Главная » Новости » Цифровые дороги: кто и зачем делает трассы умными

Цифровые дороги: кто и зачем делает трассы умными

08.10.2021, 12:10

Мы живем в эпоху цифровых двойников. У современных дорог они тоже есть. О том, что из себя представляют умные трассы и какие технологии используются при их строительстве, рассказала Юлия Штрек, CFO и CDTO группы компаний «Автобан».

Дорожно-строительная компания «Автобан»

Цифровые дороги: кто и зачем делает трассы умными

ЦКАД — первая цифровая дорога

Чтобы разобраться, что такое умная дорога, давайте возьмем актуальный и яркий пример — Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД), последний участок которой был открыт 8 июля. Создание на ЦКАД интеллектуальной транспортной системы (ИТС) — большой шаг к диджитализации транспортно-дорожного комплекса в нашей стране.

ЦКАД — единственная в России цифровая автомагистраль длиной 336 километров, 260 из которых будут использоваться на платной основе. Центральная кольцевая дорога — не только основа сети российских скоростных трасс, но и важная международная транспортная артерия. 

ЦКАД — значимый участок строящейся дороги Европа — Западный Китай, которая пройдет по территории нашей страны. Центральное кольцо значительно разгрузило Московскую автомобильную кольцевую дорогу, в том числе уменьшило поток грузового транспорта, благодаря чему количество ДТП на МКАД уже снизилось на 15%. Это одна из самых современных автострад в Европе, которая может похвастаться всеми инновациями в дорожной инфраструктуре. Но что же делает автомагистраль умной?

ЦКАД

ЦКАД АВТОДОР

«Начинка» умной дороги

ИТС Центральной кольцевой дороги образуют:

  • видеокамеры;
  • транспортные детекторы;
  • устройства, предназначенные для связи транспортного средства с инфраструктурой дороги;
  • динамические информационные табло;
  • знаки переменной информации;
  • системы безбарьерной оплаты проезда;
  • метеостанции;
  • центральный пункт управления.

О чем и как может предупредить цифровая дорога

В «компетенцию» комплекса умных устройств входит онлайн-отслеживание следующий информации: дорожно-транспортные происшествия;  остановка автомобиля; появление препятствия на дороге: предмета, пешехода или животного; погодные условия; трафик; пробки.

При поступлении актуальных данных в центр управления ИТС запускаются различные сценарии, которые зависят от того, что именно произошло на дороге. Например, если произошла авария, опасный участок будет автоматически перекрыт, а все участники дорожного движения получат об этом уведомление. Умная система предупредит вас о надвигающейся непогоде, ограничении скорости или приближении пешехода.

Как водитель узнает, что что-то пошло не так? Здесь предусмотрено несколько вариантов:

  1. отображение информации на знаках и табло;
  2. выведение предупреждения на устройствах самих автомобилей;
  3. оповещение через смартфон.

Кроме того, ИТС может работать на опережение, то есть решать многие проблемы до их возникновения. Скажем, анализ погодных условий может использоваться для предупреждения затопления шоссе. Также возможно предотвращение аварий или оперативное принятие решений о необходимости ремонта дорожного полотна.

Центральный пункт управления

«Мозг» ЦКАД — Центральный пункт управления. Сюда поступают данные о том, что происходит на трассе, здесь принимаются решения об устранении проблемы и извещении всех участников дорожного движения о нештатной ситуации. Предполагается, что единый пункт будет координировать дороги по маршрутам Север — Юг и М-12, что позволит не создавать отдельные центры для каждого направления.

На ЦКАД впервые в России внедрили умную технологию free-flow или свободный поток, — безбарьерный проезд машины через рамку. Система дает автомобилям возможность двигаться безостановочно по платным участкам трассы — оплата автоматически списывается со счета транспондера или с приобретенной маршрутной карты. Когда транспортное средство проезжает через рубеж, камеры-датчики, размещенные на рамке, считывают всю необходимую информацию. Free-flow помогает снизить вероятность образования пробок на участках с плотным трафиком и сделать передвижение комфортным для автомобилистов.

Беспилотники

Беспилотное движение — еще одна составляющая будущего дорожного движения. При строительстве ЦКАД использованы все современные решения, необходимые для развития беспилотного транспорта в нашей стране. ИТС непрерывно следят за ситуацией на трассе и передают сведения беспилотникам. Так, беспилотные автомобили смогут «узнать» о препятствии на пути, аварии, пешеходе или недопустимом сближении. Умные технологии делают использование беспилотников экономически выгодным и безопасным элементом дорожной отрасли будущего.

Цифровые двойники

Как видим, умная дорога — это сложная система, которая состоит из взаимосвязанных частей. Прежде чем приступить к строительству объекта, формируется ее цифровой двойник (модель) с применением BIM-технологий (Building Information Modeling). Такой современный подход позволяет создавать и использовать цифровые двойники для планирования, сооружения и эксплуатации автодорог. Двойник дороги учитывает трафик, различные влияния на дорожное полотно, расходы на ее строительство и эксплуатацию, состояние окружающей среды.

Цифровая модель не теряет актуальности на протяжении всего жизненного цикла умной дороги. BIM-технологии позволяют оптимизировать временные и финансовые затраты на строительство и обслуживание инфраструктуры, снижают риск ошибок и связанных с ними потерь при реализации проекта, повышают качество строительства, делают все процессы прозрачными. Информация постоянно обновляется благодаря датчикам, камерам и другим составляющим умной дороги, что и позволяет следить за ситуацией на трассе и осуществлять интеллектуальное управление. При использовании цифрового моделирования работы ведутся в единой информационной среде с преемственностью всех этапов.

Цель перехода к ИТС — автоматизация координации дорожным движением для того, чтобы сделать его безопасным, быстрым, комфортным и рентабельным.

Кто и зачем делает трассы умными

Повсеместный переход к BIM-технологиям — одна из главных задач, которая стоит перед многими отраслями экономики, в том числе и перед дорожно-строительной. Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2021 № 331, если договор о строительстве или реконструкции объекта с привлечением бюджетных средств будет подписан после 1 января 2022 года, то такой объект должен проектироваться и строиться при помощи информационных моделей.

На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме стало известно о решении компании «Автобан» совместно с «Дороги и мосты» объединиться в консорциум для создания единой IT-платформы для всех участников дорожно-строительного рынка на основе BIM-технологии. Позже к консорциуму присоединился технологический партнёр, ведущая компания по созданию BIM технологий на российском рынке «Айбим». Эта платформа позволит оптимизировать все процессы строительства, в том числе минимизировать издержки и сократить время реализации проектов. Регулятор, заказчики, проектировщики и подрядчики смогут работать в одном цифровом пространстве и получат доступ к документам. В системе будет аккумулироваться информация о состоянии объекта, что пригодится при планировании ремонта.

Работа по повсеместному внедрению ИТС ведется и в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги», которая призвана увеличить эффективность системы транспорта, снизить количество ДТП и привести дорожную сеть России в нормативное состояние.

Сегодня многие ключевые дороги строятся на основании государственно-частного партнерства. Это дает возможность привлекать крупных игроков дорожно-строительной отрасли к реализации важных проектов.

Например, группа компаний «Автобан» построила более 200 километров Центральной кольцевой дороги с применением BIM-технологий. ЦКАД — первый в России масштабный цифровой проект, который станет основой умной дорожной сети России. 

ЦКАД

ЦКАД АВТОДОР

©  Популярная Механика

Опубликовано: 8 октября 2021
↓