23.10.2021, 06:15
В 2007 году в Мексике нашли ободранный, лишившийся части деталей, порядком проржавевший автомобиль инопланетного вида. В находке с некоторым трудом опознали бесследно исчезнувший за 40 лет до этого Orbitron, уникальный кастомайзинговый проект дизайнера Эда Рота.
![Тим Скоренко](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/88e/88e545edde35609741213df92707087f_cropped_50x50.jpg)
![Автомобиль дня: Orbitron](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/697/697c23ab7b100cf0c605fdad12e9850b_ce_1024x546x0x121_cropped_666x444.jpg)
Эд Рот — кастомайзер-классик. Он родился в 1932 году, в 1950-х прославился созданием оригинальных хот-родов, а в 1960-х нашёл свой собственный стиль — инопланетного, космического вида обтекаемых спортивных автомобилей с визуальными элементами драгстеров. Он пережил все этапы культуры кастомайзеров — расцвет спорткаров 1950-х, футуристические 1960-е и закат 1970-х, а машины и мотоциклы продолжал делать до самой смерти в 2001 году. А в 1964-м он сделал «Орбитрон».
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/822/8222025d1a8c0dc16b9aed0ac0cbb6f5_cropped_666x444.jpg)
Такие автомобили делались как произведения искусства, как статуи Микеланджело или картины Марка Ротко, чтобы потом быть проданными ценителям и коллекционерам. «Орбитнон» считается одним из шедевров Рота. Рот спроектировал кузов и дизайн салона целиком самостоятельно, не опираясь ни на одну из существующих моделей. В качестве силового агрегата он использовал V-образную восьмёрку Chevrolet 1955 года.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/f75/f75f3ecd9cf03725ce2cd702da7d8f56_cropped_666x444.jpg)
Но машина оказалась настолько футуристической, что продать её толком не получилось. В итоге её в 1967 году за скромные $750 купил друг Рота, кастомайзер Даррел Старбёрд. А чуть позже — выгодно перепродал какому-то коллекционеру в Техас. И след «Орбитрона» потерялся. Известно, что в начале 1990-х машину продали в Мексику (это рассказал последний хозяин после обнаружения кастом-кара), но к тому времени удивительный асимметричный нос банально отпилили, чтобы ввинтить на его место дополнительную решётку радиатора для подачи воздуха к мощному двигателю.
![1960-е](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/2e5/2e5f971a1d1d6daefb58a880b86b34f8_cropped_666x412.jpg)
Интересно, что сам Рот никогда не беспокоился о судьбе своего шедевра, поскольку сам считал его неудачей (потому и продал так дёшево). И срез цветных фар спереди тоже был следствием этой неудачи — машина не могла реализовать весь потенциал двигателя из-за плохо подобранной компоновки. Другое дело, что компоновка тут отступала на второй план перед дизайном.
![Состояние](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/1ea/1ea04c3815a110a7d2a4824c21615514_cropped_640x480.jpg)
Снимок, сделанный Майклом Лайтборном. В таком состоянии он нашёл
Машину в 2007 году случайно опознал на улице мексиканского города Сьюдад-Хуарес реставратор Майкл Лайтборн. Автомобиль стоял перед секс-шопом, служа подставкой для рекламы. Лайтборн выкупил «Орбитрон», вернул в США и перепродал другому реставратору и кастомайзеру — Бо Бекману. Машину бережно отреставрировали, сохранив максимум оригинальных деталей. Интерьер воссоздавал престарелый Джо Перес — человек, который за полвека до этого делал его вместе с Ротом, а покраской занимался ещё более древний Ларри Уотсон, красивший машину в 1960-х.
![Фото](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/0a7/0a7c12a8a9aa8cc3ad12f86d0e6bb44b_cropped_640x480.jpg)