Ученые из НИУ ВШЭ выяснили, на что следует делать акцент, чтобы соблюдение антиковидных мер было более эффективным
Почти с самого начала пандемии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) запустила медиакампанию «Оставайтесь дома. Спасайте жизни». В ней ВОЗ подчеркивала, что риску подвергается не только сам человек, но и другие люди, в том числе и незнакомцы.
Команда ученых из Высшей школы экономики проверила, какая из двух стратегий поведения россиян — защитить себя или позаботиться о других — поможет государству эффективнее бороться с пандемией. В ходе исследования они провели два онлайн-эксперимента, во время которых представили 2200 участникам описания различных ситуаций, связанных с пандемией COVID-19. Ученые отслеживали, как меняется решимость респондентов жертвовать своими правами, поддерживать ограничительные меры и введение уголовной ответственности за несоблюдение этих мер.
В результате исследователи обнаружили, что выбор поведенческой стратегии зависит от ценностей человека. Если человек разделяет просоциальные ценности, признает значимость достижения блага для всех людей, а не только для себя, он оказывается более восприимчивым к информации, подчеркивающей риски для других людей, а не для него лично.
«Таким образом, призывы носить маски и соблюдать социальную дистанцию, обоснованные заботой об окружающих, находят отклик лишь среди носителей соответствующих ценностей, — отмечает один из авторов статьи, младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта Кирилл Чмель. — А для тех, кто не разделяет просоциальные ценности, следует подчеркивать в первую очередь личные угрозы и риски, связанные с заражением коронавирусом».