Аналоговая этика
Фрэнк Чэнь, венчурный инвестор, вкладывающийся в ИИ-стартапы, считает, что элементарные навыки, которые ребенок приобретает, прежде чем учится читать и писать, и которые сводятся к тому, что нужно хорошо обращаться с людьми, поступать этично и учитывать интересы других (всё это я называю «аналоговой этикой»), очень нам понадобятся во времена, когда значимость человека будет определяться его способностью взаимодействовать с другими. Чэнь пишет:
Фундамент, в который заложено много ЭИ [эмоционального интеллекта], и сострадания, и воображения, и креативности, — отличный трамплин для подготовки людей: врачей, умеющих найти лучший подход к больному; торговых представителей, решающих именно мои проблемы, а не чьи-то еще; кризисных консультантов, понимающих, когда именно ситуация становится критической, — к будущему, в котором главной движущей силой станет машинное обучение и людям с алгоритмами лучше действовать сообща.
Исследования показывают, что усвоение принципов аналоговой этики может положительно сказываться на жизни человека. В 2015 году были опубликованы результаты исследования, участников которого отслеживали с детского сада и до раннего взрослого возраста. Те из них, у кого были хорошо развиты просоциальные, некогнитивные навыки: позитивность, эмпатия и умение управлять своими эмоциями, — чаще добивались успеха во взрослом возрасте.
Маленьким детям, конечно, всегда прививали основополагающие навыки: их учили, что нужно делиться, играть по правилам, извиняться. Но теперь в школах начали разрабатывать подробные программы, главная цель которых — культивировать доброту. Программа «Истоки эмпатии», разработанная канадским педагогом Мэри Гордон и развивающая у школьников способность к эмпатии и эмоциональную грамотность, применяется в четырнадцати странах, в том числе США, Южной Корее и Германии.