Главная » Статьи » Новый личный кабинет Рейтинга Рунета: вот поэтому всё так произошло…

Новый личный кабинет Рейтинга Рунета: вот поэтому всё так произошло…

Одной из главных ценностей своих проектов мы считаем прозрачность, а это обязывает, сами понимаете. Так что недавно я отложил все свои дела, чтобы все желающие могли узнать, как у нас всё устроено и почему мы пошли на столь глобальные перемены.

Ничто не предвещало беды, мы были молоды и опьянены успехом…

Сигнал к серьёзным изменениям личного кабинета мы получили в 2019 году. Тогда спустя пять лет после первого выхода мы перестали публиковать Рейтинг агентств контекстной рекламы. Это был единственный наш рейтинг, в котором не оценивались выполненные агентствами проекты, а учитывалась сертификация агентств Яндексом и Google + сертификаты сотрудников. И вот как раз с этими самыми сертификатами сотрудников возникла нерешаемая проблема…

Если в первые годы публикации рейтинга он показывал объективную картину, то дальше всё большее количество агентств стало получать сертификаты не только на тех, кто действительно настраивает рекламу, а на всех сотрудников (и не только сотрудников) компании.

Мы честно попытались спасти ситуацию в 2018 году, введя в качестве дополнительного обязательного параметра штатное расписание, но это мало чем помогло. У единиц агентств название должностей сотрудников, работающих с контекстом, отражало реальное положение дел. Вплоть до того, что некоторые агентства уверяли нас, что у них даже бухгалтер ведёт контекст. Я серьёзно!

Великое противостояние: Рейтинг Рунета vs. читеры

В этот переломный момент мы поняли, что нельзя отходить от нашего базового принципа — в основе рейтингов должны лежать выполненные агентством проекты. Но мы не могли и не хотели делать внос проектов по контексту так же, как это было сделано для разработки и продвижения сайтов.

Почему?

Во-первых, технически в старом (единственном на тот момент) кабинете за внос данных по каждой услуге отвечал свой собственный и очень большой набор скриптов, который для добавления новой услуги нужно было бы скопировать, поправить, отладить и развивать.

Во-вторых, те технические способы подтверждения, которые были реализованы для разработки и SEO, мало того, что были недоступны многим агентствам по контекстной рекламе (мало кто ставит ссылку на сайт, который ведёт контекст по нему, и также мало у кого есть доступ к сайту клиента, чтобы разместить там файл/мета-тег), так ещё и были во многом дискредитированы.

Мы видели, что всё большее количество агентств, используя доступ к сайту клиента, например, разработав его, размещает подтверждение по SEO-услугам, не оказывая их (и наоборот). Или пытается купить размещение подтверждающих файлов/мета-тегов у веб-мастеров крупных порталов с большим Яндекс ИКС.

В подтверждение своих слов процитирую одно из свежих сообщений от агентств:

«Спасибо, что развиваете рейтинг и методики проверок, а то совсем до смешного доходило с некоторыми конкурентами, у которых 4–5 проектов, а по рейтингам — 40–50 (просто доступы к каким-то старым FTP имели). А уж что с контекстом и сертифицированными специалистами было, когда компания из 5 человек имеет 80 сертификатов на мертвые души и находится в первой тройке рейтинга. В общем, очень желаю успехов и развития!)».

Когда нам поступали жалобы на слишком явные накрутки, мы разбирались с нарушителями, но каждое такое разбирательство отнимало много времени + мы понимали, что устраняем только небольшую часть нарушений.

Гибернация рейтинга и доработка лобзиком

Заморозив в итоге на 3 года (хотя сначала мы наивно полагали, что управимся за год) обновление Рейтинга агентств контекстной рекламы, мы занялись проектированием нового.

Сначала выписали все проблемы, которые были в старом (то, о чём сказано выше, основные, но не единственные!) и мысли о том, как можно сделать всё качественно лучше. Получился документ примерно на 20 страниц.

После этого мы подключили проектировщиков —, но не к проектированию интерфейса, а к проектированию идеологии вноса и подтверждения данных. Нам хотелось получить систему, которая позволит:

  1. каждому агентству (на старте — любому агентству, оказывающему digital-услуги, а дальше — любому агентству без ограничения рамками digital) рассказать о своём опыте работы (о каждом выполненном ими проекте);

  2. нам быть уверенными в достоверности этой информации, не обременяя участников подтверждением каждого проекта;

  3. нам в итоге рейтинговать любую услугу, по которой участники внесут достаточное количество данных для построения рейтинга.

В результате к той идеологии, которая в итоге работает в новом кабинете, мы пришли после работы с тремя проектировщиками, двумя дизайнерами и постоянными обсуждениями внутри нашей команды. Причём многие важные элементы сильно менялись на каждом этапе. Проще всего было вносить правки на этапе прототипов, сложнее уже в макетах, но мы ещё несколько раз переделывали уже запрограммированные и отлаженные элементы личного кабинета (эти изменения давались тяжелее всего, иногда они стоили нам человеко-месяцы работы).

Мы понимали, что нужно как можно быстрее столкнуть наши идеи с реальностью. Ведь мы хорошо понимали, как делать не нужно, но правильно ли то, что мы придумали?!

Вперед в прошлое или как мы чуть не проехали нужный поворот

Как только мы получили самую первую относительно стабильно работающую версию кабинета, мы попросили несколько десятков агентств внести туда свои данные. Обратная связь от них заставила внести несколько серьёзных изменений. Самый яркий пример — финансовые показатели. Первоначально мы хотели собирать данные о том, сколько денег агентство заработало на каждом конкретном проекте. Это позволило бы сделать очень хорошие срезы в рейтингах по самым разным параметрам, но мало кто был готов делиться этой информацией даже на условиях её неразглашения. Да и мы, как следует взвесив все за и против, поняли, что не готовы взять на себя ответственность по хранению такой конфиденциальной информации.

Так мы вернулись к идее, которая родилась в самом начале проектирования — учитывать выручку по услуге, а не по конкретным проектам, причём, чтобы внести эту информацию, агентство должно добавить минимум 5 проектов по услуге. Благодаря этому невозможно вычислить, сколько заплатил конкретный клиент.

Дальше нам нужно было пустить в новый кабинет больше агентств, но мы не готовы были звать туда всех: понимали, что ещё много технических проблем, и мы можем утонуть в ответах на сообщения об однотипных проблемах. Поэтому мы сделали так: в какой-то момент стало нельзя вносить данные в старом кабинете, и мы предложили участникам проекта перейти в новый. Таким образом следующими пользователями нового кабинета стали самые активные участники проекта — те, кто заходят в него не только перед публикацией рейтингов, а постоянно пополняют своё портфолио. Они дали следующую порцию обратной связи и внесли очень большой объём информации.

Да, дополнительно наша Ангелина написала соответствующие письма многим компаниям, у которых в старом кабинете было внесено много проектов — чтобы у них было больше времени на то, чтобы изучить новый кабинет и начать вносить там данные. И только через несколько месяцев, когда мы убедились в том, что при размещении информации в новом кабинете практически не происходит никаких проблем, мы сделали рассылку по всем участникам проекта.

Всё, что нас не убивает, можно ещё разок

Сейчас мы занимаемся всем тем, что нужно для публикации свежих рейтингов: готовим механизмы тестовой и ежегодной выборочной проверки, отлаживаем вывод данных из нового личного кабинета сначала на тестовой версии CMS Magazine, а потом уже на Рейтинге Рунета, и многое другое.

Главная задача этого года — успеть выпустить свежие версии всех тех рейтингов, которые мы уже публиковали, и, в идеале, опубликовать несколько новых. Сколько и каких именно — зависит от активности самих агентств.

В справочнике нового личного кабинета сейчас предусмотрено более 120 услуг. Если мы соберём достаточно данных, то опубликуем много новых рейтингов!

В конце хочу попросить вас кое о чем. Наш директор по коммуникациям считает, что это отличная идея — поделиться с вами причинами столь кардинальных изменений, на которые мы пошли в этом году. Пожалуйста, напишите, так ли это? Интересно ли вам узнавать нашу внутреннюю кухню или я сейчас зря потратил своё время, а наша Катерина сильно преувеличивает ценность подобной информации для вас? Ух, я ей тогда…

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine

Опубликовано: 28 сентября 2021
↓