Что сейчас происходит на рынке труда и как это влияет на ИТ
Спрос на ИТ-специалистов растёт — это подтверждает обзор рынка, который провёл hh.ru в начале 2021 года. При этом каждая вторая вакансия — для новичков со стажем от 1 года до 3 лет, а 17% — для тех, у кого и вовсе нет опыта работы.
Джуниоров нужно многому учить, чтобы давать им задачи для самостоятельного решения, а миддлам и синиорам нужно развиваться, чтобы в том числе не уступать образованным начинающим специалистам.
РБК привёл топ-7 трендов в высшем образовании по версии работодателей.
Отметим некоторые из них:
- работодатели выступают за формирование разумного баланса между учёбой и практикой — учиться и работать лучше одновременно;
- гибкие навыки важнее, чем дипломы;
- образовательная программа должна работать как конструктор: предоставлять возможность сменить направление или сделать перерыв между образовательными модулями ради практики;
- в учёбе лучше сочетать несколько форматов: очный и дистанционный.
Чтобы разобраться, что происходит в профессиональном ИТ-образовании, наш автор задала несколько вопросов на тему повышения квалификации руководителям ИТ-компаний.
Сколько учатся профессионалы и кто за это платит?
Олег Власенко
Заместитель генерального директора SimbirSoft
Развивать навыки не просто можно, а нужно. В этом и заключается особенность ИТ-отрасли. Можно сказать, что мы все живём немного в Стране чудес и чтобы куда-то попасть, нужно бежать вдвое быстрее.
Когда в компанию приходит новый сотрудник, будет безумством сразу подключать его к боевым проектам, не погрузив в процессы компании и специфичные инструменты. Также новым сотрудникам иногда нужно развивать навыки для подготовки к проектной работе. Поэтому учёба в этом случае и есть работа.
Если обучение проходит опытный сотрудник, мы стараемся найти баланс между работой сейчас и развитием на перспективу. Зачастую этот баланс смещается ближе к текущим задачам, но и развитию нужно уделять значительное внимание.
Мы рассматривали подход, при котором компания и сотрудник оплачивают обучение совместно, и в этом случае сотрудник особенно сильно нацелен на результат. Однако сейчас мы проводим обучение за счёт компании. Как правило, для этого нужно личное время сотрудника, и это ― его вклад.
Андрей Приображенский
Сооснователь сервиса promkod.ru
Наша небольшая — около 30 человек — компания готова оплачивать 50% стоимости обучения. А если по результатам успешного применения полученных навыков в работе выросла ценность продукта, готова выплачивать единоразовый бонус в 15‒20% от оклада или даже пересматривать уровень зарплаты.
Я инвестирую примерно 20% из своего 9-часового рабочего времени в обучение, в том числе на курсах.
Антон Иванов
Основатель и генеральный директор компании Citeck
Учиться должны не только джуны, но и профессионалы в разработке — самый минимум от 2 до 4 часов в неделю. Лучше больше. При этом в нерабочие часы.
Но вот узкоспециализированное обучение, которое нужно в первую очередь компании, должно проводиться в течение рабочего дня. Когда для разработки продукта требуются конкретные навыки сотрудника, учиться лучше на реальных примерах.
Компания может компенсировать 50‒90% от стоимости обучения, но от специалиста для стимула тоже нужен материальный вклад.
Компания должна обучать, но сотрудник и сам должен быть мотивирован. Готовность тратить собственные средства — показатель реального желания развиваться.
Сегодня все декларируют, что хотят и готовы расти, считается обязательным озвучивать этот постулат на собеседованиях. Но в действительности стремятся развиваться, то есть готовы прилагать усилия, не больше половины, если не треть.
Корень проблемы — я сейчас говорю в первую очередь о разработчиках — в том, что рынок избаловал людей. Разработчики слишком востребованы: научившись делать простые вещи, специалист уже может себя продать за неплохие деньги. Зачем напрягаться? Вот многие и не напрягаются.