Главная » Статьи » Как все начиналось. Леонид Рейман о рождении мобильной связи в России

Как все начиналось. Леонид Рейман о рождении мобильной связи в России

Интеграция ИТ в госсекторе

20 Сентября 2021 17:4620 Сен 2021 17:46 |

Поделиться

9 сентября исполнилось 30 лет первому звонку по сотовому телефону в России. Его сделал мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, который пару минут общался на английском языке с мэром Сиэттла Нормом Райсом. Организовал и сопровождал памятный звонок тогдашний заместитель директора ОАО «Петербургская телефонная сеть» Леонид Рейман, возглавлявший затем в 1999–2008 годах федеральное министерство связи. Сегодня Леонид Рейман, несмотря на насыщенную историческими событиями биографию, не ушел на покой, и в качестве бизнесмена остается действующим игроком на рынке информационных технологий и связи в России. Мы попросили Леонида Додожоновича вспомнить, благодаря чему стал возможен тот памятный разговор, с которого началась 30-летняя история мобильной связи в России, а также рассказать о его текущих проектах.

Конкурс — 80 человек на место

CNews: Передовые страны построили сети мобильной связи не 30 лет назад, а значительно раньше. Почему в СССР и России звонки по сотовому телефону стали возможно только в 1991 году?

Леонид Рейман: Критическое отставание СССР советские профессионалы осознавали еще в середине 1980-х годов. Руководство страны не инициировало развитие в СССР мобильной связи в гражданском секторе по ряду причин. Главная — отсутствие в СССР технико-технологической базы для строительства сетей мобильной связи и программного обеспечения. Многие вещи нельзя было купить на Западе из-за инициированного США запрета поставок в СССР высокотехнологичного оборудования.

Ситуация изменилась лишь в конце 1980-х годов, когда на волне перестройки и улучшения отношений между странами министр связи СССР Геннадий Кудрявцев стал вести переговоры с американскими телекоммуникационными компаниями об их участии в модернизации отрасли. Американская компания US West, будучи заинтересованной в выходе на советский телекоммуникационный рынок, помогла через своих лоббистов в Вашингтоне снять часть ограничений на поставки в СССР передовых технологий связи. Неудивительно, что знаменитый звонок мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака обслуживал первый отечественный оператор сотовой связи — «Дельта Телеком», учредителями которого выступали ОАО «Петербургская телефонная сеть» и американский телекоммуникационный гигант US West.

CNews: Первый российский и советский оператор «Дельта Телеком» был создан в форме совместного предприятия?

Леонид Рейман: Инициатива создания СП исходила от Геннадия Кудрявцева. Министр добился включения сетей мобильной связи в число приоритетных направлений развития отрасли. Мне поручили вести проект «Дельта Телеком», как заместителю директора «Петербургской телефонной сети». С нашей стороны, кстати, идея вызвала энтузиазм далеко не у всех. Многие коллеги-связисты оценивали перспективы проекта, как туманные.

Американцы принесли в «Дельта Телеком» не так уж много денег. Однако дороже денег для сотрудников молодой компании был бесценный опыт организации работы, которым делились заокеанские коллеги. При наборе персонала дали объявления в газеты, на которые откликнулось 8000 человек. На работу в итоге приняли около 100 лучших.

Трехкилограммовые телефоны и платные входящие

CNews: В сети доступно видео того памятного звонка. Вы передаете Анатолию Собчаку какую-то огромную трубку. Что этот был за аппарат?

Леонид Рейман: Это была модель Mobira MD 59NB2 фирмы Nokia. Ее масса достигала почти 3 килограммов. Современникам аппарат не казался большим. «Дельта Телеком» на тот момент распространяла либо автомобильные сотовые аппараты, либо мобильные переносные. Портативных сотовых телефонов в те годы не существовало.

CNews: Какое количество людей могло себе позволить пользоваться дорогостоящими услугами мобильной связи в начале девяностых в Санкт-Петербурге?

Леонид Рейман: Основными клиентами «Дельта Телеком» были крупные организации, состоятельные бизнесмены и представители иностранных компаний. Всем абонентам услуги предоставлялись по единому тарифу. Количество абонентов «Дельта Телеком» через год после начала эксплуатации сети не превышало 1,5 тысячи человек. При этом доходы оператора были значительными, так как все абоненты активно пользовались услугами, а тарифы по сравнению с современными были крайне высоки. Подключение к сети обходилось абоненту примерно в 5 тысяч долларов. В эту сумму входил залог за услуги, авансовый платеж и стоимость телефонного аппарата.

Стоимость минуты разговора (как за входящие звонки, так и за исходящие) составляла около 1 доллара. Но популярность «Дельты Телеком» была так велика, что в Петербурге использовался местный неологизм — мобильные телефоны называли «дельтами». В октябре 1995 года компанией «Дельта Телеком» был открыт автоматический национальный роуминг с Москвой, а через год, в сентябре 1996-го — автоматический роуминг с Финляндией.

От DevOps к TestOps: как ускорить процессы тестирования новых приложений и ПО

Интеграция

CNews: Петербург опередил Москву в строительстве сетей сотовой связи?

Леонид Рейман: Первоначально на рынке сотовой связи монополия «Дельты Телеком» была абсолютной. Компания, первый и последний сотовый оператор СССР, первый оператор Российской Федерации и Санкт-Петербурга, до конца 1991 года оставалась вообще единственным мобильным оператором России. Первый оператор мобильной связи в Москве, «Московская сотовая связь», был зарегистрирован в конце 1991 года.

Интернет во все школы подключили за 1 год, как быстро перейдем на отечественное ПО?

CNews: Спасибо за интересные подробности о рождении мобильной связи. Предлагаю вернуться в день сегодняшний. Правительство намерено перевести все объекты критической информационной инфраструктуры на отечественные ПО с 2023 года и оборудование с 2024 года. У России есть успешный опыт решения сравнимых по амбициозности и сложности задач? Можете привести пример как бывший министр связи и один из пионеров отрасли?

Леонид Рейман: Конечно. В середине нулевых страна столкнулась с необходимостью срочно обеспечить доступ к широкополосному интернету для всех учебных и медицинских учреждений в рамках приоритетных нацпроектов. Естественно, министерству информационных технологий и связи, которое реализовывало проект, пришлось мобилизовать все организационные и человеческие ресурсы.

В итоге задача была успешно решена. Что касается школ, то мы сделали это быстрее, чем за календарный год. В сентябре в 2006 года заключили государственный контракт, и к 1 сентября 2007-го 53 тысячи российских школ уже пользовались качественным интернетом. Уверен, при ответственном подходе всех игроков отрасли мы сможем поднять цифровую независимость России на необходимый уровень.

CNews: Основанный вами НТЦ ИТ РОСА участвует в реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ»?

Леонид Рейман: Да, активно, и количество наших клиентов растет. На данный момент экосистема РОСА включает в себя среду виртуализации ROSA Virtualization, одно из лучших предложений на рынке российского ПО, максимально соответствующее по функционалу передовых зарубежных аналогов (поддерживаются технологии VDI, KVM, динамическое управление и развертывание продукта из единой консоли без необходимости установки отдельного клиентского программного обеспечения на каждый сервер). Проведенные недавно независимые испытания крупнейшего российского интегратора Softline подтвердили надежность и качество работы виртуализации РОСА с тяжелыми графическими приложениями, что делает систему привлекательной для конструкторских бюро и проектировщиков. Также, платформа РОСА включает целое семейство операционных систем, которые соответствуют различным требованиям широкого круга потребителей госсектора — от государственных до коммерческих структур, которые должны соблюдать требования законодательства в том числе и в области безопасности КИИ (ФЗ-187). Среда виртуализации РОСА является универсальной основой работы информационной системы предприятия: ограничений нет, она может работать с различными операционными системами. Но единая платформа, сочетающая решение по виртуализации и операционные системы от одного поставщика, дает преимущества бесшовной работы единой структуры. И, конечно, это просто удобно.

CNews: В марте прошло сообщение, что принадлежащая Вам компания «Рутек» стала владельцем контрольного пакета акций группы «Агат РТ», занимающейся автоматизацией телефонии. Данное приобретение связали с Вашим прошлогодним заявлением о желании создать полный производственный цикл по выпуску целого ряда телекоммуникационной продукции. Прокомментируйте эти планы.

Леонид Рейман: Логично, когда необходимое оборудование заказчик может получить в одном месте, «под ключ», а не собирать по частям, без гарантии их совместимости. Это сохраняет время, нервы и деньги, особенно, когда речь идет о серьезных государственных средствах. В принятом нами решении заложен принцип отраслевой интеграции и кооперации. Если разработчики ПО и производители оборудования будут действовать сообща, то процесс внедрения отечественных разработок пойдет быстрее. Как следствие, исполнение нацпрограммы будет эффективным, и мы все вместе приблизимся к конечной цели — достижению цифровой независимости страны. Определенно, ИТ-рынок готов объединяться, что только способствует повышению конкурентоспособности каждого из его участников и отрасли в целом. Политическая воля тоже есть — санкции со стороны недружественных стран уже становятся драйвером развития стратегических секторов экономики. Поэтому крайне важно, чтобы в процесс активно вовлекались государственные органы и корпорации, ради собственной же безопасности.

Полный текст статьи читайте на CNews

Опубликовано: 20 сентября 2021
↓