В любом случае стоит помнить: большинство современных авто оснащается системами нейтрализации, поэтому не стоит оставлять машину на газоне с сухой травой — раскаленный после поездки корпус нейтрализатора ее воспламенит. Также неразумно заводить двигатель путем буксировки — это может спровоцировать попадание топлива в нейтрализатор с последующей детонацией и разрушением керамических сот.
Адсорбент оксидов азота
Нейтрализатор LNT (Lean NOx Trap) используется для борьбы с оксидами азота в выхлопных газах дизельных моторов. Аппарат накапливает оксиды в корпусе с помощью адсорбента, в качестве которого часто выступает оксид бария. В тот момент, когда нейтрализатор заполняется полностью, компьютер резко обогащает топливовоздушную смесь, поступающую в камеры сгорания. Казалось бы, смесь, в которой много бензина и мало воздуха, резко увеличивает концентрацию токсичного угарного газа в выхлопе. Однако внутри LNT-нейтрализатора угарный газ вступает в реакцию с оксидами азота, превращая их в безобидный молекулярный азот N2 и условно безобидный углекислый газ. Как только нейтрализатор полностью очищается от NOx, двигатель возвращается в нормальный режим работы. Разумеется, периодическое переобогащение смеси негативно сказывается на экономичности. Но чистота атмосферы гораздо дороже.
Лямбда-зонд
Оптимальная концентрация кислорода гарантирует эффективную нейтрализацию. Если смесь чрезмерно обеднить, то есть обделить топливом за счет воздуха, в выхлопных газах увеличится концентрация NOx. Обогащение смеси приведет к тому, что топливо сгорит не полностью и в выхлопе станет больше угарного газа и неокислившихся углеводородов. Поддерживать идеальный баланс помогает лямбда-зонд — датчик, контролирующий уровень кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Лямбда, или коэффициент избытка воздуха, — это показатель соотношения воздуха и топлива в смеси. Если? > 1 — смесь бедная, если? 1, то обогащенная. Датчик представляет собой подобие топливной ячейки с электролитом из диоксида циркония и платиновыми электродами, один из которых сообщается с забортным воздухом (содержит кислород, окислитель), а другой – с выхлопными газами. Несгоревший бензин служит «топливом» для «ячейки», и при обогащении смеси напряжение на датчике растет. В ответ на этот сигнал компьютер обедняет смесь.