Главная » Статьи » Владимир Елисеев, «Инфосистемы Джет»: Enterprise-сегмент начал жить по правилам интернет-компаний

Владимир Елисеев, «Инфосистемы Джет»: Enterprise-сегмент начал жить по правилам интернет-компаний

Бизнес

18 Октября 2021 10:3318 Окт 2021 10:33 |

Поделиться

В ИТ-бизнесе десятилетиями выживают только те компании, которым удается раз за разом быть лидерами технологических изменений. 2020 г., помимо перемен на ИТ-фронте, принес серьезные потрясения для бизнеса. О том, как научиться раз за разом преодолевать внешние шоки, как из множества трендов выбрать ключевые и почему сервисные компании всегда будут пользоваться спросом, в интервью CNews рассказал Владимир Елисеев, генеральный директор компании «Инфосистемы Джет».

«Бизнес и ИТ стали единым целым»

CNews: Владимир, рынок сейчас переживает очень странный период, какого, наверное, еще не случалось. Насколько успешно «Инфосистемы Джет» проходят его?

Владимир Елисеев: ИТ-рынок изменяется непрерывно, потому что существует на стыке бизнеса и мира технологий. С одной стороны, технологические инновации трансформируют бизнес-процессы. С другой, потребности бизнеса меняют подходы к разработке и выбору технологий.

Последние несколько лет Enterprise-сегментживет под влиянием трендов, пришедших к нам из крупных интернет-компаний, таких как Amazon. Это в первую очередь ускорение цикла разработки. Более 20 лет эти цифровые игроки строят технологические процессы таким образом, чтобы сократить параметр Time-to-Market, то есть время превращения идеи в реальное преимущество для конечного пользователя, выпуска на рынок нового продукта или функции. Очень быстро эту ориентацию подхватили ритейл и финансовый сектор, готовые на многое, чтобы сделать предложение клиенту первым и не опоздать.

Сегодня почти все компании хотят быстро реализовать бизнес-идеи и тестировать гипотезы, ведь только так на насыщенных рынках можно сохранять конкурентоспособность. Бизнес и ИТ становятся одним целым. Поэтому ускорение цикла разработки и, соответственно, спрос на подход DevSecOps растет и среди наших заказчиков. С этим же связан и рост интереса к open source-решениям. Масштаб интернет-гигантов не позволяет им закрыть все потребности коммерческим софтом: он дорогой, и компания его не контролирует. Сейчас этот тренд пришел и в Enterprise. Мы действительно начали жить по правилам интернет-компаний.

CNews: Это хорошо или плохо?

Владимир Елисеев: Это данность. Экономика отдельных продуктов или целых корпораций зависит от того, кто прибежит к промежуточному финишу быстрее. Наша задача — чтобы к финишу первыми прибежали наши заказчики. Поэтому мы сейчас интенсивно развиваем компетенции в DevSecOps и работаем с открытым ПО. Только за прошлый год «Инфосистемы Джет» реализовала более 10 проектов на базе контейнерных технологий. Также мы создали собственную лабораторию DevSecOps, инвестировав в нее более 10 млн рублей. Направление стало ключевым в стратегии развития на этот год. Заказчики массово переходят на open source, но ресурсов для этого, прежде всего человеческих, им не хватает. Мы можем предложить и ресурсы, и экспертизу. Кстати, в нашем сервисном направлении доля услуг по поддержке и администрированию решений на основе open source также увеличилась на 25%.

«Против нас воюют уже не мелкие хулиганы»

CNews: Но значение классической сервисной поддержки сохранилось?

Владимир Елисеев: В ситуации серьезных изменений растут требования к сервису. Парадокс хорошей эксплуатирующей организации состоит в том, что у нее грамотно выстроены процессы, и почти ничего не ломается. И когда все-таки что-то выходит из строя, у людей просто нет опыта решения подобных проблем. Сервис же дает компаниям специалистов с набитой на таких поломках рукой, и они могут быстро разобраться, диагностировать и все починить в стрессовых условиях. Это, скорее всего, никогда не изменится. И несмотря на то, что в нашем сервисном центре есть активное движение в сторону открытого ПО, развитие экспертизы по решениям крупных вендоров и важность классического сервиса все еще никто не отменяет.

CNews: Какие перемены произошли в традиционном для вас направлении ИБ-безопасности?

Владимир Елисеев: Здесь идет непрекращающаяся война, и, в отличие от других секторов, мы имеем дело не столько с технологиями и железом, сколько с людьми. Одна из наиболее заметных и интересных произошедших перемен — против нас «воюют» уже не мелкие хулиганы, а хорошо организованный бизнес с выстроенными процессами и развитой инфраструктурой. Поэтому концепция «средневековой крепости» устарела, и вместо нее теперь мы используем «Модель Аэропорт». По территории аэропорта перемещается огромное количество людей, и мы не можем гарантировать, что злоумышленник не попадет внутрь, но должны исключить, что он сможет добраться незамеченным до критически важного места. Для этого аэропорт делится на множество контролируемых зон, и в каждой применяются свои инструменты мониторинга и защиты.

CNews: Как эта модель реализуется в ИБ?

Владимир Елисеев: Мы, конечно, защищаем периметр, но подразумеваем, что через него, скорее всего, проберутся, и на этом этапе ключевая задача — найти и обезвредить. В плане технологий сейчас больше фокус на максимальной автоматизации реагирования и обогащении инцидентов данными в случае некритичных для бизнеса сценариев. Например, мы используем данные киберразведки, чтобы подготовиться к планируемой атаке еще до ее начала. Следующая задача — максимально затруднить передвижение злоумышленника по инфраструктуре. Для этого мы можем изменять бизнес-процессы, совершенствовать саму инфраструктуру и применять традиционные средства защиты. И, безусловно, нужны регулярные проверки того, что получилось: не только пентесты, но и непрерывная имитация взлома и киберучения. Последние лучше проводить в специально спроектированных полигонах, моделирующих среду компании.

«Зависимость от ИТ оказалась гораздо сильнее»

CNews: Вы сказали про удаленный доступ. Как «Инфосистемы Джет» прошла испытание удаленной работой, и что нового вам принес этот опыт?

Владимир Елисеев: Прошлый год показал, насколько сильна наша зависимость от ИТ. Это сложно осознать, если все сотрудники компании находятся на одной территории, но становится ощутимым, когда они разъезжаются по нескольким регионам страны. Тогда критичными становятся не только корпоративный биллинг или ERP-система, но и самый банальный Word и инструменты командной работы.

CNews: Для вас Word не стал критичным?

Владимир Елисеев: Нам в каком-то смысле повезло: мы модернизировали нашу инфраструктуру за год до начала пандемии. Виртуализировались, оборудовали комнаты для видеоконференций, практиковали удаленные форматы для работы и встреч. Поэтому мы оказались готовыми быстро и без паники обеспечить сотрудникам условия для эффективной дистанционной работы. Тем не менее мы еще раз убедились, что в очень многих сферах важен момент живого общения для обмена идеями, поддержки командных процессов и так далее.

CNews: Есть ли какие-то общие тенденции, которые справедливы в целом для ИТ-рынка?

Владимир Елисеев: Конечно. Это перенос функциональности со специализированного железа в софт на стандартных процессорах. Этот тренд сильно влияет на конкуренцию на ИТ-рынке и серьезно изменит его ландшафт в будущем. Порог входа уже сейчас снижается: если не нужно производить специализированное железо, то объем требуемых для старта инвестиций уменьшается в разы. Когда софт начинает делать то, что раньше было доступно только на специализированном железе, вы не привязаны к конкретным точкам на карте и можете создавать продукт и в Китае, и в России, и в Индии. И тогда вопрос получения преимущества на рынке зависит не от ваших ресурсов, а от ваших идей. Для нас это означает не только появление новых конкурентов, но и появление новых возможностей.

«Мы, как всегда, будем инвестировать в себя»

CNews: Как среди этого множества трендов выбрать те, что принесут компании реальное преимущество на рынке?

Владимир Елисеев: Мы стали свидетелями очень значимого технологического события, какого не было, пожалуй, последние два десятилетия: выпуск первого ноутбука на базе процессора с ARM-архитектурой. Это, действительно, революция, и теперь мы регулярно читаем новости, что та или иная компания пытается в нее включиться. В случае столь ярких событий это верный подход. Цена просчета — не только деньги, но, возможно, весь бизнес. Задача любой ИТ-компании — раз за разом оказываться в числе проводников лидирующих технологий, быть первопроходцем. И в этом смысле «Инфосистемы Джет» была и остается компанией, которая умеет работать с изменениями. В 2021 году исполняется 30 лет, как мы это делаем.

CNews: Как удается сохранять позиции в эпоху избыточного предложения?

Владимир Елисеев: Сейчас большинство продуктов разрабатывается независимыми командами, которые никак друг с другом не синхронизируются, но ведь в итоге ПО должно работать в связке внутри конкретного предприятия — соответственно, у вас должен быть кто-то, кто понимает, как собрать воедино разные версии разных продуктов и какие патчи установить сверху. Мы умеем это делать: умеем, возвращаясь к самому первому вашему вопросу, работать в условиях череды технологических шоков (со знаком плюс).

CNews: Какой у вас сейчас план развития компании? Во что вы будете инвестировать свои деньги?

Владимир Елисеев: Будем инвестировать в себя, как мы всегда и поступали. У нас есть ключевые направления, в которых мы уже состоялись и известны. Это вычислительные центры как внутренняя и как инженерная инфраструктура, телекоммуникационные сетевые решения, сервис и аутсорсинг, безопасность. В софтверную разработку мы уже давно «играем», но по своим правилам. Если мы начинаем новое, оно должно увеличивать ценность того, что уже есть. Несколько лет в «Инфосистемы Джет» развивается направление машинного обучения. Но сегодня это не какие-то изолированные компетенции, а подход, который мы применяем и в ИБ, и в заказной разработке, и в администрировании, и в других областях. Поэтому главное намерение — развивать новое, чтобы с его помощью приумножать и совершенствовать созданное за 30 лет.

Полный текст статьи читайте на CNews

Опубликовано: 18 октября 2021
↓