Система культур в Humankind – то, что значительно отличает тайтл от большинства исторических 4X-стратегий. Всякий раз при переходе в новую эпоху игра позволяет вам отказаться от своего наследия и выбрать новую, более интересную и полезную модель государства. При этом вы сохраните некоторые аспекты предыдущей культуры в виде унаследованных черт. Никто не отнимет у вас уже созданных юнитов, построенные здания и символические округи, но выбор новой культуры добавит еще один уровень эволюции цивилизации.
Humankind позволяет создавать мощную синергию через сценарии, объединяющие культуры из разных эпох и пространства, в результате чего вы сможете сформировать окончательную цивилизацию, удовлетворяющему вашему конкретному стилю игры. всего есть шесть эпох и 60 культур, а значит вы можете получить уйму комбинаций. Но то, что выделяет Humankind – вы не сможете найти одну-две или пусть даже три правильных комбинации. Все они по-своему полезны и хороши.
Некоторые комбинации выглядят мощнее других, но если вы развиваете империю совершенно иначе или столкнулись с иными проблемами, то вряд ли получите пользу от бонусов, в которых вовсе не нуждаетесь.
Коротко о трансценденции
При переходе в новую эпоху менять культуру вовсе не обязательно. Если вы сроднились с текущей культурой – например, испытываете особую любовь к знаковому кварталу или вам просто нравится этот костюм аватара, – сохранить ее вполне возможно.
Смена эпохи без смены культуры называется трансценденцией. Вы сохраняете текущую особенность и знаковый квартал, а престижность вашего решения на мировой арене выражается в том, что все последующие бонусы к славе увеличиваются на 10%.
Более того, это увеличение – накопительное. Например, если ваши нубийцы трансцендентно переходят из древности в античность, а затем в Средневековье, вы будете каждый раз получать на 20% больше славы!
Комбинации культур в Humankind
Культура отражает предпочтительный стиль игры. В каждой игре вы должны будете пройти через семь эпох, и для шести из них нужно будет выбрать одну культуру из списка. Всякий раз вы будете зарабатывать определенные Звезды Эпохи, чтобы перейти к следующей, и то, какими они будут, зависит от выбранной культуры. Кроме того, каждая культура имеет одну из 7 особенностей:
– Земледелие. Земля изобилия: империи земледельцев могут использовать влияние для вызова миграций. Обещаниями лучшей жизни они переманивают население примыкающих территорий. Сообщество: когда население земледельческого города растет, его стабильность повышается.
– Строительство. Промышленный рывок: в каждом городе своей империи культура строителей может активировать особый режим, который на малое количество ходов превращает все научные ресурсы, деньги и избыток пищи города в промышленный ресурс. Гордость: когда культура строителей строит в своем городе новый округ, ее стабильность повышается.
– Экспансия. Единое знамя: за определенную плату культура экспансии может использовать армию для аннексии территорий с аванпостами или административными центрами других империй. В случае успеха жертва получает претензию к экспансионистам. Амбиции: армии культуры экспансии могут пересекать границы независимо от дипломатической ситуации, невзирая на преграды и не получая урон. Претензии за нарушение границы возникают в обычном порядке.
– Торговля. Влиятельный инвестор: торговые империи могут использовать влияние, чтобы строить добывающие предприятия для себя или других, что может благотворно сказаться на отношениях. Посредник: торговые культуры могут продавать ресурсы, купленные у третьих сторон.
– Милитаризм. Надежный резерв: культура милитаристов может собрать ополчение в любом своем городе, если численность его населения достаточно велика. Бдительность: базовое значение военной поддержки у культуры милитаристов увеличивается, благодаря чему им проще развязывать войны.
– Эстетизм. Культурный блиц: культура эстетизма может вложить деньги в подчинение территории за счет культурного влияния и увеличить запас влияния. Изящество: все без исключения, независимо от своей идеологии, считают культуру эстетизма максимально близкой идеологически, что упрощает дипломатические отношения.
– Наука. Коллективное мнение: в каждом городе своей империи научная культура может активировать особый режим, который на малое количество ходов превращает все промышленные ресурсы, деньги и избыток пищи города в научный ресурс. Предвидение: научные культуры могут открывать технологии следующей технологической эпохи.
Помимо определенного активного бонуса каждая особенность имеет пассивный навык, который влияет на стиль игры. Чтобы их увидеть, наведите курсор мыши на символ особенности на карте культур. У каждой культуры есть три дополнительных определяющих аспекта:
– Унаследованная черта: самая суть культуры, уникальный пассивный эффект, который цивилизация сохраняет до конца игры. Например, унаследованная черта вавилонской культуры – «философы диких земель». Она дает бонус к науке за каждую изученную технологию.
– Знаковый отряд: уникальный отряд, представляющий свою культуру. Может появиться сразу или требовать дополнительных затрат ресурсов или изучения определенной технологии. Например, знаковый отряд вавилонян – сабу ша кашти. Он получает бонус, находясь в дружественных округах.
– Знаковый квартал: уникальный округ, представляющий свою культуру, который может быть построен только один раз на каждой территории. Его могут построить только представители соответствующей культуры, но его эффекты действуют, пока существует квартал. Например, вавилонский знаковый квартал – обсерватория. Он увеличивает прирост пищевого и научного ресурса.
Как правильно выбирать культуры
Humankind – игра, построенная на объединении разных культур, чтобы в конечном итоге создать высшую цивилизацию, а это значит, что вы можете выбирать всё, что пожелаете. К примеру, вы можете придерживаться одной конкретной особенности, объединив хараппцев, кельтов, англичан, ирокезов, мексиканцев и турков для создания лучшей земледельческой цивилизации. Вы также можете в какой-то момент, временно перейти к милитаризму, выбрав соответствующую фракцию новой эпохи, и использовать полученное от земледелия избыточное население для создания огромной армии или для увеличения промышленного производства через культуру «Строительства».
Возможна любая комбинация особенностей, но главное – выбирать культуры, которые напрямую дополняют или развивают друг друга. Вам нужна культура, которая будет использовать то, что вы уже успели получить – ресурсы, районы, города (например, милитаризм с лихвой воспользуется большим населением) – а также поможет преодолевать любые проблемы, которые могут проявиться в следующей эпохе. К примеру, вторжение других империй. В общем, нужно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.
Какая культура лучше для старта
В Древнюю Эру лучше всего хараппцы. В то время как микенцы и египтяне обеспечат отличный старт как для ведения войны, так и для промышленности, их особенность напрямую зависит от численности населения. Каждая цивилизация развивается за счет еды, а унаследованная черта хараппцев – +1 к еде на реках и плитках, производящих пищу, а символический округ культуры – сеть каналов, которые существенно ускоряют рост населения.
А еще все члены вашего кочевого племени при переходе из Древней эпохи станут бегунами – знаковыми юнитами хараппцев. Эти юниты характеризуются высокой подвижностью, маневренностью, а значит, вы сможете разбежаться в разные стороны и максимально быстро исследовать окрестности, размещать аванпосты, грабить святилища и собирать диковинки. Когда перейдете в Античную эпоху, у вас будет сильное население, с которым можно сделать все, что пожелаете: усилить производство науки, денег, промышленности или создать многочисленную армию.