Chris DeGraw/Digital Trends, Getty Images
Наша способность усваивать информацию и запоминать зависит от времени суток. Исследования показывают, какие задачи лучше всего сделать утром, а какие — отложить на потом
Несмотря на то, что мы можем получить доступ к информации, когда захотим, наша способность усваивать и понимать эту информацию не столь гибкая. Как оказалось, процесс обучения в одно время суток может протекать эффективнее, чем в другое. Это происходит благодаря сложному комплексу физических процессов, известных как циркадные ритмы, которые регулируют множество процессов, начиная от сна и заканчивая пищеварением. Они также являются неотъемлемой частью того, как мы обрабатываем и храним информацию.
Циркадные ритмы обеспечивает супрахиазматическое ядро — небольшая область в гипоталамусе. Гены биологических часов, расположенные в клетках этой области, экспрессируются через регулярные промежутки времени. Они координируют экспрессию генов в других клетках мозга и во всем организме, что приводит к удивительно предсказуемому каскаду функций, определяющих наш уровень бодрствования, и, следовательно, способность воспринимать и обрабатывать информацию. Это, в свою очередь, формирует то, как мы создаем воспоминания, интегрируем их в нашу существующую базу знаний и возвращаемся к ним.
Экспериментальное нарушение циркадных ритмов у животных, таких как хомяки, привело к серьезным нарушениям в формировании памяти. Аналогичный эффект наблюдался у летных экипажей, которые регулярно пересекают несколько часовых поясов. Это подчеркивает влияние циркадных ритмов на процессы познания и обучения. Многочисленные исследования показали, что определенные периоды времени лучше других подходят для обучения — вероятно, это следствие доступности энергии. Формирование воспоминаний — это энергоемкий процесс, и, в зависимости от времени суток, у организма может быть разное количество энергии, доступное для кодирования информации за счет формирования новых синапсов.