Как дистанционно вести финансово-управленческий учёт малого бизнеса
Финансист на удалёнке отвечает за то, чтобы у предпринимателя была полная финансовая информация — учёт, который он ведёт, сильно отличается от бухгалтерского.
- Бухгалтерский учёт осуществляется в рамках регламентированной отчётности перед налоговыми органами. Часто он не даёт полной картины о ресурсах и результатах работы компании.
- Финансово-управленческий учёт не регулируется государством. Каждая компания самостоятельно разрабатывает нормативные документы и определяет, как будет его вести. Этот учёт помогает получить ясное и оперативное представление о финансовых активах компании, текущем состоянии и возможностях её развития.
Финансовый специалист может предоставить бизнесу несколько базовых инструментов управления:
Отчёт о движении денежных средств (ОДДС)
ОДДС — самый простой отчёт. Он включает в себя все приходы и расходы компании за определённый период, делая очевидными денежные потоки:
- на что и сколько было израсходовано;
- от кого, за что и сколько было получено;
- сколько было в начале и сколько осталось в конце периода.
Отчёт о прибыли и убытках (ОПиУ)
ОПиУ — это главный отчёт руководителя компании. Он помогает оценить эффективность бизнеса: посчитать, сколько выручки заработали, сколько для этого понесли расходов, сколько заработали чистой прибыли.
Управленческий баланс (УБ)
УБ — это сводный отчёт за определённый период, в котором отражены все активы и пассивы компании. Он позволяет рассчитать размер собственного капитала в бизнесе и оценить эффективность управления.
Под активами понимаются материалы, оборудование, товарные запасы, денежные средства и дебиторская задолженность.
Под пассивами — кредиторская задолженность, вложения в уставный капитал, начисленные налоги и нераспределённая прибыль.
Три отчёта выше являются основными для управления финансами малого бизнеса. Их стоит рассматривать и анализировать в тесной связке друг с другом.
Операционные отчёты
Операционные отчёты формируются по мере необходимости в процессе текущей деятельности компании. Они помогают подготовить отчёт о прибыли и убытках и составить управленческий баланс.
Финансовый бюджет
Финансовый бюджет связан с комплексным планированием денежных потоков, доходов и расходов, прибыли и размера собственного капитала компании. Он составляется как на краткосрочный, так и на долгосрочный период и необходим для стратегического управления финансами компании.
Финансист выстраивает информационную систему, с которой в дальнейшем работает предприниматель, и объясняет клиенту, как читать эти отчёты и какие выводы из этих данных можно сделать.