Актуально для платформы: PC
О свободе можно говорить по-разному. Можно кричать на митингах и собраниях или тихо её обсуждать. Можно снять об этом фильм, написать книгу, статью, манифест. А вот авторы A Juggler’s Tale рассказали об этом в формате видеоигровой сказки, кукольного представления, которое только поначалу кажется детским и милым.
Вся жизнь — спектакль, я в ней актёр
Играем мы за Эбби. Не пугайтесь, это не женщина-качок, сбежавшая от Элли в приключение попроще, а девочка, работающая артисткой в бродячем цирке — она умеет жонглировать, ходить по канату и дружит с большим медведем. Правда, ещё она — марионетка, подвешенная за нити, убегающие в самое небо. А управляет ею и всеми персонажами (то есть дергает за ниточки) невидимый рассказчик, он же местный демиург, создавший этот мир и всех его обитателей.
Начинается всё мило — Эбби под аплодисменты зрителей участвует в номере. А вот после этого девочку запирает в клетке местный Карабас-Барабас, управляющий цирком (а им, в свою очередь, управляет рассказчик). Так было и, кажется, будет всегда, но в этот раз что-то изменилось. И Эбби решает сбежать при поддержке мишки и местных крыс.
Рассказчик этому несколько удивлён, но виду поначалу не подаёт и даже решает подыграть девочке, помогая ей. А помощь ей понадобится — Эбби ждёт немало препятствий — «Карабас-Барабас, бурная речка, развесистые деревья и большой паук.
Потом её начинают преследовать бандиты, которых управляющий цирком нанял, чтобы поймать наглую девчонку. Всех дёргает за ниточки невидимый рассказик, комментируя события забавными стишками. И если Эбби в процессе, например, падает в речку или с обрыва, то за эти же нити он её вытаскивает и снова ставит на землю.
«Держи меня, соломинка и ниточка».
Короны примеряют пешки
Поначалу всё это кажется милой сказочкой про то, как маленькая актриса с помощью зверушек (она им тоже помогает) бежит от злодея. Сказка эта очень красивая и стильная внешне и необычно, творчески подаётся — нитки персонажей участвуют в геймплее, а история рассказывается стишками.
Однако вскоре всё кардинально меняется. Сказка превращается в драму про борьбу за освобождение от нитей, которыми нас привязывают обстоятельства, долг, принципы, предрассудки, семья, окружение, обязательства или вот очередной тиран, возомнивший себя хозяином всего вокруг.
Напряжение нарастает, темнеют краски, появляются трупы, следы разрухи и войны. А для Эбби появляются более сложные препятствия — то из горящего дома сбежать, то выжить на утлой лодочке во время шторма, преодолев огромную воронку и преследующих Эбби бандитов.
Ну и надо, конечно, видеть и слышать, как меняется поведение рассказчика, который переходит с забавных стишков на экспрессивную и порой нецензурную прозу. Показано это очень эмоционально — проникаешься происходящим, искренне переживая за смелую девчонку.
Придворный актёр умён и хитёр
На всём протяжении этого короткого, часа на два, приключения A Juggler’s Tale представляет собой пазл-платформер с упором на физику. Эбби умеет передвигать ящики и крутить лебёдки (думаю, не нужно пояснять зачем), поджигать факелы, чтобы уничтожать препятствия, а также прицельно кидаться предметами, которыми можно сбить, например, ведро.
Есть также стелс-эпизоды, акробатические упражнения, заставляющие раскачиваться на верёвках, а также адреналиновые побеги от врагов, когда нужно вовремя прыгать, чтобы не попасться.
Но всё это знакомо и традиционно. Интереснее, когда в загадках задействуются те самые нити. Они могут задевать какую-нибудь балку и цепляться, мешая нам пройти дальше. Или мы можем специально цеплять предметы — например, так мы подвинем желоб, по которому потечёт вода в корыто для коровы — бурёнка пойдёт к нему, а привязанные к ней нити сдвинут лопасти мельницы и откроют нам проход. А ещё весело заманивать в ловушки врагов, чтобы они своими нитями зацепились за что-нибудь и не смогли до нас добраться.
В целом ничего особенно сложного, но находчивость проявить придётся, да и выглядят такие пазлы свежо. Жаль только, что порой из-за честной физики персонажем и нитями не очень удобно управлять. Плюс пару раз игра просто зависала — приходилось использовать магию Ctrl + Alt + Del.
A Juggler’s Tale — приключение короткое, но яркое и запоминающееся креативной подачей, глубоким, хотя и далеко не новым смыслом и интересными фишками в геймплее. Однако до нашего «Изумительно» ей не хватает масштаба, полноценности высказывания, более интересных и комфортно реализованных с точки зрения управления пазлов и технической безупречности. Что, впрочем, не мешает с удовольствием провести за этой игрой осенний вечер.
Плюсы: увлекательная история; креативная подача; забавные пазлы с участием нитей и физики; красивая картинка; очень выразительная озвучка некоторых персонажей.
Минусы: игра очень короткая; помимо оригинальных пазлов много таких, которые мы уже видели в других приключениях; редкие, но критические баги.