Главная » Игромания » HighFleet: Обзор

HighFleet: Обзор


Актуально для платформы: PC

Very weird and very Russian — так
охарактеризовал некоторые российские игры один зарубежный поклонник нашего
геймдева. Именно такие делает Константин Кошутин, независимый разработчик,
создавший в одиночку изумительную Hammerfight. На разработку
продолжения ушло больше пяти лет: учитывая скромный размер команды (всего два человека), совсем неудивительно, что HighFleet, которую
первоначально планировали выпустить ещё в 2016 году, добралась до релиза только
в июле 2021-го. Долгострои редко оказываются
чем-то хорошим, но здесь, к счастью, совсем другой случай.


В тылу врага

Те, кто знаком с Hammerfight, наверняка помнят, что Кошутин умеет делать интересный сюжет буквально из ничего, не заваливая
игрока тоннами диалогов и описаний, а пользуясь более тонкими приёмами и
постепенно рисуя ни с чем ни сравнимую картину мира. Верно это и для HighFleet:
никто не разжёвывает тонкости сюжета и сеттинга, наш персонаж просто живёт
в нём, а не наблюдает со стороны — отсюда, наверное, и такой эффект погружения.

Флот из огромных воздушных кораблей на ракетных
двигателях помог династии Саяди привести к могуществу Империю Романи, которая
несколько веков остаётся одним из сильнейших государств в этом мире. Есть у неё
и враги — как внешние, так и внутренние. Герат — ещё вчера королевство в
составе империи, а сегодня уже мятежная республика, вступила в сговор с давними
противниками Романи. Началась новая война, в которой фортуна отвернулась от
имперских сил.


HighFleet: Обзор

Персонажи порой выглядят странно, но их внешний вид лишний раз подчёркивает уникальность сеттинга.

Основные войска Романи разгромлены, надежда остаётся
лишь на небольшой экспедиционный флот, отправленный в рейд на столицу Герата —
Хиву. Управляет флотом наследный принц Марк Саяди, главный герой игры. Перед
ним поставлена задача любой ценой добраться до сердца мятежа и уничтожить
повстанцев.

Автор не скрывает, что Империя Романи — это
практически полная копия Российской империи на излёте её могущества: большая
роль отведена религии, персонажи носят русские имена, а в центре внимания
находится дворянская знать, служащая в армии и флоте. С другой стороны, Герат
представляет собой аналогичную кальку с Ближнего Востока той же эпохи, о чём
говорят и архитектура городов, и их население: в каменных башнях и глинобитных
хижинах живут воины в тюрбанах, носящие ятаганы, а горячие нравом тарханы (так
называют командиров флотилий) чаще руководствуются собственными убеждениями,
чем армейской субординацией.


HighFleet: Обзор

Какой всё-таки «вкусный» у игры интерфейс.

Добавим сюда фантастическую составляющую в виде
огромных летающих кораблей на метановом топливе, вооружённых не только
крупнокалиберными пушками, ракетами и самолётами, но и ядерным оружием, —
получаем очень живую смесь из дизельпанка и эпохи Большой игры (противостояние между Россией и Британией за господство в Южной
Азии на рубеже XIX—XX веков).

Мы смотрим на карту

Тут вы, наверное, спросите: откуда я вообще это
взял? Тут не русские аристократы воюют за сохранение власти престола, а Silent
Hunter
вперемешку с CMANO! Карта с кучей значков, линейка с циркулем для
простановки отметок, какие-то радары, рации — как в это играть вообще?

Сразу отвечу: превозмогая. Тут
есть пролог-обучение, но вам всё равно придётся время от времени заглядывать в
руководство, насчитывающее под сотню страниц, — как в старые добрые времена.
Геймплей на глобальной карте представляет собой хорошо продуманный симулятор
адмирала воздушного флота. Слово «реалистичный» в контексте происходящего в
HighFleet звучит странно, но наиболее точно характеризует основной игровой
процесс. Информацию о происходящем за пределами очень узкого радиуса визуального
обзора эскадры приходится добывать теми же способами, что использовались бы в
реальности: показания радаров, радиоперехваты, разведывательные донесения и
собственные догадки о происходящем.


HighFleet: Обзор

Карта, радар, часы, инструменты для карты — в капитанской рубке есть всё необходимое.

Оборудование можно применять аналогично их
настоящим прототипам. Определение скорости и курса цели по двум
последовательным отметкам на радаре? Да. Радиотриангуляция? Иногда просто
необходима! Нам очень редко дают точную информацию о противнике — приходится
самостоятельно делать выводы из показаний приборов и строить свои догадки на основе косвенных данных.

Тут, пожалуй, стоит сделать небольшое замечание:
если вам подобная возня с картой и радаром неинтересна, то вряд ли HighFleet
вообще стоит вашего внимания. Всё-таки подобный геймплей остаётся основой игры, несмотря на наличие аркадных боев и конструктора кораблей (о
которых я ещё расскажу подробнее). Основная аудитория — это как раз любители
подобных симуляторов. Разработчики постарались насытить игру небольшими, но
очень важными для погружения особенностями: например, тут очень атмосферные
звуки (радиопереговоры, шум двигателей в полёте), но самое главное — мгновенно
приковывающий к себе внимание любого «симуляторщика» интерфейс на глобальной
карте.

Свою эскадру можно разделить на несколько групп
— для разведки, отвлечения противника или внезапного удара. Хватило бы топлива,
которое здесь всегда в дефиците — это одна из тех причин, по которым города
посещать всё-таки придётся, ведь заправиться можно только в них (сбор остатков
топлива с уничтоженных врагов можно в расчёт не брать — его остаётся слишком
мало).

Не просто симулятор

Есть и другие способы добывать информацию —
например, радиоперехват. Это вообще отдельная мини-игра, в которой надо не
только успеть подобрать частоту и пеленг вражеских переговоров, пока не
закончилась передача, но и расшифровать сообщение. Перехват иногда бывает
неполным: например, известны курс и конечная точка, а вот маршрут и положение
на нём придётся додумывать самостоятельно.


HighFleet: Обзор

После боя можно собрать обломки или обыскать каюты упавших вражеских кораблей.

Радиоперехват важен для охоты за вражескими
конвоями — это один из основных способов пополнить бюджет. Захватили транспорт?
Отлично, но теперь его надо довести до ближайшего города и продать. Деньги
пригодятся — в городах можно чинить и модернизировать свои корабли, покупать
топливо и боеприпасы, брать на службу наёмников, а иногда и принимать участие в
происходящих в городе событиях. Это текстовые квесты, выбор в которых влияет не
только на исход самого квеста (можно и денег заработать, и ножом в спину
получить), но и на мировоззрение главного героя: истинно верующему
будут симпатизировать такие же персонажи и невзлюбят циники, а вселяющему ужас
слабые духом сами предложат союз.

Только вот, чтобы попасть в город, необходимо
приземлиться на посадочную площадку, причём хотя бы для одного корабля это
придётся сделать в ручном режиме. Опять мини-игра, напоминающая древнюю Lunar
Lander
, но именно по ней понимаешь, насколько корабли огромны и какую мощь в
себе несут их двигатели. Рассказывать бесполезно — посадку лучше увидеть своими
глазами (не забывая и про звук — рокот ракетных движков тоже впечатляет).

Понятно, что повреждённый корабль будет хуже
вести себя на посадке (попробуйте сделать это без шасси и с одним двигателем —
развлечение то ещё), но и ремонт у посаженного вручную будет быстрее,
особенно если удачно попасть в бонусную посадочную зону.

И ещё одна мини-игра — отдельная диалоговая
система создана для дипломатических переговоров с тарханами. Их можно склонить
на свою сторону в ходе беседы, но если сделать неверный выбор (например,
угрожать смельчаку), то вероятный союзник улетит, а ваша эскадра не
получит пополнения в виде нового мощного корабля.

Железные монстры

Каждое прохождение кампании уникально, а после
нескольких «рестартов» замечаешь в HighFleet черты «рогалика» — неспроста же
сам Кошутин называет свою игру «FTL с аркадными воздушными боями». И правда:
сохранение только в ключевых точках, новая карта при каждом прохождении,
зависящая от успехов в прошлой попытке прибавка к бюджету при новом старте —
есть тут элементы «рогалика».


HighFleet: Обзор

На старте кампании необходимо выбрать состав своей эскадры, включив в неё при желании корабли собственного дизайна.

А что там с аркадными боями? С ними всё
отлично — другого от автора Hammerfight с её простой, но очень эффектной боевой
системой ждать не приходится. Когда на глобальной карте встречаются две
флотилии, начинается воздушное сражение. Здесь, в отличие от размеренного
стратегического режима, бал правят боевая мощь и умение управлять своим
кораблём. В отличие от противника, у нас в бою может быть только
один корабль — следующий вступит в битву только после уничтожения или отступления
предыдущего (перед началом сражения мы выставляем очередь в нужном порядке).
Управление здесь проще некуда — мышью целимся и стреляем, клавиатура же
отвечает за перемещение корабля и применение специального оборудования, вроде
ложных тепловых целей или системы пожаротушения.

Контраст с «симулятором подлодки» разительный:
после неторопливых игр разума начинается безжалостная схватка, описывать
словами которую так же бесполезно, как и посадку в ручном режиме, — выглядят бои
очень эффектно. Стрельба автоматических пушек, пуски ракет, вспышки взрывов,
шипение ракетных двигателей — аркадные бои получились не только красивыми, но и
очень увлекательными. Хочется биться снова и снова; жаль, что в игре пока нет
отдельного режима сражений.

Сделай сам

Впрочем, повоевать без необходимости загружать
кампании всё-таки можно — для этого подойдёт тестовый режим в редакторе
кораблей. Сам редактор — это отдельный разговор. Созданные своими руками
корабли станут доступны в кампании, но только для сбора эскадры на старте
прохождения. Не устраивают стандартные варианты — попробуйте себя в роли
кораблестроителя.


HighFleet: Обзор

Возможность создавать собственные проекты кораблей повышает реиграбельность в разы.

Корпус, броня, оружие, сенсоры, боеприпасы,
каюты экипажа, топливные баки — любителям сделать что-то своё, не доверяя
фантазии разработчика, здешний редактор придётся по вкусу. Он не так удобен,
как, например, в Kerbal Space Program и Airships: Conquer the Skies. Не смотрите, что игру делали столько
времени, — напомню, занимались этим всего двое программистов.

На самом деле, подобных шероховатостей в
HighFleet хватает — и на стратегической карте, и в аркадных боях, да и
интерфейс есть за что поругать. Например, свой флот можно подробно
изучить только при посадке. Не запомнил, какие у тебя есть снаряды для ударной
группы и насколько повреждён флагман, — сам виноват, записывать надо. В боях
почему-то нельзя увеличивать изображение (хотя очень хочется посмотреть на взрывы
и стрельбу поближе), края экрана служат «стенками», в которые упираются
корабли, а единственное поддерживаемое разрешение — 1920 × 1080.


HighFleet: Обзор

Скриншоты боёв не передают и сотой доли всей красоты воздушных схваток — такое надо наблюдать в динамике.

Глобальный режим очень непрозрачен для
понимания. Наверное, так и задумано, но иногда сложно понять: странное поведение
вражеских эскадр — это баг или нам просто недостаёт информации о противнике?
Большое количество ошибок, впрочем, стандартная проблема для подобных
сложных симуляторов — вспомните последние части Silent Hunter, в которые
без патчей и модов играть невозможно.

Тем не менее HighFleet может затянуть надолго —
подобного атмосферного и оригинального микса RPG, стратегии и симулятора я не припомню.
Красочные аркадные бои и посадки позволяют отдохнуть от роли командира эскадры
и расслабиться, взяв управление огромными железными монстрами в свои
руки. А сражения с некоторыми противниками заставит вас серьёзно
попотеть — бои тут могут быть весьма сложными.

Это нишевый проект, у которого, если
взглянуть трезвым взглядом, стряхнув очарование первых впечатлений, куча
проблем. Но проблемы эти решаемы — хочется верить, что игру ждёт большое
будущие, а Константин Кошутин ещё порадует нас такими странными и такими
русскими играми.

Плюсы: проработанность каждой игровой механики;
красивые бои; атмосферная озвучка; оригинальный сеттинг.

Минусы: баги; интерфейс красив, но не всегда
удобен.

blank

↓