Актуально для платформы: PC
Осень словно издевается надо мной — всё чаще подбрасывает игры, которые выводят мои старческие нервы на эмоции и даже на слёзы. Браться в этой ситуации за Impostor Factory, которая фактически является третьей (и, кажется, завершающей) частью серии, начавшейся 10 лет назад с To the Moon, сродни изощрённому садомазохизму. Недаром практически все, кто её ждал, накануне релиза риторически вопрошали: что же, опять придётся рыдать? Придётся…
Если хочешь быть небом, я стану твоей землёй
Действительно, автор всей трилогии Кэн Гао (Kan Gao) и в To the Moon, и в Finding Paradise рассказывал мощные, эмоциональные и трогательные истории, в которых два доктора из корпорации «Зигмунд» создают искусственные воспоминания в разуме своих умирающих пациентов и дают им ещё один шанс прожить жизнь, осуществив своё последнее желание. В первой клиент хотел полететь на Луну, чтобы увидеться там со своей давно скончавшейся женой, потому что когда-то, ещё в детстве, они договорились встретиться именно там, если потеряют друг друга.
Во второй пациент вроде бы прожил долгую и счастливую жизнь, но что-то его беспокоит, а нашим героям нужно выяснить, что именно, и изменить воспоминания так, чтобы он наконец примирился сам с собой.
А в Impostor Factory на сцену выходят два новых главных героя — девушка Линри и юноша Куинси. Но они тоже связаны с историями прошлых игр — и вообще это фактически приквел к To the Moon, в котором мы узнаём, откуда взялся Нил Уоттс, один из главных героев предыдущих выпусков, и даже знакомимся с его родителями. При этом ключевая тема всё та же — это манипуляции с воспоминаниями, чтобы хотя бы в них прожить идеальную жизнь, изменить, исправить то, что в реальности никто и никогда изменить не в силах.
Настоящие слёзы на фабрике подделок
Все три игры — это фактически визуальные новеллы с элементами квеста и симулятора ходьбы, где геймплей явно не на первом месте. Но в To the Moon ещё были пиксель-хантинг и подобие загадок, а в Finding Paradise — мини-игры, аркадные вставки с QTE и даже намёк на пошаговые сражения, типичные для японских ролевых игр, сделанных с помощью RPG Maker.
А в Impostor Factory нет и этого. Остался лишь сбор сфер-воспоминаний, чтобы с их помощью сломать барьер и перейти в следующую локацию. И происходит это практически без нашего активного участия — от игрока требуется только ходить и слушать.
Относиться к этому можно по-разному. С одной стороны, вроде бы это обеднение и без того скудного геймплея. С другой — такая сосредоточенность на истории привела к тому, что в Impostor Factory уже нет ощущения затянутости первых глав, которое возникало в Finding Paradise, — сюжет сразу захватывает и проходится на одном дыхании.
И это так затягивает, что сокрушаться по поводу окончательной деградации геймплея некогда, да и не хочется. Просто сидишь и отдаёшься этому потоку меланхолии, душевности, трогательности и прекрасной музыки (её снова написал сам Кэн Гао), который тебя обволакивает и заставляет пустить слезу над обычной, на самом деле, историей, которую проживают тысячи людей.
Хотя, конечно, не совсем обычная. Кэн Гао снова давит на эмоции и делает это не совсем честно.
Потому что смерть детей — это всегда удар ниже пояса. Я специально смотрел реакции стримеров на этот эпизод — по эмоциям они сравнимы с реакциями на смерть Джоэла и на последний бой Элли с Эбби в The Last of Us Part II. Да и сама Линри с детства чем-то неизлечимо больна.
Но одно дело — просто показать что-то трагическое, непроизвольно вызывающее слёзы и сопереживание. И другое — рассказать на основе этого действительно интересную историю, транслируя при этом ещё несколько практически философских идей и заставляя остановиться, взглянуть на свою жизнь, поразмышлять. Какова цена эгоизма? Стоит ли идти к своей цели наперекор всему? Когда и чем стоит жертвовать и стоит ли вообще? Что изменилось бы, если бы ты поступил по-другому, и имеет ли вообще значение это «если»? Автор умеет отвлечь вас от размышлений о том, что будет сегодня на ужин и какую игру пройти следующей…
В поисках счастья и смысла
Impostor Factory больше всего похожа именно на увлекательный и очень душевный фильм, где идеально выдержаны ритм, завязка, развитие и кульминация, где есть интересные визуальные решения и очень грамотно обозначаются все ключевые эмоциональные приливы и отливы — музыкой, сменой кадров, акцентами в них.
Вот пример того, как интересно подаётся история.
А ещё тут есть почти английский детектив и даже триллер в самом начале, огромные щупальца (неужели Ктулху?), лёгкий юмор, говорящий бот, готовящий лучший в мире рис (да, это рисобот), а также крайне забавный котяра, готовый защищать нас в боксёрских перчатках.
Конечно, где-то автор использует уже знакомые приёмы. В To The Moon были полёты на Луну, а тут отец и дочь смотрят на звёзды и спустя много лет хотят сделать то же самое, но уже вместе с её сыном и с его, соответственно, внуком. Но это уже воспринимается не как самоповтор, а как общий мотив и стиль.
Кому-то ещё может показаться, что в конце создатель перемудрил, путая нас в хитросплетениях временных линий и петель, но это проблемы скорее личного понимания и восприятия. Я увидел вполне логичный и понятный финал — просто Кэн Гао, как обычно, любит немного пошутить и напустить тумана, за которым на самом деле скрываются понятные и очень жизненные вещи. В любом случае всегда хорошо, когда в истории есть второе дно, загадочность, тайна — это делает её более насыщенной.
Impostor Factory можно воспринимать по-разному. Для кого-то это лишь безыдейный, лишённый геймплея слезливый мультик, имеющий лишь одну цель — вытащить из нас эмоции. А для меня это прежде всего понятная по сути, несмотря на все эти тайны, история о желании обрести счастье, пусть даже в воспоминаниях, в виртуальном пространстве, в другой временной линии или вот в игре. Именно тот факт, что в нашей с вами жизни изменить прошлое нельзя (а порой очень хочется!), и делает трилогию Кэна Гао такой ценной, обладающей, если хотите, терапевтическим эффектом для израненной 45-летней души.
Плюсы: сюжет; персонажи; диалоги; эмоции; музыка; картинка; русский перевод.
Минусы: не всем понравится практически полное отсутствие геймплея; финальный отрезок может показаться слишком мудрёным.