Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Inno3D GeForce RTX 3070 Ti X3 OC 8 ГБ 256-битной GDDR6X
Кратко о главном
В начале всех обзоров серийных видеокарт мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.
Наши тесты показали, что GeForce RTX 3070 Ti отлично подходит в «классических» играх без использования трассировки лучей в разрешении 4К при условии максимального качества графики, то же самое справедливо и для игр с использованием трассировки лучей при задействовании умного антиалиасинга DLSS, а остальные игры с RT (но без DLSS) будут играбельны в 2.5K при максимальном качестве графики. Ближайший конкурент — Radeon RX 6800. Видеокарта Inno3D в этом плане почти полностью аналогична референс-карте (условный фабричный разгон мало чего дает в реальности).
Характеристики карты
Компания InnoVision Multimedia Limited основана в 1998 году в Гонконге. Штаб-квартира — в Гонконге. Производство — в Китае.Вся продукция идет под брендом Inno3D. Когда-то от Inno3D поставлялись видеокарты на базе разных чипмейкеров, включая S3, однако после того, как крупнейший китайский производитель плат/карт PC Partner выкупил контрольный пакет и стал владельцем InnoVision, фокус производства видеокарт сконцентрировался на GPU Nvidia. Продукция поставлялась на российский рынок как noname примерно до 2002 года. Общая численность персонала (дизайнеры, маркетинг и продажа) — примерно 100 человек (технические специалисты и инженеры — в PC Partner).
Inno3D GeForce RTX 3070 Ti X3 OC 8 ГБ 256-битной GDDR6X | ||
---|---|---|
Параметр | Значение | Номинальное значение (референс) |
GPU | GeForce RTX 3070 Ti (GA104) | |
Интерфейс | PCI Express x16 4.0 | |
Частота работы GPU (ROPs), МГц | 1785(Boost)—1935(Max) | 1770(Boost)—1950(Max) |
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц | 4750 (19000) | 4750 (19000) |
Ширина шины обмена с памятью, бит | 256 | |
Число вычислительных блоков в GPU | 48 | |
Число операций (ALU/CUDA) в блоке | 128 | |
Суммарное количество блоков ALU/CUDA | 6144 | |
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) | 192 | |
Число блоков растеризации (ROP) | 96 | |
Число блоков Ray Tracing | 48 | |
Число тензорных блоков | 192 | |
Размеры, мм | 300×110×40 | 280×100×37 |
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой | 2 | 2 |
Цвет текстолита | черный | черный |
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт | 293 | 290 |
Энергопотребление в режиме 2D, Вт | 30 | 30 |
Энергопотребление в режиме «сна», Вт | 11 | 11 |
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА | 37,0 | 34,6 |
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА | 18,0 | 18,0 |
Уровень шума в 2D (в простое), дБА | 18,0 | 18,0 |
Видеовыходы | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a | 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a |
Поддержка многопроцессорной работы | нет | |
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения | 4 | 4 |
Питание: 8-контактные разъемы | 2 | 1 (12-контактный) |
Питание: 6-контактные разъемы | 0 | 0 |
Максимальное разрешение/частота, Display Port | 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц) | |
Максимальное разрешение/частота, HDMI | 3840×2160@120 Гц (7680×4320@60 Гц) | |
Розничные предложения карты Inno3D | около 104 тысяч рублей на момент подготовки обзора |
Память
Карта имеет 8 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K256M32JE-19) рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 4750 (19000) МГц. Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.
Особенности карты и сравнение с Nvidia GeForce RTX 3070 Ti FE
Inno3D GeForce RTX 3070 Ti X3 OC (8 ГБ) | Nvidia GeForce RTX 3070 Ti FE (8 ГБ) |
---|---|
вид спереди | |
вид сзади | |
Карта у Inno3D получилась значительно более длинной в силу установленной на ней СО больших размеров (опять же, по длине). Суммарное количество фаз питания у GeForce RTX 3070 Ti FE — 12, а у карты Inno3D — 10. При этом распределение фаз такое: у GeForce RTX 3070 Ti FE — 9 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, а у карты Inno3D — 8+2.
Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Для управления схемой питания GPU используется ШИМ-контроллер uP9512R (uPI Semiconductor), расположенный на лицевой стороне платы.
На оборотной стороне имеется ШИМ-контроллер uP1666Q (uPI Semiconductor), который управляет 2-фазной схемой питания микросхем памяти.
В преобразователе питания GPU, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае AOZ5332QI (Alpha & Omega Semiconductor), каждая из которых рассчитана максимально на 50 А.
В силовом преобразователе для микросхем памяти используются решения той же uPI (ex-Ubiq).
Также на обратной стороне можно заметить контроллер uS5650Q (uPI Semiconductor), который отвечает за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).
Контроллера подсветки нет по причине отсутствия ее так таковой.
Штатные частоты памяти у карты Inno3D равны референсным значениям, а частота работы ядра чуть-чуть повышена в Boost-режиме — вероятно, этим и обусловлено наличие суффикса ОС в названии карты. Правда, на практике разница в 15 МГц не сказывается вообще никак, поэтому данная карта Inno3D по производительности полностью повторяет референс-карту.
Учитывая, что предел потребления у карты поднять выше 100% невозможно, ручной разгон не имеет смысла (я пробовал поднимать частоты, однако общий прирост производительности все равно был не выше 2%).
Питание на карту Inno3D подается через два 8-контактных разъема.
Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Inno3D TuneIT. Впрочем, учитывая, что разгонять карту практически бессмысленно, а подсветки у нее нет, необходимость использовать эту программу не очевидна. К тому же последняя версия программы не распознает GeForce RTX 3070 Ti (выводит «GeForce RTX 3070»).
Нагрев и охлаждение
Перед нами двухсекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, припаянными к никелированной подошве, контактирующей с GPU и микросхемами памяти.
Преобразователи питания VRM охлаждаются с помощью отдельных подошв на том же радиаторе.
Задняя пластина служит не только элементом защиты PCB, но и участвует в охлаждении оборотной стороны платы через термоинтерфейс.
Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅95 мм, имеющими большое количество лопастей.
Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.
Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:
После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура не превысила 73 градусов по ядру и 84 градусов на микросхемах памяти, что нормально для карт такого уровня. Энергопотребление карты доходило до 293 Вт. Напомним, что безопасный предел нагрева памяти GDDR6X — 105 °C.
Если в случае с GeForce RTX 3080 Ti X3 использование двухслотовой СО приводило к очень высокому нагреву памяти (да и ядра), то для GeForce RTX 3070 Ti этого кулера вполне достаточно.
Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев:
Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, в основном около ядра.
Шум
Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.
Режимы измерения:
- Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
- Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
- Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark
Оценка градаций уровня шума следующая:
- менее 20 дБА: условно бесшумно
- от 20 до 25 дБА: очень тихо
- от 25 до 30 дБА: тихо
- от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
- от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
- выше 40 дБА: очень громко
В режиме простоя в 2D температура была не выше 35 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.
При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.
В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 73/84 °C (ядро/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 2200 оборотов в минуту, шум вырастал до 37,0 дБА: это отчетливо слышно, даже громко. В видеоролике ниже можно оценить, как вырастает шум (он фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).
Подсветка
Подсветки у карты нет.
Комплект поставки и упаковка
Комплект поставки, кроме традиционного руководства пользователя ничего больше не включает.
Результаты тестирования, конфигурация
Конфигурация тестового стенда
Список инструментов тестирования
Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.
- Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
- Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.2
- Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
- Assassin«s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
- Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
- Control (505 Games/Remedy Entertainment)
- Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
- Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
- Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
- Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
Для подсчета хэшрейта (hashrate) при майнинге «эфира» (Ethereum/ETH/ETC) и «вороны» (Ravencoin/RVN) использовался майнер T-Rex (0.20.04), фиксировался средний показатель за 2 часа в двух режимах:
- по умолчанию (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти по умолчанию, вентиляторы выставлены в ручном режиме на 70%)
- оптимизация (лимит потребления снижен до 70%, частота GPU снижена на 200 МГц, частота памяти повышена на 500—1000 МГц (в зависимости от карты), вентиляторы выставлены в ручном режиме на 80%)
Для тестирования GeForce RTX 3060 использовался тот самый «утекший» драйвер версии 470.05, в котором отключена защита от майнинга, на других версиях он составляет 24/26 MH/s.
Результаты тестирования в 3D-играх
Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Hitman III
Cyberpunk 2077
Death Stranding
Assassin«s Creed Valhalla
Watch Dogs: Legion
Resident Evil Village
Shadow of the Tomb Raider
Metro Exodus
Большинство игр все еще не поддерживают технологию трассировки лучей, также на рынке еще очень много видеокарт, аппаратно не поддерживающих RT. То же самое справедливо и для «умной» технологии антиалиасинга Nvidia DLSS. Поэтому самые массовые тесты мы по-прежнему проводим в играх без трассировки лучей. Тем не менее, на сегодня уже половина из регулярно тестируемых нами видеокарт поддерживает технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS. К сожалению, из представленных сейчас в тестах играх пока нет поддерживающих AMD FSR, поэтому видеокарты семейства AMD Radeon RX 6000 участвуют в тестах без аналога DLSS, и также мы ждем, когда появятся игры с одновременной реализацией Nvidia DLSS и AMD FSR.
Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160
Cyberpunk 2077, RT
Cyberpunk 2077, RT+DLSS
Death Stranding, DLSS
Watch Dogs: Legion, RT
Watch Dogs: Legion, RT+DLSS
Control, RT
Control, RT+DLSS
Resident Evil Village, RT
Shadow of the Tomb Raider, RT
Metro Exodus, RT
Metro Exodus, RT+DLSS
Рейтинг iXBT.com
Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:
- Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT
Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — GeForce GTX 1650 Super (то есть сочетание скорости и функций GeForce GTX 1650 Super приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 периодически исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3070 Ti и его конкуренты.
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
06 | RX 6800 16 ГБ, 1815—2271/16000 | 470 | 36 | 130 000 |
07 | Inno3D RTX 3070 Ti X3, 1785—1935/19000 | 450 | 44 | 103 000 |
08 | RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 | 420 | 44 | 95 000 |
09 | RX 6700 XT 12 ГБ, 2424—2643/16000 | 410 | 48 | 85 000 |
10 | RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1635—1950/14000 | 410 | 45 | 92 000 |
Появившийся Radeon RX 6800 сразу же сильно обгонял детище Nvidia — GeForce RTX 3070. А разница между GeForce RTX 3070 и GeForce RTX 3070 Ti настолько мала, что даже ускоренный вариант все равно не смог догнать Radeon RX 6800.
- Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT
Рейтинг составлен по 5 тестам с применением технологии трассировки лучей (без Nvidia DLSS!). Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — GeForce RTX 2060 (то есть сочетание скорости и функций GeForce RTX 2060 приняты за 100%).
Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.
№ | Модель ускорителя | Рейтинг iXBT.com | Рейтинг полезности | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
04 | Inno3D RTX 3070 Ti X3, 1785—1935/19000 | 240 | 23 | 103 000 |
06 | RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 | 220 | 23 | 95 000 |
08 | RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1635—1950/14000 | 210 | 23 | 92 000 |
10 | RX 6800 16 ГБ, 1815—2271/16000 | 180 | 14 | 130 000 |
15 | RX 6700 XT 12 ГБ, 2424—2643/16000 | 130 | 15 | 85 000 |
А вот здесь уже GeForce RTX 3070 Ti вышел в лидеры, поскольку у всех карт серии Radeon RX 6000 наблюдается чрезмерное падение производительности в играх с трассировкой лучей, тогда как все GeForce RTX 30 в играх с RT смотрятся выигрышно.
Рейтинг полезности
Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены условно на сентябрь 2021 года. Учитывая нацеленность GeForce RTX 3070 Ti на разрешение 2.5К, мы привели рейтинги, подсчитанные только при использовании разрешения 2560×1440.
- Вариант рейтинга полезности без включения RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
02 | RX 6700 XT 12 ГБ, 2424—2643/16000 | 45 | 383 | 85 000 |
03 | RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1635—1950/14000 | 41 | 379 | 92 000 |
04 | RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 | 41 | 391 | 95 000 |
07 | Inno3D RTX 3070 Ti X3, 1785—1935/19000 | 41 | 420 | 103 000 |
14 | RX 6800 16 ГБ, 1815—2271/16000 | 34 | 440 | 130 000 |
Да, реалии таковы, что цены видеокарт сейчас не только в разы выше рекомендованных при выпуске того или иного GPU, но и просто не соответствуют здравому смыслу. В начале августа наметилась некоторая стабилизация цен, они опустились до минимума с зимы 2021 года — после почти полугода сильнейшего дефицита из-за майнинговой популярности видеокарт на базе GPU Nvidia и неспособности AMD выпустить более-менее массово Radeon RX 6000-й серии. Но сейчас, когда майнинг эфириума снова стал актуален, а также капитально выросли в цене альтернативные криптовалюты типа ERGO и RVN, в результате чего защита Nvidia (LHR) почти превратилась в тыкву, цены на видеокарты снова пошли вверх. Приходится снова смотреть на жуткие ценники.
И мы видим, что на сегодня для игр с классической растеризацией выгоднее всего брать Radeon RX 6700 XT, хотя и GeForce RTX 3070 находится рядом, а если держать в уме игры с RT, то именно GeForce RTX 3070 будет предпочтительнее.
- Вариант рейтинга полезности с включением RT
№ | Модель ускорителя | Рейтинг полезности | Рейтинг iXBT.com | Цена, руб. |
---|---|---|---|---|
01 | Inno3D RTX 3070 Ti X3, 1785—1935/19000 | 22 | 228 | 103 000 |
02 | RTX 3070 8 ГБ, 1725—1950/14000 | 22 | 209 | 95 000 |
03 | RTX 2080 Ti 11 ГБ, 1635—1950/14000 | 21 | 196 | 92 000 |
15 | RX 6700 XT 12 ГБ, 2424—2643/16000 | 15 | 127 | 85 000 |
19 | RX 6800 16 ГБ, 1815—2271/16000 | 13 | 168 | 130 000 |
Из-за сильного падения производительности в играх с трассировкой лучей все семейство Radeon RX 6000 оказалось в аутсайдерах, так что GeForce RTX 3070 Ti лидирует в группе. И тогда именно GeForce RTX 3070 Ti может стать более выгодным приобретением для геймеров, чем GeForce RTX 3070 (без LHR тот явно будет дороже, чем указано в таблице).
Результаты тестирования в майнинге (mining, hashrate)
Hashrate, MH/s
Тесты наглядно показали, что защита от майнинга по алгоритму ethash реально работает, сбрасывая хэшрейт почти в 2 раза, то есть GeForce RTX 3070 Ti демонстрирует эффективность майнинга ETH/ETC на уровне между GeForce RTX 2070 Super и 2080 Super и несколько ниже, чем Radeon RX 5700, но при этом имея более высокую стоимость.
Если мы запускаем майнинг ETH с установками параметров работы карты по умолчанию, то температура нагрева памяти на карте поднимается до 82 градусов, что является приемлемым результатом.
А вот хэшрейт по RVN ожидаемый (пропорциональный теоретическим возможностям ускорителя), так что в данном случае защита от майнинга не работает (также проверялось на альткойне ERGO). Соответственно, «защищена» карта, только пока основным алгоритмом майнинга остается ethash. Следует особо отметить, что алгоритм kawpow запрашивает более высокого энергопотребления, чем ethash. Поэтому нагрев выше, чем в предыдущем случае. 3070 Ti в майнинге RVN показал хэшрейт между RX 6900 XT и RTX 3080. Но! Нагрев памяти карты сразу же при запуске майнинга достиг 96 градусов, что является уже некоторым тревожным сигналом. Впрочем, не забываем, что это запуск по умолчанию.
Оптимизация настроек работы видеокарт под майнинг в нашем случае не предусматривает сильного разгона видеопамяти, также обязательным является внешний обдув видеокарт. Особо тщательно надо следить за нагревом GDDR6X у GeForce RTX 3070Ti/3080/3080Ti/3090, ибо максимум для этой памяти — 110 градусов, и она долго не проживет, постоянно работая в условиях нагрева выше 100 °C. В нашем случае после оптимизации параметров работы карты и принудительного улучшения охлаждения нагрев памяти в майнинге по алгоритму ethash резко снизился до 68–70 градусов, так что в плане температурных показателей карта вполне годна для таких целей. Но все же не забываем, что выдает она низкий хэшрейт — около 41 МХ/с, потребляя при этом весьма много — 141 Вт.
Оптимизация алгоритма kawpow (RVN) здесь мало чего дает, ибо сильное понижение PL приводит к падению хэшрейта (а в случае с ethash сильно спасало именно снижение PL, ибо хэшрейт оставался таким же при гораздо меньшем потреблении). Нагрев памяти чуть упал, делая данный вид майнинга приемлемым, но выгодно ли получать 38 МХ/с при потреблении 266 Вт — пользователь решит сам.
Выводы
Inno3D GeForce RTX 3070 Ti X3 OC (8 ГБ) — достаточно простая и добротная реализация предфлагманского игрового ускорителя. Это карта без наворотов — для тех, кого не интересует внешний вид компьютерных компонентов. Но при этом потенциально она может иметь более низкую цену.
Систему охлаждения нельзя назвать тихой (ее слышно отчетливо, даже громко), но для двухслотового решения шум можно назвать приемлемым — вспомним хотя бы, как шумела референс-карта Nvidia. Однако нагрев компонентов все равно высокий, карта Inno3D может потреблять до 300 Вт. Потребуется хорошо вентилируемый корпус, потому что почти весь нагретый воздух видеокарта оставляет внутри системного блока.
Отметим еще раз, что GeForce RTX 3070 Ti отлично подходит для игры в разрешении 2.5К с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS (для 4К потребуется или использовать DLSS в тех играх, где эта технология поддерживается, либо не использовать трассировку лучей, а в ряде особо сложных игр, может быть, придется понизить настройки качества графики). Также для него справедливы все сопутствующие семейству GeForce RTX 30 особенности, включая поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов.
В подготовке материала принимал участие Станислав Андреевич (stasotester@ixbt.com), за что ему огромная благодарность!
Справочные материалы:
Благодарим компанию Inno3D
за предоставленную на тестирование видеокарту
Благодарим компанию TeamGroup
и лично Ethnie Lin
за предоставленную оперативную память для тестового стенда
Для тестового стенда:
процессор AMD Ryzen 9 5950X предоставлен компанией AMD,
материнская плата ROG Crosshair Dark Hero предоставлена компанией Asus
Полный текст статьи читайте на iXBT