Привет.
Как-то ненароком затронул тему беспроводного аккумулятора от Apple и того, что он не умеет в обычной манере заряжать iPhone, что вызвало ожидаемую реакцию. Но помимо этого есть ведь товарная категория, в которой сотни игроков, различные модели внешних батарей и почти полное отсутствие понимания того, чем живет этот рынок. Мы как покупатели подходим к покупке внешнего аккумулятора с прагматической точки зрения, нас интересуют его возможности, внешний вид, емкость батареи и, конечно же, цена. Но понимания, из чего она формируется, как устроен рынок аккумуляторов для смартфонов и другой техники, зачастую нет. Попробуем вместе разобраться в том, с какими сложностями сталкиваются производители и как они их преодолевают.
Сказать, что создание внешнего аккумулятора требует недюжинных знаний или инженеров со степенью MIT, нельзя. Типичный для Китая продукт, который строится из понятных блоков — элементов питания, корпуса и электроники, которая управляет батареей. Обычно в качестве элементов питания используется батарея 18650 (18×65 мм, именно отсюда название, фактически это размер элемента). Внешне такая Li-Ion батарея очень напоминает обычную батарею формата АА, немногим отличается размер. Поставщиков элементов питания 18650 существует несколько десятков, различается емкость конкретной батареи, а также ее ресурс и, как следствие, долговечность. Для покупателя это китайская грамота, он понимает только простые параметры, а именно емкость батареи. Обычно смотрят на емкость, сегодня самые ходовые варианты — в 10000 или 20000 мАч, а батареи в 5000 мАч для большинства отошли в прошлое, их банально невыгодно покупать.
Незнание покупателями простых вещей избавляет от необходимости тщательно выбирать батареи, так как их долговечность и ресурс отходят на задний план. Обычно такие элементы должны выдержать от 300 до 500 циклов, что дает очень большой разброс в долговечности, сохранении изначальной емкости. На деле покупатели на большом аккумуляторе емкостью от 10000 мАч просто не видят падения емкости, они все так же могут зарядить любое устройство на сто процентов, и поэтому для них все хорошо. Для производителя это означает возможность сэкономить на себестоимости изделия, нет никакой необходимости ставить элементы максимального качества.
Данное утверждение можно отлично проиллюстрировать на примере двух внешних батарей от Xiaomi и Samsung с одинаковой емкостью. Обычно в батареях от Xiaomi используются элементы от Panasonic, реже от LG. В Samsung используют собственные элементы питания. Разница в себестоимости может доходить до 10–15%, решение от Samsung дороже и чуть более долговечно, хотя этот параметр не играет никакой роли, как мы выяснили чуть выше. В глазах потребителя эти решения плюс-минус одинаковы.
Если разобрать аккумулятор от Xiaomi или Samsung, то внутри вы обнаружите качественную сборку, использование нормальных проводов и контактов, то есть сами модели спроектированы и произведены качественно. Берем решение от С-бренда, и внутри можно найти что угодно в прямом смысле этого слова, например, часто экономят на контактных площадках, припаивают короткие провода. При ударе они могут обрываться. Подделок под ту же Xiaomi в силу ее популярности вагон и маленькая тележка, причем внутри вы можете даже найти песок, которым заменяют элементы питания для придания товару нужного веса, а реальная емкость заметно ниже, не говоря о других параметрах. Внешне отличить подделку от реальной батареи для обычного покупателя сложно, подчас это невозможная задача. Учитывая тотальную экономию на подделках, ждать от них качества не стоит, такие внешние батареи банально опасны, их следует избегать любой ценой.
К сожалению, единственный совет, который можно дать относительно внешнего аккумулятора, звучит просто: покупайте устройства от известных компаний, это снижает риск приобретения подделки или некачественной модели. Покупайте такие устройства не на рынке, в палатке у метро или где-то в подобном месте, а в крупном сетевом магазине (что вовсе не гарантирует, что это не будет подделка, но риск такого развития событий будет заметно ниже).
Внешние батареи помимо элементов питания отличаются числом разъемов (что напрямую влияет на себестоимость), а также той электроникой, что отвечает за заряд как батареи, так и внешних устройств. Поддержка стандартов быстрой зарядки увеличивает стоимость электроники, что логично и не требует никаких объяснений. Рассматривать все потроха аккумулятора нет никакого смысла, тут действует ровно тот же принцип, что описан выше — маленькие фабрики экономят на всем, большие производители стараются соблюсти качество, так как для них важна не столько первая цена продукта, сколько его беспроблемная работа. Внешняя батарея — это тот товар, который практически никогда не сдают по гарантии, так как он худо-бедно всегда работает. Что и провоцирует вольности при создании батарей, можно экономить на комплектующих напропалую.
Одними из самых популярных внешних батарей, что задали своего рода стандарт для рынка, стали аккумуляторы от Xiaomi, они имеют наилучшее соотношение цена/качество.
Батарея емкостью 10000 мАч с разъемом USB Type C и быстрой зарядкой стоит в рознице около 1 500 рублей, что немного и вполне сравнимо с С-брендами, они ставят цены на свои модели под Xiaomi. Формально все должно быть совсем иначе, так, С-бренды должны стоить минимум на 15–20% меньше, но позволить себе такие цены они не могут. Причина в бизнес-модели, которой придерживается Xiaomi, в компании считают, что качественная внешняя батарея в металлическом корпусе — это тот продукт, что работает на восприятие марки, и поэтому продавать такой аксессуар нужно с минимальной наценкой. Своего рода реклама выгоды, продукт, который формирует отношение потребителя к марке в целом.
Интересно сравнить аналогичные модели от Xiaomi и Samsung, так как разница в сборке минимальна, качество материалов сравнимо. Себестоимость таких батарей будет отличаться в пользу Xiaomi, но выигрыш довольно незначительный, всего около 10%. Для себестоимости товара это большие деньги. Но в рознице цена отличается уже в 20–25% в пользу Xiaomi, причина в том, что наценка на товар минимальна. В Xiaomi не хотят зарабатывать на батареях, позиционируют их как имиджевый товар для продвижения своей марки. В Samsung этого не делают и получают ту норму прибыли, что заложили в эту категорию (хотя ориентируются на ту же Xiaomi в этом аспекте, живут вовсе не в безвоздушном пространстве).
Себестоимость внешнего аккумулятора заметно меньше, чем его розничная цена. Кто-то покачает головой и скажет, что причина в том, что это аксессуар, а маржа на них ого-го. Но на деле тут есть один немаловажный фактор, и он одинаков для всех производителей без исключения, как для больших, так и для малых компаний.
Батареи являются опасным грузом, и для его перевозки необходимо использовать контейнеры плюс страховать такой груз. Обычно для перевозки батарей используют морские перевозки, железную дорогу, внутри страны это автомобильный транспорт. В текущей ситуации недостатка контейнеров есть проблема с вывозом аккумуляторов из Китая, предложение на рынке резко сократилось. И причина не в дефиците электроники, как можно было бы посчитать, она в том, что просто не в чем везти этот товар. В теории это должно было привести к росту цен, но этого не происходит благодаря жесткой установке Xiaomi держать цены в любом случае, даже когда партнеры ничего не зарабатывают с продажи внешних аккумуляторов. Что означает для всех игроков необходимость следовать этому же курсу, рынок для производителей внешних аккумуляторов не очень интересный, они теряют на нем деньги или зарабатывают значительно меньше, чем могли бы. Это хорошая иллюстрация того, что один крупный игрок может навязать рынку свою ценовую игру, а все остальные будут ей следовать. Вынуждены играть по чужим правилам.
И тут на первый план выходит не стоимость, как можно было предположить, и даже не столько характеристики, сколько возможность продавать свои батареи в местах, где на них могут найтись покупатели. Например, в аэропортах, в туристических местах, везде, где люди сиюминутно могут купить внешнюю батарею, так как их смартфон разрядится. И их не будет волновать, что умеет такая батарея, им скорее будет нужен заряд здесь и сейчас. Такой подход дает пространство для С-брендов, и они имеют заметные продажи, та же Xiaomi не может победить всех без исключения, она задает тренд, возглавляет его, но сделать все продажи не может. Плюс помните о том, что продавать Xiaomi рознице не так уж выгодно, им всегда выгоднее продать внешнюю батарею другой компании, так как на ней они заработают заметно больше. Это объясняет настойчивость, с которой продвигают С-бренды в большинстве магазинов, на них заработок выше.
Будет ли расти цена на внешние аккумуляторы? Безусловно. Также как и на все другие товары, поскольку меняется стоимость компонентов, производства, логистика выросла в цене. Но этот рост постепенный, так как внешний аккумулятор не тот товар, что продается с колес, его реализуют в розничных магазинах не слишком быстро. Обычно оборачиваемость этого товара составляет несколько месяцев и зависит от конкретной розничной сети. Поэтому сегодня цены в Китае уже выросли, но как минимум до октября мы не увидим изменения этих цен внутри страны. А вот в конце осени цена может подрасти на 20–25%, что будет ощутимо для большинства покупателей. Так что если вы не обзавелись новой батареей, то самое время это сделать.
Последнее, на чем стоит остановиться, это срок жизни внешней батареи. Обычно он максимален и превышает шесть лет, выкидывают батарею (в мусорку не стоит, лучше утилизировать в магазине электроники) после того, как ломаются разъемы либо разлетается от падения корпус. Кто-то пользуется внешним аккумулятором намного дольше, до десяти лет –, но тут можно сказать, что люди им пользуются реже. У меня огромное количество внешних аккумуляторов, так как компании дарили их как сувениры. Но почти не пользуюсь ими в обычной жизни, только в поездках, где нет привычного распорядка дня.
Расскажите, какие внешние батареи выбираете вы, насколько часто ими пользуетесь и на что обращаете внимание при их выборе.