Разработанный Еврокомиссией (ЕК) проект нового регламента по управлению данными может создать проблемы для российских цифровых сервисов, оказывающих услуги за границей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на мнение опрошенных экспертов.
Проект, опубликованный на сайте ЕК 25 ноября, нацелен на повышение доступности данных для бизнеса и исследований с учётом защиты прав потребителей по регламенту General Data Protection Regulation (GDPR) 2016 года. С другой стороны, проектом вводятся ограничения на передачу информации в страны, где уровень защиты данных не соответствует европейским нормам. К ним, в частности, относятся Россия и США.
«В обмене смогут участвовать только европейские офисы российских компаний, которые получат доступ к массивам полезных данных, но не смогут свободно делиться ими со штаб-квартирой», — поясняет председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлёв.
Согласно новому регламенту предусмотрено два типа распоряжения данными: коммерческий и безвозмездный. Коммерчески важными данными пользователей в защищённом виде и формате будет разрешено делиться только через независимого посредника.
В таком обмене, по мнению Журавлёва, заинтересованы российские цифровые сервисы, оказывающие услуги за границей, включая почтовые и игровые сервисы, доступные для европейцев, — «Яндекс» и Mail.ru Group, Aviasales и OneTwoTrip, авиаперевозчики, маркетплейсы, включая Wildberries и Ozon, медицинские сервисы, а также компании, работающие в области искусственного интеллекта и больших данных.
В ответ на просьбу прокомментировать новый регламент, в «Лаборатории Касперского» отметили, что предложение ЕК могут изменить. Впрочем, компания уже перенесла инфраструктуру для обработки и хранения данных европейских пользователей в Швейцарию, имеющую соглашение с ЕС о признании адекватного уровня защиты персональных данных.
Для российских компаний, намеренных вести международный бизнес и заинтересованных в обмене данными с ЕС, принятие регламента может повлечь ряд ограничений, сообщил исполнительный директор Ассоциации больших данных (объединяет «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, Тинькофф-банк, «МегаФон», «Ростелеком», «Вымпелком» и др.) Алексей Нейман. Он уточнил, что и сейчас у российских компаний нет такой возможности, так как Россия не входит в перечень стран, гарантирующих надлежащий уровень защиты данных по GDPR. Поэтому сейчас трансграничный обмен проходит в форме отчётов, то есть готовых аналитических продуктов, а не самих данных.
Источник: