включить ещё нескольких конкурентов, которые похожи на Ryzen 5 5600X не ядерной формулой, а стоимостью. Именно так в тесты попали два процессора с восемью ядрами: Ryzen 7 3700X с рекомендованной ценой $329 и Core i7–10700 с рекомендованной ценой $289-$323 (в зависимости от того, идёт речь о версии CPU с графическим ядром или без него). Фоном для такого сравнения выступили прочие характерные представители модельных рядов AMD Matisse и Vermeer, а также Intel Comet Lake с числом ядер от 8 до 12.
Таким образом, в состав тестовой системы вошли следующие комплектующие:
- Процессоры:
- AMD Ryzen 9 5900X (Vermeer, 12 ядер + SMT, 3,7–4,8 ГГц, 64 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 7 5800X (Vermeer, 8 ядер + SMT, 3,8–4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 5 5600X (Vermeer, 6 ядер + SMT, 3,7–4,6 ГГц, 32 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 9 3900XT (Matisse, 12 ядер + SMT, 3,8–4,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 7 3800XT (Matisse, 8 ядер + SMT, 3,8–4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 7 3700X (Matisse, 8 ядер + SMT, 3,6–4,4 ГГц, 32 Мбайт L3);
- AMD Ryzen 5 3600XT (Matisse, 6 ядер + SMT, 3,8–4,5 ГГц, 32 Мбайт L3);
- Intel Core i9–10900K (Comet Lake, 10 ядер + HT, 3,7–5,3 ГГц, 20 Мбайт L3);
- Intel Core i9–10850K (Comet Lake, 10 ядер + HT, 3,6–5,2 ГГц, 20 Мбайт L3);
- Intel Core i7–10700K (Comet Lake, 8 ядер + HT, 3,8–5,1 ГГц, 16 Мбайт L3);
- Intel Core i7–10700 (Comet Lake, 8 ядер + HT, 2,9–4,8 ГГц, 16 Мбайт L3);
- Intel Core i5–10600K (Comet Lake, 6 ядер + HT, 4,1–4,8 ГГц, 12 Мбайт L3).
- Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
- Материнские платы:
- ASUS ROG Crosshair VIII Hero (Socket AM4, AMD X570);
- ASUS ROG Maximus XII Hero (Wi-Fi) (LGA1200, Intel Z490).
- Память: 2 × 16 Гбайт DDR4–3600 SDRAM, 16–18–18–38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL).
- Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3080 Founders Edition (GA102, 1440–1710/19000 МГц, 10 Гбайт GDDR6×320-бит).
- Дисковая подсистема: Samsung 970 EVO Plus 2TB (MZ-V7S2T0BW).
- Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).
Все сравниваемые процессоры тестировались с настройками, принятыми производителями плат «по умолчанию». Это значит, что для платформ Intel обозначенные в спецификациях ограничения по энергопотреблению игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности. В таком режиме эксплуатирует процессоры подавляющее большинство пользователей, поскольку включение лимитов по тепловыделению и энергопотреблению в большинстве случаев требует специальной настройки параметров BIOS. Все сравниваемые процессоры были протестированы с памятью, работающей в режиме DDR4–3600 с настройками таймингов по XMP.
Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Pro (v2004) Build 18363.476 с использованием следующего комплекта драйверов:
- AMD Chipset Driver 2.10.13.408;
- Intel Chipset Driver 10.1.31.2;
- NVIDIA GeForce 457.30 Driver.
Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:
Комплексные бенчмарки:
- Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2506 — тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
- 3DMark Professional Edition 2.14.7042 — тестирование в сцене Time Spy Extreme 1.0.
Приложения:
- 7-zip 19.00 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
- Adobe Photoshop 2020 21.2.1 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
- Adobe Photoshop Lightroom Classic 9.3 — тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
- Adobe Premiere Pro 2020 14.3.1 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
- Blender 2.90.1 — тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
- Cinebench R23 — стандартный бенчмарк для тестирования скорости рендеринга в Cinema 4D R23.
- Magix Vegas Pro 18.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
- Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.28) — измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта — профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
- Stockfish 12 — тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции »1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
- SVT-AV1 v0.8.5 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
- Topaz Video Enhance AI v1.7.1 — тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis LQ v7.
- V-Ray 5.00 — тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
- VeraCrypt 1.24 — тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование Kuznyechik-Serpent-Camellia.
- x265 3.4+26 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.
Игры:
- Assassin«s Creed Odyssey. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra High. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra High.
- Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
- Crysis Remastered. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Settings = Very High, RayTracing Quality = Very High, Anti-Aliasing = TSAA. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Settings = Very High, RayTracing Quality = Very High, Anti-Aliasing = TSAA.
- Far Cry New Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On. Разрешение 3840 × 2160: Graphics Quality = Ultra, Anti-Aliasing = Off, Motion Blur = On.
- Hitman 2. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
- Metro Exodus. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = Off, Hairworks = Off, Ray Trace = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = Off, Hairworks = Off, Ray Trace = Off, DLSS = Off.
- Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 3840 × 2160: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = Off.
- Total War: Three Kingdoms. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
- Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off. Разрешение 3840 × 2160: DirectX 12, DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.
- World War Z. Разрешение 1920 × 1080: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra. Разрешение 3840 × 2160: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra.
Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.
⇡#Производительность в комплексных тестах
Увеличение одноядерной производительности позволило процессорам Ryzen нового поколения заметно усилить свои позиции в тестах, которые моделируют обычную пользовательскую активность в офисных и бизнес-приложениях. Это хорошо видно и в популярном бенчмарке PCMark 10, в котором есть два сценария такого рода. Сценарий Productivity посвящён проверке быстродействия при работе в текстовом редакторе и в электронных таблицах, а в сценарии Essentials измеряется скорость запуска приложений, работы браузера и веб-конференций. И в обоих случаях новые Ryzen, включая и шестиядерный Ryzen 5 5600X, — вне конкуренции. Следовательно, теперь процессоры AMD стали более предпочтительным выбором для офисной работы.
Что же касается третьего сценария, Digital Content Creation, то он посвящён многопоточным ресурсоёмким нагрузкам — редактированию фото и видео, а также 3D-рендерингу и визуализации. В этом случае заметную роль начинает играть количество ядер, и Ryzen 5 5600X спускается в среднюю часть диаграммы. Впрочем, это не мешает ему продолжать обгонять восьмиядерники как из семейства Matisse, так и из семейства Comet Lake, что служит ещё одним подтверждением превосходства микроархитектуры Zen 3.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/pcmark-1.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/pcmark-2.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/pcmark-3.png)
Тест 3DMаrk Time Spy моделирует некую гипотетическую игровую нагрузку, которая (в отличие от реальных игр) хорошо оптимизирована под многопоточность и использует современные наборы векторных инструкций. В этом синтетическом бенчмарке Ryzen 5 5600X оказывается самым быстрым из шестиядерных CPU, но процессоры с большим числом ядер, пусть и не со столь прогрессивной микроархитектурой, его всё-таки опережают.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/3dmark-1.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/3dmark-2.png)
⇡#Производительность в приложениях
С быстродействием в ресурсоёмких приложениях у процессоров AMD не было проблем ещё на прошлом этапе развития микроархитектуры, а с переходом на Zen 3 преимущество перед предложениями Intel заметно увеличилось. Если говорить про средние показатели производительности, которые мы можем подсчитать по итогам тестов в 14 различных задачах, то Ryzen 5 5600X быстрее своего шестиядерного предшественника, Ryzen 5 3600XT, примерно на 16%. При этом преимущество перед шестиядерным Comet Lake, Core i5–10600K, составляет 20%.
В то же время существуют отдельные приложения, в которых решение Intel всё-таки быстрее, например при трёхступенчатом шифровании или в случае обработки видео с применением ИИ, но такие задачи в явном меньшинстве. В целом Ryzen 5 5600X — это самый быстрый шестиядерный процессор из имеющихся в настоящее время на рынке вариантов.
Однако необходимо сделать оговорку, что нынешняя ценовая политика AMD ставит Ryzen 5 5600X на один уровень с восьмиядерниками. И вот при таком сравнении сегодняшний главный герой уже не кажется однозначным победителем. Даже если сравнивать Ryzen 5 5600X с Ryzen 7 3700X, то получается, что восьмиядерный Zen 2 всё-таки немного быстрее, поскольку он одерживает верх в большем числе тестов. Подобная ситуация складывается и в том случае, если Ryzen 5 5600X сравнить с Core i7–10700. Младший восьмиядерный Comet Lake выглядит предпочтительнее, уступая шестиядерному Ryzen 5 5600X лишь при обработке изображений, компиляции и при видеомонтаже в Vegas Pro.
Выходит, что AMD оценила свой новый шестиядерный CPU чуть более оптимистично, чем следовало бы, если руководствоваться его производительностью в приложениях для создания и обработки контента. Для рабочих нагрузок он не слишком выгоден, тут лучшее быстродействие можно получить, если построить систему не на новом процессоре с прогрессивной микроархитектурой, а на каком-то из чипов прошлых поколений, но с большим количеством вычислительных ядер.
Рендеринг:
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-12.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-13.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-14.png)
Обработка фото:
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-3.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-4.png)
Работа с видео:
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-5.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-6.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-7.png)
Перекодирование видео:
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-8.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-9.png)
Компиляция:
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-10.png)
Архивация:
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-1.png)
Шахматы:
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-11.png)
Шифрование:
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/chart-2.png)
⇡#Производительность в играх. Тесты в разрешении 1080p
Принято считать, что шесть ядер — это оптимальный набор для современных игровых приложений, поэтому Ryzen 5 5600X кажется чуть ли не идеальной игровой моделью в ценовом сегменте выше среднего. И отчасти это действительно так — при цене в $300 по игровой производительности онсравним как со старшими процессорами семейства Comet Lake, которые считались «лучшими геймерскими» ещё пару месяцев назад, так и с представителями серии Ryzen 5000 с восемью ядрами и больше.
При этом Ryzen 5 5600X оказывается значительно производительнее любого процессора AMD прошлого поколения. Его преимущество в средней частоте кадров перед тем же Ryzen 7 3600XT составляет 17%. Опережает он и шестиядерную альтернативу Intel, процессор Core i5–10600K. В этом случае перевес, правда, не такой подавляющий, но всё равно вполне заметный — порядка 7%. Чтобы правильно охарактеризовать игровую производительность Ryzen 5 5600X, лучше всего провести параллели с восьмиядерниками Core i7–10700 и Core i7–10700K. Шестиядерник AMD всё ещё немного превосходит их по среднему FPS в большинстве случаев, но процессоры Intel могут противопоставить небольшое преимущество в минимальной частоте кадров.
Всё это нетрудно увидеть на следующем графике, который мы построили, обобщив показатели производительности по десяти играм.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-overall.png)
В конечном итоге Ryzen 5 5600X действительно оказывается хорошим вариантом для игровых сборок, который и в этом применении показывает себя лучше, чем любой другой современный шестиядерный процессор. Правда, отдельно нужно оговориться, что сторонники Intel, которые предпочтут использовать конфигурации на базе процессора Core i7–10700 и платы на чипсете Z490 (обеспечивающей поддержку быстрой памяти), особо ничего не потеряют.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-1.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-3.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-5.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-7.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-9.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-11.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-13.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-15.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-17.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-19.png)
⇡#Производительность в играх. Тесты в разрешении 2160p
Тестирование в разрешении 4K обусловлено скорее данью традиции, чем реальной необходимостью. Совершенно очевидно, что увеличение разрешения переносит существенную часть нагрузки на графическую подсистему, из-за чего влияние процессоров на частоту кадров заметно снижается. Поэтому главное, в чём мы можем убедиться в этом разделе, — это то, что для высоких разрешений можно брать любой из участвовавших в тестах процессоров: с актуальными видеокартами какой-либо нехватки вычислительной производительности не ощущается.
В контексте высоких разрешений можно говорить лишь о перспективности того или иного варианта CPU с прицелом на будущие модернизации видеоподсистемы. Но в этом случае ориентироваться лучше на показатели игровой производительности в FullHD — они дают более наглядное представление о том, как CPU справляются с игровой нагрузкой, когда от их мощности действительно что-то зависит.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-2.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-4.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-6.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-8.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-10.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-12.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-14.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-16.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-18.png)
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/12/10/1027459/game-20.png)
⇡#Энергопотребление
Ryzen 5 5600X заметно отличается от своих собратьев по энергоэффективности даже по паспортным характеристикам. Для него установлен тепловой пакет 65, а не 105 Вт, а максимальное энергопотребление ограничено величиной 88, а не 142 Вт. Это естественным образом отражается на общем потреблении всей системы, которая при использовании Ryzen 5 5600X вместо, например, Ryzen 7 5800X будет при полной нагрузке экономичнее на несколько десятков ватт.
Потребление системы на базе Ryzen 5 5600X оказывается ниже и в том случае, если его сравнивать с потреблением аналогичных конфигураций, основанных на процессорах Intel. Даже в нагрузке, которая не порождает противопоказанных процессорам с микроархитектурой Skylake AVX-инструкций, Ryzen 5 5600X по потреблению смотрится лучше, чем шестиядерный Core i5–10600K.
Но более показательно сопоставить потребление систем на Ryzen 5 5600X и Core i7–10700, так как в многопоточном тесте производительности в Cinebench R23 они продемонстрировали близкий результат. Такое сопоставление неминуемо подводит к выводу, что по удельному быстродействию на ватт микроархитектура Zen 3 превосходит Skylake примерно в полтора раза.
⇡#Выводы
На нашем сайте опубликовано несколько статей, где мы аргументированно хвалим Zen 3. Знакомство с различными процессорами серии Ryzen 5000 неизменно подводит к одному и тому же выводу: четвёртая итерация актуальной микроархитектуры AMD получилась очень удачной, и процессоры, на ней основанные, можно смело называть лучшими в технологическом плане решениями из всех вариантов, имеющихся на рынке в настоящее время. Шестиядерный Ryzen 5 5600X исключением не является. В нём мы вновь увидели в действии все козыри Zen 3, начиная с заметно выросшей удельной производительности на такт и заканчивая увеличенными тактовыми частотами и единым CCX-комплексом на весь процессор.
Всё это позволяет назвать Ryzen 5 5600X наиболее интересным CPU среди всех шестиядерников. Как показали тесты, по сравнению с Ryzen 5 3600XT и Core i5–10600K он способен предложить и лучшее быстродействие, и превосходную энергоэффективность. Причём это касается всего спектра задач, включая офисные приложения, приложения для создания контента, а также и 3D-игры.
Однако этого всё-таки не хватает для того, чтобы Ryzen 5 5
Полный текст статьи читайте на 3DNews