Уходящий год запомнился в том числе триумфальным возвращением классического тактического стелса в лице Desperados III. Помимо неё были и другие запоминающиеся игры в этом жанре – например, отечественные «Партизаны 1941». И вот под занавес случился ещё один сюрприз на тему – вышла тактическая стратегия про… шестилетнего мальчика, который ищет свою маму. Впрочем, в El Hijo – A Wild West Tale с точки зрения сложности всё вполне по-взрослому.
К единственной маме на свете
На ферму где-то на Диком Западе, где наш маленький герой жил с родителями, напали бандиты. Спасаясь от них, мать оставила сына в уединённом монастыре. Однако мальчонка решил сбежать оттуда, в одиночку отправившись на поиски мамы.
И сделал он это не зря. В монастыре явно творились странные дела – там вовсю эксплуатируют детский труд. А за его пределами и того хуже: солдаты времён Гражданской войны в США (а может, это бандиты?) патрулируют местность, изготавливают и запасают взрывчатку, ведут подозрительные работы в шахте. Потом мальчишку они же похищают, на помощь спешит мама, которая освобождает его из вагона несущегося поезда. Затем и она попадает в плен…
В общем, интриг и событий хватает, всё очень серьёзно и опасно. Но при этом авторы подчёркивают, что El Hijo – это «ненасильственная стелс-игра» и здесь никого не убивают. Солдаты могут бесконечно стрелять друг в друга и не попадать, пока мы крадёмся мимо; они, как и монахи, не палят по мальчишке, а ловят его; наш герой использует рогатки и петарды, которые максимум временно ослепляют и оглушают.
Игрушки для стелса
Впрочем, это не единственные инструменты в стелс-инвентаре. Поначалу нужно просто красться мимо противников, заучивая по классике их маршруты, наблюдая за конусами зрения и прячась за небольшими укрытиями.
При этом, естественно, разрешают кидать камешки, чтобы отвлечь взгляды оппонентов. Потом появляется возможность запускать механические игрушки, которые заставляют уже не просто смотреть, но и двигаться в их сторону. Особенно это помогает против тех, кто напевает себе что-то под нос и не слышит ударов камней.
С помощью рогатки мы уничтожаем источники света – в темноте персонажа заметят и схватят, только если тот окажется совсем вплотную. Также рогаткой можно разбивать замки на дверях и кувшины, мешающие пройти куда-то. Или, например, мы стреляем по воронам, заставляя их перелетать с одного чучела на другое, тем самым уводя в нужном направлении гавкающих на них собак.
В конце разрешают использовать огромное сомбреро, чтобы мальчонка прятался в нём. Другой способ прокрасться мимо – кинуть специальный предмет, который в буквальном смысле пускает пыль в глаза, или оглушить уже упомянутыми петардами. Кроме того, очень часто приходится передвигать тяжёлые предметы вроде уже упомянутых вагонеток и прятаться за ними. На одном из уровней за ними и другими укрытиями мы прячемся даже от сильнейших порывов ветра во время песчаной бури – ситуация буквально цитирует уровень из Inside.
Линейная тактика
И вот тут наступает время для критики. В A Wild West Tale достаточно много повторяющихся ситуаций – с постоянным перемещением ящиков, мешающих пройти, прятками за ними же и другими укрытиями, с уничтожением источников света, перемещением лестниц, по которым мы забираемся в нужное место, и так далее.
Даже сами локации частенько повторяются – не один в один, но всё же. Мы, например, несколько уровней подряд можем красться мимо монахов в кельях или врагов в шахтах, где по одной схеме нужно проводить упражнения с теми же вагонетками, скрывающими мальчишку от противников.
В отличие от той же Desperados III, тут герой практически всегда один (в основном это сынуля, хотя иногда дают поиграть и за маму), поэтому нет нелинейности и особой творческой свободы в том, как преодолевать препятствия. Да, разрешают отвлекаться и искать детей, которые трудятся на нехороших взрослых, а затем их «вдохновлять» – те начнут хлопать в ладоши и могут пополнить запас тех же петард или заводных игрушек. Но это всё же больше побочные развлечения, а вот достижение основных целей, как правило, предполагает строго линейное прохождение.
Ещё есть проблемы с управлением, когда нужно метнуть камень, прицелиться и так далее. Порой это сложно сделать сразу и точно потому, что радиус маленький и броску часто что-то мешает. Да и сам герой при перемещении то и дело норовит застрять где-то. А это бывает критично, когда нужно прошмыгнуть мимо злых дяденек. Тем более что долго бегать он не может – устаёт.
Наконец, случаются не менее критичные баги, «вещающие» прохождение и заставляющие начинать уровень по новой.
Многим, включая меня, попадался такой баг.
Всё лучшее – детям!
И всё же, несмотря даже на это, положительные эмоции от El Hijo перевешивают. Новые механики открываются постепенно и в нужных местах, поэтому и новых ситуаций тут тоже хватает.
Да и просто интересных – например, когда мы сначала выстрелом из рогатки сбиваем замок на вольере, а потом оттуда выходят быки, за которыми мы перемещаемся и прячемся. Или когда ждём, как поезд заедет в туннель, чтобы в темноте быстро прокрасться мимо.
Намеренная детскость и доброта игры тоже подкупают. Мальчишка отвлекает заводными солдатиками, вдохновлённые им дети начинают рисовать, жонглировать камешками, играть в крестики-нолики. А когда мы поднимаем камеру, чтобы увидеть конусы зрения патрулей, то в небо взлетает птичка. Нарисовано всё в ярком стиле. Да и финал эмоциональный – он тоже вдохновляет.
***
У El Hijo – A Wild West Tale есть проблемы, но в целом это достаточно интересная и разнообразная игра в жанре тактического стелса. К тому же неординарная и трогательная.
Плюсы: сюжет и персонажи; игровая механика; достаточно много тактических инструментов; аудиовизуальное исполнение.
Минусы: много повторяющихся ситуаций и уровней; прохождение по большей части линейное.