Актуально для платформы: PC
Внимание: спойлеры! С Inscryption лучше знакомиться, зная об игре как можно меньше.
Давайте считать так. Я стал Люком Кардером, начал проходить Inscryption, игра в итоге получила доступ к моему компьютеру и удалила мой обзор с сайта. И вообще сказала, что всё это неправда. А я, в свою очередь, уподобился ей и включил режим изощрённого постмодернизма — тот, первый обзор, был такой же ловушкой, как и вся промоушен-кампания Inscryption, новой игры Дэниела Маллинса (Daniel Mullins), автора культовых Pony Island и The Hex. Вы тоже поверили, что это всего лишь хоррор-версия Slay the Spire и Hearthstone? Что ж, теперь вы заслужили истинную концовку и настоящий обзор.
Будь как дома, путник
Вся Inscryption — это большая матрёшка, где есть игра в игре, которая игра в игре. А под поверхностью обнаруживается и второе, и третье, и четвёртое дно. На поверхности же это действительно смесь из Slay the Spire и Hearthstone, приправленная фирменными для Маллинса мраком, насилием и сносом четвёртой стены.
В каком-то проклятом старом доме мы играем в карты с неизвестным до поры до времени Лешим, который, как потом выяснится, больше похож на Лесника из клипа «Короля и Шута». Проиграли — и он нас убивает, протянув свои тощие страшные руки к горлу. Но перед этим просит составить из свойств других карт уникальную (так мы фактически формируем редкие карты, которые с определённым шансом будут попадаться в следующих забегах) и делает наше фото на память, издевательски попросив сказать «Сыыыр!».
При этом действующие лица в колоде — это в основном звери и насекомые: белки, мишки, волки, пчёлы, дикобразы, горностаи и так далее. Каждое существо имеет показатели атаки и защиты, стоимость использования и уникальные свойства (порой очень необычные). Но для их применения придётся пожертвовать другой картой, получив нужное количество единиц крови или костей. Эта механика жертвоприношения действительно интересная и заставляет по новому взглянуть на привычные тактики.
Сам принцип перемещения взят из Slay the Spire — есть карта местности с ветвящимися дорожками, по которым мы шагаем к боссу главы. По пути будут попадаться новые драки, торговцы, возможность взять реликвию или расходники, улучшить существо, выбрать новое или даже создать более мощное из двух одинаковых.
Но надо видеть, как это всё преподносится. Играем с видом от первого лица, победы исчисляются зубами на чаше весов, которые, если что, можно вырвать и у себя, используя пассатижи (один из расходных предметов). Есть ещё ножницы, позволяющие взять и разрезать карту врага, крюк, чтобы украсть существо противника, нож, которым вы… выколете себе глаз и сразу выиграете раунд.
Выглядит очень натуралистично — первый раз я даже вздрогнул.
Да, всё подаётся очень неуютно, натуралистично и зловеще. Существ и на карте приходится постоянно приносить в жертву или улучшать, грея у костра под тянущиеся к ним ручки голодных выживших. Даже когда встреченный на карте персонаж пытается создать из двух одинаковых животных новое, более мощное, он просит отвернуться — дескать, лучше на это не смотреть, будет страшно. И начинает кромсать… Кстати, всех встречных-поперечных Леший отыгрывает сам, просто меняя маски, от чего становится ещё больше не по себе. А уж какие тут неприятные, интересные и сложные боссы…
Побег
Но на самом деле всё это — игра внутри другой игры, цель которой — выяснить, что тут происходит и сбежать из лап маньяка. Тут начинается хоррор-квест с видом от первого лица в духе Escape room. Мы можем вставать из-за стола, ходить по мрачной комнате, безуспешно пытаясь открыть дверь наружу под тяжёлым взглядом красных глаз Лешего, сверкающих где-то там, во тьме угла.
А ещё есть сейф, запертый на ключ шкаф с пазлами, часы, где нужно правильно выставить стрелки, и какие-то фигурки, с которыми нужно взаимодействовать. Причём подсказки дают… некоторые карты. Так, с самого начала с нами общается горностай, потом к нему присоединяется таракан. Вместе они явно недовольны происходящим, постоянно на что-то намекают («Обрати внимание на этого волка в клетке!») и просят помочь — то ли придумать план побега, то ли вывести Лешего на чистую воду и остановить весь этот кошмар.
Как говорится, и смех и грех. В любом случае идёт развивается метаистория, которая скрыта за всеми этими карточными битвами.
Четвёртую стену сломали
А главный герой этой метаистории, связующее звено между всем, что здесь происходит, — это, как выясняется, настоящий, живой человек Люк Кардер, блогер и фанат карточных «декбилдеров», который случайно обнаружил единственную (и, кажется, проклятую) цифровую версию винтажной игры под названием Inscryption и в итоге… Ну, в общем, сами узнаете. Тут уже начинается натуральная «Ведьма из Блэр» — с кучей «живых» видеороликов, снятых в соответствующем стиле.
В перерывах между ними идут уже другие игры. По сути, все они тоже являются вариациями на тему ККИ, но со своими фишками и новыми правилами, которые всегда интересно обыгрывают и меняют известные механики. Помимо колоды зверей появляются колоды мага, нежити, роботов, которыми можно лично управлять, прицеливаясь из снайпер-бота. Только подаётся это всё в разных форматах. Один напоминает типичную игру, сделанную на RPG Maker, — «пиксели», исследование мира, общение с персонажами и решение загадок.
Другая игра— это уже перемещение между комнатами, где можно найти торговца, станцию для сохранения, новых врагов и так далее. Но никуда не девается и хоррор-квест с видом от первого лица и необходимостью решать головоломки. Потом уже начинается такое… Впрочем, вы заслуживаете шанса самим узнать, что будет потом. Могу лишь сказать, что такой безумный постмодернизм и снос «четвёртой стены я видел только в работах того же Маллинса (хотя в Inscryption он, кажется, и себя превзошёл) и в Doki Doki Literature Club!
Финал этого безумного приключения, как и положено в таких случаях, оставляет больше вопросов, чем даёт ответов, — а как иначе в такой многослойной игре, которая и не игра вовсе, а, скорее, отвязный эксперимент? Не зря обсуждение Inscryption в Steam (и не только) пестрит вопросами, а зачем эти координаты, а к чему эти шифры. Зная творчество Маллинса, понимаешь (ну, или хочешь верить), что тут есть ещё не раскрытые тайны, возможно даже другие концовки и игры. Главное, чтобы, пока вы их ищете, Inscryption не удалила вашу операционную систему, а к вам в дверь не постучали…
Дэниел Маллинс провернул одну из самых грандиозных мистификаций в истории видеоигр. Да, в корне это по-разному поданные, но всё равно вариации на тему ККИ, разбавленные хоррор-квестом. Но вот метаистория и метаидея совсем другие. И то, как автор с безумной улыбкой этим жонглирует… После Inscryption вы уже не сможете играть в ККИ так, как раньше, — всегда будете ждать подвоха и искать второе дно. В ловушку Маллинса угодил не только я, но и некоторые другие журналисты. Хотя стоило быть готовым — Pony Island ведь тоже совсем не про поняшку!
Что ж, это действительно мегакруто, мегаконцептуально и мегагениально (хотя местами и затянуто) — как минимум, вровень с Undertale и Doki Doki Literature Club! А недоумённые вопросы, что тут вообще происходит, в итоге сменяются осознанием того, что мы только что прикоснулись к шедевру. Но знаете, я теперь буду обходить стороной творчество Дэниела Маллинса — лучше удалю поскорее Inscryption с компьютера от греха подальше. Или выслать ему её обратно? Знает кто-нибудь адрес? Погодите, ко мне кто-то стучит в дверь. А, это Кунгуров и Маковеев. А что это у вас руках? Но я ведь уже изви…
Плюсы: гениальная постмодернистская концепция, где смешиваются жанры и игры, которые на самом деле разворачиваются в других играх; очень оригинальный взгляд на привычную механику и антураж карточных игр — таких ККИ вы ещё не видели; непростой, но увлекательный геймплей, мешающий разные жанры; фирменное сочетание чёрного юмора, хоррора и слома четвёртой стены от Дэниела Маллинса; отличная работа со звуком и шикарный саундтрек.
Минусы: местами карточный геймплей кажется затянутым.