25.10.2021, 15:52
Как вы думаете, что делает фильмы ужасов такими страшными? Внезапность? Уродливые маски злодеев? Кровь? А может, все дело в музыке? Почему же у нас бегут мурашки от жутких звуков…
Это ведь всего лишь музыка! Да ведь?!
Достаточно трудно понять какой-то отдельный элемент, который делает музыку страшной. Но исследователи все равно пытаются понять этот феномен. На сегодняшний день есть лишь одна доказанная теория: жуткая музыка имитирует звуки человеческого крика.
Считается, что любая музыка передает определенные чувства. Некоторые ассоциации между песнями и нашими переживаниями выявить трудно, другие — легко. Кейтлин Тревор, исследователь музыкального познания в Цюрихском университете, объясняет, что мелодия может звучать для нас «счастливо», если ноты подпрыгивают, как и наша речь, когда мы в хорошем настроении.
С этой точки зрения, и смех, и крики очень легко копировать в музыке, ведь они очень отчетливы. «Многие из этих звуков похожи на шаблон в вашей голове», — говорит Тревор. «Это то, что наше подсознание пытается уловить: отражает ли мелодия те же сигналы, которые мы слышим в речи?».
Чтобы проверить это, Тревор и ее коллеги записали звуки криков некоторых людей и собрали фрагменты музыки, написанной для пиковых моментов напряжения в фильмах ужасов, например, во время нападения монстра.
Когда ученые воспроизвели аудиодорожки в лаборатории, добровольцы оценивали крик более негативным звуком, чем другие человеческие звуки. Это также было справедливо и для музыки из хорроров. Помимо этого, авторы эксперимента сравнили определенные характеристики самого звука (как криков, так и музыки из кино). Они обнаружили, что оба звука роднит «скрежещущий мотив». Например, когда мы кричим всю ночь любимые песни на концерте, а утром просыпаемся без голоса, и стонущий звук виолончели.
Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, США, и Кингстонского университета в Великобритании провели аналогичное исследование и получили такие же результаты. Дорожки со скрежещущими звуками пугали участников эксперимента, когда обычная музыка не вызывала таких эмоций.