Главная » Статьи » «Моя цель — заводить деловые знакомства и делиться опытом»: зачем IT-специалисту выступать на конференциях и как это делать без стресса

«Моя цель — заводить деловые знакомства и делиться опытом»: зачем IT-специалисту выступать на конференциях и как это делать без стресса

Мне помогло осознание, что в IT всегда интересен личный опыт, потому что он может пригодиться другим. Многие начинающие испытывают проблемы с поиском темы, так как думают, что их опыт разработки незначительный, так как они не создавали многомиллионный сайт, или что их проекты недостаточно интересные.

На самом деле на конференции ходят такие же обычные разработчики, которым не столь важно услышать о масштабах проекта, нежели о проблемах в интересном коде, как они решались, как долго и какие подходы применяли. Рассказ о своих факапах не делает специалиста неудачником, такие доклады заходят на ура, потому что это жизненно. Людям нравится слушать о полученных выводах и опыте человека.

Ещё на конференциях пользуются популярностью рассказы о проектах и продуктах компаний: как у кого команда устроена, как продукт менялся, как все покрывали тестами и так далее.

Если уникальную тему придумать не получается, стоит попробовать посмотреть на любую популярную тему под новым углом, представить новый взгляд на существующую и известную проблему, самому взглянуть на неё с другой стороны. Не стоит переживать, что получится копипаст: когда нет цели скопировать, а есть цель взять тему за основу и привнести что-то своё, то выступление не будет восприниматься как копия.

Считаю важным навыком умение доносить информацию до людей, которые не разбираются в теме. Внутри своей команды можно детально рассказывать, какие фичи внедрили, как шла работа, как результат повлиял на скорость выкатки задач командой разработки и так далее. Но когда вы знаете, что на конференции будет смешанная аудитория — маркетологи, продуктовые дизайнеры, проджекты и прочие — я бы заранее продумывала, как рассказать о проекте просто и понятно, с деталями, которые будут интересны другим специалистам, кроме разработчиков.

Когда нет никакого опыта выступлений, то самый простой совет — взять чей-то доклад, который приятен по структуре и применить классные фишки оттуда, но только со своей темой и презентацией. Можно вспомнить того, кто вдохновил вас, проанализировать, чем именно, и попробовать сделать похожее, но уже в своей манере. И уже после выступления посмотреть, подходит ли тебе такой темп, структура, и стоит ли что-то поменять.

Я бы посоветовала изучить рекомендации для начинающих и лайфхаки, например, как лучше дышать, когда вы рассказываете, что лучше не пить, чтобы не сел голос с непривычки, куда смотреть или не смотреть в зале — это очень хорошо помогает сконцентрироваться. А если вы выступили и поняли, что это не ваше, лучше не мучать себя. Есть и другие способы поделиться знаниями с сообществом и показать себя. Приведу здесь способы, которые помогают лично мне.

Установить зрительный контакт. Я стараюсь поддерживать его со слушателями так же, как делаю это в общении с друзьями. Ведь когда выступающий смотрит в свои записи — он не вовлекает аудиторию в разговор. Также я стараюсь слушать зал, потому что любые посторонние звуки — шуршание, перелистывание страниц и кашель, — это сигнал о том, что аудитория теряет вовлечение, а значит, нужно что-то изменить в выступлении прямо сейчас.

Делать паузы. Паузы не всегда означают неловкость, иногда они помогают подчеркнуть напряжённый момент и заинтриговать слушателя. Пауза в несколько секунд повышает интерес аудитории и заставляет их ждать следующих фраз, в то время как у меня есть возможность перевести дыхание и собраться с мыслями.

Общаться с публикой. Во время своего выступления можно и даже нужно обращаться к публике с суждениями или вопросами. Я стараюсь использовать известные факты и события, чтобы поднять активность аудитории.

Представить, что слушатели — это друзья. Это не совсем просто сделать сразу, но такой подход помогает стать более раскованным перед незнакомой аудиторией, голос становится увереннее, и аудитория ощущает, что я более естественно себя веду.

Не извиняться. Мне кажется лишним, когда спикеры используют фразу «прошу прощения за….» и перечисляют огромное количество причин — посторонний шум от ремонта, погоду, размер экрана и прочее. Считаю, что извиняться за вещи, которые от тебя не зависят — бессмысленно. Вместо этого можно попробовать пошутить над такими ситуациями, если в голову пришла шутка, или просто не обращать внимания.

Опубликовано: 3 февраля 2021
↓