2020 год выдался нервным и в отношении игрового железа. Если поначалу казалось, что «китайский вирус» максимум замедлит сборку айфонов и поставки старых комплектующих из Поднебесной, то к осени пандемия вылилась в тотальную нехватку нового железа.
Вообще, год получился двойственным в ряде аспектов. В первой его половине издатели активно раздавали засевшим дома пользователям игры и устраивали бесплатные выходные, во второй же проекты для консолей следующего поколения резко подорожали. Некстати просел рубль. Потом дружно вышли видеокарты, процессоры и консоли следующего поколения, однако отыскать их в магазинах сложно, не говоря уже о том, чтобы взять по рекомендованной цене. Дефицит CPU и GPU дополнен тем фактом, что пока (условно) доступны лишь продукты высокого и топового сегментов. Решения подешевле подоспеют в 2021-м.
В этом материале мы коротко подведём железные итоги 2020 года. Затронем видеокарты, процессоры, консоли, облачный гейминг и VR. Начнём с первых двух категорий.
Видеокарты и процессоры
NVIDIA успела выпустить четыре видеокарты 3000-й серии: GeForce RTX 3090, 3080, 3070 и 3060 Ti. Все они основаны на новой архитектуре Ampere. Трассировка лучей и сглаживание DLSS даются им либо без проблем, либо куда проще, чем RTX 2000.
Вместе с тем подскочило энергопотребление – до 320 и 350 Вт у RTX 3080 и 3090. Впрочем, это продукты для энтузиастов и тех, кому 10 и 24 Гб памяти GDDR6X нужны по работе. Цена RTX 3090 – от 137 000 руб., что сравнимо со стоимостью мощного игрового PC.
А вот RTX 3060 Ti и 3070 гораздо интереснее для нас. Обе могут послужить для сборки с заделом на несколько лет (под разрешения 1440p и, естественно, 1080p). RTX 3070 догоняет по производительности 2080 Ti, 3060 Ti дышит в спину 2080 Super. Аппетиты у обеих поскромнее, чем у «старших сестёр» (220 и 200 Вт), на борту – по 8 Гб GDDR6. Если 3060 Ti действительно станут продавать по 40 000 руб. за штуку, она станет бестселлером.
AMD ответила запуском Radeon RX 6900 XT, 6800 XT и 6800. «Красные» ассоциируются с доступными видеокартами, однако RX 6900 XT и 6800 XT выступают в высшей лиге – бодаются с RTX 3090 и 3080. Наиболее же любопытна рядовому геймеру 6800, конкурирующая с RTX 3070 и 2080 Ti.
У представителей линейки RX 6000 по 16 Гб GDDR6. Технология Smart Access Memory позволяет центральному процессору обращаться сразу ко всей этой памяти, что подстёгивает счётчик fps. Правда, функция заявлена лишь для нового и предыдущего поколений «красных» карточек. Плюс вам понадобятся процессор Ryzen 5000 и материнская плата с чипсетом X570 или B550. Траты значительные.
Ещё в RX 6000 обращают на себя внимание лёгкий разгон (опция Rage Mode) и возросшая энергоэффективность архитектуры RDNA 2 по сравнению с RDNA (значит, ваш системник станет тише). Из минусов – сырой рейтрейсинг и отсутствие фирменной альтернативы DLSS. DLSS от NVIDIA – это хитрый апскейлинг, когда нейросеть на основе картинки меньшего разрешения строит картинку большего, близкую по качеству к нативной. При помощи DLSS можно проходить игры в разрешении выше Full HD с трассировкой лучей и приемлемой кадровой частотой на не самых мощных «зелёных» видеокартах.
Раз упомянули Ryzen 5000 на архитектуре Zen 3, расскажем и о них. В линейку входят Ryzen 9 5950X, 9 5900X, 7 5800X, 5 5600X. «Красный» чипмейкер традиционно поднял производительность «камней» в играх, требовательных к ресурсам приложениях и снизил задержки при взаимодействии между ядрами. Обратите внимание на Ryzen 5 5600X – он оснащён шестью ядрами (разделяются на 12 потоков), функционирует на скорости 3.7–4.6 ГГц и потребляет 65 Вт. Единственное, ценник разочаровывает ($299) – впору смотреть в сторону 8-ядерных решений.
Не удивляйтесь, что сразу за 3000-й серией у AMD появилась 5000-я. Просто Ryzen 4000 (с индексами H, HS, U) застряли на ноутбуках и до PC не добрались.
Хотя производители живо говорят про трассировку лучей, DLSS и даже заикаются о 8K, реальность массового рынка иная. Народным разрешением по-прежнему остаётся Full HD – посмотрите на статистику Steam. В топе 4-ядерные CPU, комплекты из 16 Гб оперативки и, само собой, GTX 1060. Неудивительно, что в рекомендуемых требованиях и у Mortal Kombat 11, и у DOOM Eternal, и у Cyberpunk 2077 указана именно GTX 1060.
Консоли
Девятое поколение консолей не назовёшь мертворождённым, однако главный факт не скрыть – мало (или вовсе нет) ярких проектов. У Sony один громкий эксклюзив – Demon’s Souls, у Microsoft – вообще ничего. Зато мультиплатформа цветёт (AC Valhalla, Black Ops Cold War, Yakuza: Like a Dragon, Immortals Fenyx Rising, MK11 Ultimate…).
Неспроста Sony и Microsoft продлили жизнь старым консолям. Зачем отказываться от многомиллионной базы пользователей? Тяжеловесы вроде Halo Infinite и Horizon Forbidden West не будут скованы цепями некстген-эксклюзивности.
Вернёмся к железной сути статьи. И PS5, и XSX снабжены процессорными и графическими блоками от AMD. Процессоры – на архитектуре Zen 2 (как Ryzen 3000), графика – на RDNA 2 (как Radeon 6000), памяти GDDR6 насчитывается по 16 Гб. Чипы инженеры Sony и Microsoft модифицировали на своё усмотрение, поэтому частоты не совпадают.
По производительности серьёзные западные СМИ сравнивают новые консоли с RTX 2080 Super и 3060 Ti. Достойная мощь. «Фишка» PS5 – неплохое охлаждение (здоровенный объём, жидкий металл вместо термопасты), «фишки» Xbox Series – быстрое переключение между запущенными приложениями и подписка Game Pass. Да, Sony делала акцент на твердотельнике, навороченном аудиодвижке и отзывчивом контроллере, но нельзя гарантировать, что эти функции пригодятся разработчикам. Трассировку лучей ведь никто повально в игры не добавляет. Или вспомните PS Vita: возможностей-то карманная консоль предлагала кучу, только кто их использовал на полную катушку?
С обратной совместимостью ситуация приятная. На PS5 запускаются большинство игр с PS4, а на Xbox Series – уйма добра с Xbox One, X360 и Xbox.
В 2021–2022-м подпорченную репутацию некстгена должны выправить Gran Turismo 7, Ratchet & Clank: Rift Apart, Senua’s Saga: Hellblade II, Fable, Everwild, Perfect Dark, Avowed… Тогда мы наконец сможем поговорить об играх, а не о сверхбыстром SSD.
Облачный гейминг
Google намеревалась выпроводить консоли на свалку истории. В ноябре Stadia отметила первый день рождения. До революции пока далеко.
Stadia представлена в Северной Америке и государствах Европы. В России и Южной Корее, странах с дешёвым высокоскоростным Интернетом, сервис появится, видимо, позже. Год назад Google сражалась с техническими проблемами, спешно пополняла библиотеку (сейчас в ней свыше 100 проектов), вяло общалась с аудиторией. Коммуникация со временем наладилась, список поддерживаемых телефонов на Android вырос. Stadia подалась на устройства Apple (через браузер Safari) заодно с GeForce NOW и xCloud.
Google не берёт с пользователей плату за аренду удалённых компьютеров. Мультиплеер тут тоже халявный, в отличие от консолей. Присутствуют free-to-play-проекты (взять Destiny 2). Американская корпорация, конечно, предлагает платную подписку с набором подарочных игр и скидками на продукты из каталога, однако не настаивает на покупке. Stadia пережила свой первый год и переживёт ещё несколько, учитывая финансовые возможности Google. Удивляет разве что отсутствие анонсов от внутренних студий в Монреале и Лос-Анджелесе.
Microsoft долго тестировала xCloud на Android и в сентябре добавила его в Game Pass Ultimate. Релиз на PC и iOS намечен на весну.
В светлое будущее (без железа, скачиваний и установок) за Google и Microsoft ломанулась Amazon. В её сервисе Luna не нужно покупать игры – доступ к ним открывается в рамках тематических подписок. Сложно предсказать, взлетит Luna после «беты» или нет, ведь у Amazon сложные отношения с игровой индустрией – компании пришлось закрыть Breakaway и Crucible. Возможно, похожая участь ждёт New World – Amazon раз за разом сдвигает сроки выхода.
За рубежом хватает облачных платформ и помимо перечисленных: Paperspace, Shadow, Vortex, PS Now. Но настоящая драка за геймеров идёт в РФ. В памяти всплывают GFN.RU (локальная версия GeForce NOW), Playkey (давний игрок на российских просторах), My.Games Cloud (Mail недавно организовала ОБТ), Drova.io (PC в аренду сдают сами пользователи), Loudplay… Масла в костёр подливают мобильные операторы: «МТС» и «МегаФон», рекламирующие различные платформы, и «Билайн», создавший собственную.
Наблюдать за развитием облачного гейминга в ближайшие годы будет как минимум занятно. Пока заметно, что эту сферу активно накачивают деньгами.
Виртуальная реальность
Кто-то вспомнил о существовании виртуальной реальности в 2020-м благодаря анонсу VR-аттракциона Prince of Persia: The Dagger of Time. Но большинство – из-за выхода Half-Life: Alyx.
У Alyx сейчас более 40 тысяч отзывов в Steam. Игра подстегнула продажи шлема Valve Index и обсуждалась шире, чем Beat Saber – простенькая ритм-аркада, одной из первых в нише VR взявшая отметку в 1 миллион реализованных копий.
Хочется верить, что для VR всё только начинается (спустя 4.5 года после премьеры Oculus Rift). За Half-Life: Alyx последовали Medal of Honor: Above and Beyond и Star Wars: Tales from the Galaxy’s Edge. Ну и не забывайте о The Walking Dead: Saints & Sinners. С другой стороны, то, что Microsoft прохладно относится к виртуальной реальности, а Sony до сих пор не представила PSVR2, наводит на грустные мысли.
***
Железный рынок меняется: AMD отныне не отстающая и бюджетная, консоли – не сопляки на фоне PC. Надеемся, в 2021 году тоже будет чему удивиться. С одним условием: пусть новое железо перестанет числиться дефицитным товаром.