Интеграция ИТ в госсекторе
На фоне борьбы с коронавирусной инфекцией и возникшей необходимостью оказания все большей помощи населению, государство задумалось о развитии инструмента цифрового предоставления товаров и услуг нуждающимся гражданам. Подобные технологические инструменты уже давно существуют в Москве, но первый «пилот» в регионах был проведен только в прошлом году. Система региональных сертификатов появляется в наиболее актуальный для этого момент и наверняка станет реальностью в масштабах страны уже в самое ближайшее время. Ведь именно сейчас сложилась уникальная ситуация, когда бизнес проявляет высокий интерес к социальным проектам, полностью готова технологическая база и наконец появилась нормативная составляющая.
В России масштабируют столичный опыт электронных сертификатов
В России с прошлого года проходят эксперименты по внедрению новой формы предоставления гражданам страны ряда услуг с использованием механизмов социальных и электронных сертификатов, которые регулируются двумя федеральными законами.
Первый из них, №189-ФЗ, вводит понятие социального сертификата, специального именного документа, который, с одной стороны, позволяет потребителю услуг выбрать конкретного исполнителя, а с другой — дает возможность исполнителю получить из бюджета возмещение затрат, связанных с предоставлением услуги.
Речь идет в первую очередь о различных субсидиях, которые предоставляются поставщикам социальных услуг в регионах. Это решение властей стало особенно актуальным ввиду социальных и экономических потрясений последнего года, именно поэтому проект так быстро прошел все необходимые согласования в институтах государственной власти. Изначально же разработчики проекта держали в голове необходимость реализации национальной цели развития по снижению уровня бедности в 2 раза к 2024 г.
Уже в сентябре 2020 г. НКО и индивидуальные предприниматели получили закрепленную законодательно возможность субсидирования оказания социальных услуг. В числе первоочередных видов деятельности указаны санаторно-курортное лечение, паллиативная помощь и помощь при трудоустройстве. Уже определены 29 регионов, в которых начнет действие новая программа.
Стоит отметить, что стратегически допустимо использование любых уникальных идентификаторов граждан: банковских и социальных карт, СНИЛС, паспорта, штрих-кодов и QR-кодов, NFC-брелоков, наклеек и чипов. Считать данные можно кассовыми терминалами, мобильными устройствами, поддерживающими NFC либо считывающими QR- и штрих-коды, а также с помощью веб-кабинета профильной системы, речь о которой пойдет ниже.
По мнению Дмитрия Бычкова, ведущего научного сотрудника Центра финансов социальной сферы в НИФИ при Минфине РФ, у системы сертификатов два ключевых драйвера. Для органов власти, как распорядителей средств, за счет которых финансируются бюджетные услуги, появляется возможность упростить администрирование процесса организации предоставления этих услуг, избежав необходимости проводить их закупку в соответствии с требованиями 44-ФЗ о контрактной системе, и обеспечить целевой адресный характер использования гражданами бюджетных средств. У граждан же, благодаря сертификатам, впервые при получении услуг за государственный счет появляется, как и при приобретении рыночных услуг, выбор — выбор и поставщиков, и самих услуг, в большей степени соответствующих индивидуальным потребностям и личным предпочтениям этих граждан как потребителей. Иными словами, вопрос обеспечения необходимого качества бюджетных услуг и его контроля теперь в конечном счете решает не чиновник, а гражданин, голосующий за них сертификатом.
Второй федеральный закон, №491-ФЗ, закрепляет понятие электронного сертификата — специальной записи в ГИС, содержащей сведения о праве гражданина на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг за счет средств бюджета. Такой сертификат дает возможность приобретать технические средства реабилитации, лекарственные препараты и др. Жителям столицы хорошо известен один из идентификаторов такой системы — социальная карта москвича.
Сферы применения сертификатов достаточно широки. Помимо уже перечисленных направлений, они могут применяться в целях дополнительного образования детей, проезда на муниципальном и междугороднем транспорте, а также при решении самого широкого спектра задач, связанного с адресной социальной и медицинской поддержкой.
Пилотный проект в Калининградской области провели на фоне коронавируса
Чтобы принципиально понять перспективы широкомасштабного внедрения электронных и социальных сертификатов, необходимо рассмотреть уже существующие примеры их использования как с точки зрения создаваемой ценности, так и с точки зрения технологического устройства.
Московскому проекту уже больше 9 лет, за это время электронные сертификаты превратились в настоящую экосистему, отрегулированную в каждом своем значительном и незначительном элементе. Заказчиком по этому проекту изначально выступали столичные Департамент информационных технологий и Департамент труда и социальной защиты населения. Сопровождением и развитием системы в настоящее время занимается компания МЕГАР, известная по своему опыту разработки высоконагруженных решений.
С коронавирусом в столице связана целая отдельная подсистема предоставления помощи, но еще задолго до ее появления нуждающиеся москвичи начали получать продукты питания, одежду, детские товары, технические средства реабилитации и бытовую технику. Среди адресатов программ фигурируют дети, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды и ветераны ВОВ. Общая сумма выданных сертификатов превысила ₽10,5 млрд. В проект изначально с большим энтузиазмом включились ритейлеры: речь идет о 3,8 тыс. торговых точек и 14,5 тыс. кассовых терминалов.
Первой компанией, подключившейся в Москве к проекту в рамках социальной программы адресной продовольственной помощи в 2013 г. стала X5 Group.
«Мы предоставили покупателям возможность потратить в наших магазинах определенное количество баллов (1 балл равен 1 рублю) на продукты питания, исключая алкогольные напитки и табачные изделия. На кассе магазина происходит проверка баланса, возможности купить тот или иной товар, и доплатить из собственных средств, если необходимо. Благодаря интеграции с процессинговой системой МЕГАР такая проверка занимает секунды и происходит привычным путем считывания магнитной полосы или штрих-кода социальной карты гражданина, — говорит Екатерина Паршина, руководитель направления «Социальные проекты» дирекции по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group. — Оплата товара происходит уже напрямую от Правительства Москвы по итогам отчетного месяца на основании сформированных в процессинговой системе отчетов». По словам представителя X5 Group, за время участия в программе обороты по социальным транзакциям значительно увеличились и являются заметной частью прибыли компании.
Еще один проект был запущен в Калининградской области с целью поддержки граждан, потерявших работу из-за коронавируса и объединил преимущества социального счета от Сбербанка (идентификатором стала банковская карта платежной системы «Мир») и «Нефинансового процессинга» от МЕГАР. За 3 месяца на продукты питания было выдано больше 11 тыс. сертификатов на общую сумму в 56 млн рублей, совершено без малого 72 тыс. покупок на 39,4 млн рублей.
Ключевая предпосылка использования системы «Мир», не технологическая, а практическая, считают в НИФИ. «Значительная доля потенциальных потребителей бюджетных услуг с использованием сертификата — это получатели бюджетных же социальных выплат, пенсий и мер социальной поддержки. Социальные выплаты с июля 2021 года осуществляются только на карты этой платежной системы, — говорит Дмитрий Бычков. — С учетом того, что в стране 46 млн человек получают пенсии, а 6–7 из 10 человек живут в домохозяйствах, где есть получатель какой-либо меры социальной поддержки, становится понятнее, почему сейчас выбор пал именно на «Мир».
Все готово к повсеместному внедрению электронных сертификатов
Говоря о технологической составляющей проекта, стоит выделить ключевое решение, разработанное экспертами компании МЕГАР — информационную систему «Нефинансовый процессинг». Электронные сертификаты благодаря НФП становятся одновременно и средством идентификации граждан, и платежным механизмом, и инструментом мониторинга.
«Драйвером развития программного комплекса являются потребности наших клиентов и общественный запрос на комфортные в использовании и прозрачные для всех участников цифровые сервисы. Работу команд мы организуем на принципах Agile, непрерывно совершенствуя свой технологический стек, повышая качество кода и снижая time-to-market, — говорит Михаила Васильев, генеральный директор МЕГАР. — Решение опирается на современные технологии и архитектурные паттерны, используемые крупнейшими игроками ИТ-рынка, при этом ключевым критерием для включения в стек для нас является соответствие требованиям импортозамещения. Использование микросервисной архитектуры и технологий контейнеризации позволяет нам гибко адаптировать и масштабировать комплекс под решение различных, нередко весьма специфичных региональных задач».
Как отмечает Михаил Васильев, в разработках компании структурно можно выделить:
— технологические сервисы, обеспечивающие надежное и безопасное функционирование всего комплекса;
— базовые сервисы, отвечающие непосредственно за обработку транзакций;
— сервисы интеграционного слоя, отвечающие за организацию информационного взаимодействия между участниками процесса обращения электронных сертификатов;
— специальные продуктовые сервисы, создающие для заказчика особую ценность, присущую только его специфичной жизненной ситуации.
Отдельно Михаил Васильев отметил стремительно развивающееся внутри компании направление мобильной разработки, закрывающее нарастающие потребности заказчиков в быстром развертывании комплекса и подключении большого числа участников при практически нулевом CAPEX.
Схема взаимодействия государства и конечного получателя услуг благодаря НФП упростилась до предела. Сначала гражданин обращается в госорган за услугой, после чего в системе НФП выпускается электронный сертификат, который привязывается к банковской карте или любому другому идентификатору. Этот идентификатор предъявляется на кассе магазина или сотруднику, оказывающему услуги в той или иной организации. Считать данные с идентификатора можно несколькими способами в зависимости от его типа: это может быть мобильный телефон, планшет, кассовое оборудование или даже внесение данных в личном кабинете сотрудника или организации в НФП. Запрос в систему отправляется автоматически, а после полученного моментального подтверждения гражданин получает товар или услугу. В этот момент в системе формируются все необходимые отчеты по всем проведенным транзакциям. На финальном этапе проходит сверка данных между организацией и органами государственной власти и возмещение финансовых средств компании, оказавшей услугу.
В X5 Group отмечают, что процесс взаимодействия между всеми участниками налажен и автоматизирован, сложностей при работе с НФП не возникает. Кроме того, компания приветствует масштабирование таких проектов и на другие регионы.»Мы поддерживаем предложение предусмотреть целевые выплаты на покупку продуктов для людей, оказывавшихся в трудной жизненной ситуации. Большинство механизмов по регулированию цен направлены именно на помощь этой категории, поэтому адресные программы могут стать более эффективной альтернативой общему регулированию. Специалисты уже подсчитали, что отдача от программы адресной помощи может превысить вложения в 1,6–1,9 раза. В США, где этот механизм работает с 1930-х годов, 1 млрд долларов, потраченных на такую программу, дает 1,5 млрд долларов прироста в национальном доходе и более 13 тысяч рабочих мест», — комментирует Екатерина Паршина.
«Предлагаемая нами схема взаимодействия и технологии в первую очередь направлены на обеспечение наших заказчиков техническими и организационными возможностями для создания устойчивого фундамента и поддержки транслируемой законодателем идеологии использования электронных сертификатов для трансформации процессов, определяющих качество жизни граждан, — говорит Михаил Васильев. — Яркой иллюстрацией такого подхода является то, что не имеющая аналогов технология, реализованная нами в Москве, и успешно зарекомендовавшая себя на протяжении почти 10 лет взята за основу при разработке законодательных инициатив появившихся в прошлом году».
Он отметил, что технические решения, предлагаемые его компанией — следствия наличия проблем и вызовов, с которыми в МЕГАР сталкивались при внедрении сертификатов в различных отраслях. «Имея за плечами такой опыт, сейчас мы можем предложить всем участникам технологичные современные решения для взаимодействия в рамках среды обращения электронных сертификатов. Нефинансовый процессинг разработан в соответствии с принципами учета социальных транзакций НСПК «Мир», позволяет использовать карты любых банков или региональных карт жителя, имеет готовые интеграции с наиболее распространенным кассовым ПО и позволяет наращивать функциональность для реализации различных социальных программ без докупки лицензий. Продукт включен в реестр российского ПО, — продолжает Михаил Васильев. — Мы создали мобильные приложения «Соц Инфо» (информирует пользователей о назначенных им льготах) и «Соц Касса» (формирует запросы и заказы, обеспечивает обмен данными и идентифицирует пользователей), образующие единый комплекс, упрощающий подключение участников».
Главное правило МЕГАР, заверил Михаил Васильев, — предлагать формы сотрудничества, максимально отвечающие потребностям заказчиков — от «on premise» при создании региональной экосистемы до SaaS для быстрых побед.
«Данный инструмент, безусловно, имеет хорошие перспективы на будущее, потому что он удобен и выгоден не только людям, но и государству. Перевод бюджетных услуг, а в будущем и мер социальной поддержки, на предоставление с помощью сертификата позволяет распорядителю бюджетных средств оплачивать только фактически оказанные услуги и приобретенные товары, избавится от вопросов организации их закупки, хранения, транспортировки, сократить оборот «налички», и, наконец, создает позитивные стимулы для региональной конкуренции поставщиков услуг и продавцов товаров, — считает Дмитрий Бычков. — С точки зрения эффективности мер государства, сертификат дает ему перед обычными денежными выплатами и содержанием подведомственных поставщиков социальных услуг очевидное преимущество — обеспечивает целевой характер использования получателями и потребителями направляемых им из бюджета средств.
Полный текст статьи читайте на CNews