28.10.2021, 11:05
Археологи проанализировали маску сиканской культуры из Перу, найденную 30 лет назад. В красной краске, которая была нанесена на нее, обнаружили следы человеческой крови.
Journal of Proteome Research
Эта маска датируется примерно 1000 годом нашей эры. Ученые теперь обнаружили в краске, покрывающей ее, следы человеческой крови и белок куриных яиц
Сиканская культура существовала в период с IX по XIV века. Ее представители жили вдоль северного побережья современного Перу. В период Среднего Сикана (около 900–1100 гг. н. э.) металлурги изготовили ослепительное множество золотых предметов, многие из которых остались в гробницах вместе с умершими представителями знати.
Тридцать лет назад археологи раскопали гробницу знатного мужчины возраста 40–50 лет из сиканской культуры Перу — общества, существовавшего до инков. Перевернутый скелет мужчины, сидевшего в кресле, был выкрашен в ярко-красный цвет, как и золотая маска, закрывавшая его оторванный череп. В новой работе исследователи обнаружили, что в дополнение к красному пигменту краска на маске содержит также белки человеческой крови и птичьих яиц.
В своей работе исследователи проанализировали небольшой образец красной краски с такой маски. Инфракрасная Фурье-спектроскопия показала, что образец содержит белки, поэтому команда провела протеомный анализ с использованием жидкостной хроматографии с тандемной масс-спектрометрией. Ученые идентифицировали шесть белков крови человека в красной краске, включая сывороточный альбумин и иммуноглобулин G.
Другие белки, такие как овальбумин, оказались получены из яичных белков. Поскольку белки были сильно деградированы, исследователи не смогли определить точный вид птицы, яйца которой использовались для изготовления краски, но вероятным кандидатом на эту роль авторы считают мускусную утку. Идентификация белков человеческой крови подтверждает гипотезу о том, что расположение скелетов было связано с желаемым «возрождением» умершего лидера Сикана при помощи краски, содержащей кровь. Эта краска покрывала скелет человека и маску для лица, символизируя его «жизненную силу».
Статья исследователей опубликована в Journal of Proteome Research.