Какому сноубордисту не понравится более легкая и отзывчивая доска? Немецкие ученые создали устройство, которое, как утверждается, отвечает обоим требованиям, а процесс его производства выгоднее, чем в случае классических бордов.
Ученые разработали новую технологию создания сноубордов, не оставляющую отходов и позволяющую более точно настраивать структуру доски
Обычно легкие композитные сноуборды изготавливаются из многослойных листов переплетенных углеродных или стеклянных волокон с добавлением смолы. Эти листы вырезаются из рулона материала, а затем обрезаются до нужного размера и формы. Это означает, что обрезки материала в конечном итоге остаются невостребованными и обычно просто выбрасываются, даже если производитель оплатил весь рулон.
Кроме того, каждый лист материала имеет однородную консистенцию на всем протяжении. Хотя в некоторых ситуациях это желательно, но при попытке настроить характеристики готового композита возникает проблема. Производители могут пожелать сделать доску более гибкой в одних областях и, например, более жесткой в других.
Помня об этих ограничениях, команда из Технологического университета Хемница собрала прототип сноуборда с помощью разновидности автоматизированного метода, известного как размещение сухого волокна. Он включает в себя стягивание отдельных углеродных и стеклянных волокон и укладку их непосредственно в форму сноуборда вокруг деревянного сердечника. Смола добавляется, когда слои этих волокон впоследствии ламинируются в единое целое.
Таким образом, все волокна, выделенные для одного сноуборда, попадают в эту доску — у технологии практически нет отходов. Кроме того, качество различных частей борда можно регулировать, контролируя способ укладки волокон. Например, они могут быть плотно упакованы в одних местах и более широко расставлены в других.
1,6-метровый прототип Chemnitz на самом деле представляет собой сплитборд, а значит его можно горизонтально разделить на пару туристических лыж для подъема в гору, а затем снова соединить в один сноуборд для спуска. При весе 2,6 кг он считается одним из самых легких сплитбордов в отрасли.
Кроме того, его уникально подвижные края, как утверждается, увеличивают сцепление с дорогой, зарываясь в снегу при поворотах, а также поднимаясь вверх, чтобы избежать зацепления во время скольжения. В целом, по оценкам ученых, производство сноубордов таким способом может сократить отходы волокна примерно на 60% —, а это немалая выгода для производителя.
«Наша технология не только экономит затраты, но и значительно сокращается углеродный след», — заявил профессор Хольгер Себулла, возглавляющий исследование вместе с доктором Йоргом Кауфманном.