Проанализируйте активы и состыкуйте их с рынком
Это, пожалуй, самый важный и самый пропускаемый этап в смене работы.
Осознанное движение получается на базе качественного анализа. Осознанность — это информированность плюс анализ.
Такой анализ под силу всем. Его сделают и гуманитарии, и математики, и химики и все те, кто в эти категории не попал. Все мы умеем собирать и анализировать информацию, просто кто-то умеет делать это быстрее, но это не значит, что и вы так не сможете. Если вы знаете кого-то, кто умеет быстро определить, где для него перспективнее, присмотритесь, как этот человек собирает информацию, из каких источников, с какими людьми контактирует, где вообще обогащает свою систему мышления. От этого зависит многое.
Для одних и тех же индустрий и задач внутри новых профессий, вы можете применять разные активы, например:
- «В проджект-менеджменте требуются знания таких-то методологий. Я умею разбираться с различным ПО, а также методиками управления реализацией. Будет интересно узнать, как в новом времени управляют реализацией изменений».
- «В проджект-менеджменте требуются знания таких-то методологий. Я знаю Петю, который работал проджектом, спрошу у него, с чего мне начать изучение и какой опыт параллельно важно приобретать, даже работая бесплатно».
- «В проджект-менеджменте требуются знания таких-то методологий. Мой прошлый опыт во многом похож на проджект-менеджмент — я тоже реализовывал много проектов. Сейчас главное изучить новые методики и совместить это с моими навыками реализации».
Это примеры стыковки актива с новой деятельностью. Проведя такой анализ, вы поймёте, какие сильные стороны у вас есть, а какие навыки ещё нужно будет развить, чтобы соответствовать рынку.
Важно понимать, что если у вас нет знаний и навыков, то обойтись в новых областях только лишь на старых умениях не получится. Чем дальше от вашей области новая индустрия или выполняемые задачи, тем больше вам придётся учиться с нуля и тем больше времени нужно закладывать на то, чтобы переход реализовался. Но это не означает, что это невозможно. Это лишь означает, что на каждом этапе вы должны учиться проводить параллели между своим активом и новым знанием, а также фиксировать полученный результат от переобучения.
Сравнивайте себя с другими и самим собой
Мой профессор, который занимается нейропсихологией, говорит, что надо гнать в пень (по-английски это звучит немного по-другому, это вольный перевод) тех, кто всё время говорит «не сравнивайте себя». Сравнивать себя с другими можно и нужно — в мире постоянного подключения к информации мы не можем этого не делать. Но при этом важно научиться сортировать информацию и подключаться к той, с которой мы и должны себя сравнивать.
У человека в 30–40 лет уже есть какие-то результаты. Проблема в том, что человек начинает эти результаты сравнивать не с теми ориентирами — из-за недостатка информации. Сравнивать свои результаты с чужими — наша нормальная реакция. Вопрос в том, есть ли у нас достаточно информации, которая будет более релевантной для сравнения.
Ролевые модели нам по-прежнему нужны и важны, но важно уметь извлекать из них то, что нужно нам на данном жизненном этапе. В отличие от взрослого возраста, в юности очень слабо развиты навыки планирования и алгоритмизации происходящего. Но взрослые обычно уже понимают, как спланировать то или иное событие и как работать с ограничениями для реализации. Все мы по итогу умеем достигать целей, но есть люди, у которых это получается лучше — их механизмы алгоритмизации крепче, они могут больше на них опираться и большего достичь — поэтому важно наблюдать за такими людьми, обучаясь тому, как реализовать запланированное.
Но сравнивать можно не только свои результаты и чужие — можно сравнивать свои действия в разных ситуациях. Именно для этого нам нужны наши прошлые успехи. Нам нужно их копить и регулярно прокручивать —, но не для того, чтобы сесть на троне и успокоиться, мол, я уже в своей жизни всё повидал, а чтобы понимать, какие алгоритмы принесли нам нужный результат тогда, и как это можно применить сейчас.