Актуально для платформы: PC
Разбегайся, народ. Или терпи — меня догнала осенняя депрессия, и, возможно, я буду повторяться. Как и в недавнем обзоре Behind the Frame, скажу так: игры бывают разные; одни — для развлечения и веселья, другие — для тренировки памяти, мозгов или мелкой моторики. А есть игры для души. Вот OPUS: Echo of Starsong — из таких: удивительная, эмоциональная, грустная и красивая смесь визуальной новеллы, квеста, менеджмента ресурсов и прокачки корабля, на котором Он и Она путешествуют по космосу и слушают песни звёзд.
Отверженные
Про песни звёзд — это не метафора и не фигура речи. В мире Echo of Starsong люди охотятся за редким и ценным веществом, известным как люмен (Lumen) — оно досталось от древней инопланетной цивилизации и находится в шахтах и среди руин на астероидах. Обладание им ведёт к власти и богатству, поэтому из-за люмена устраивались грандиозные войны — тут множество фракций, государств, кланов, частных компаний, пиратов, контрабандистов, и всем нужен люмен. Но как найти такие шахты в огромном поясе астероидов?
Поэтому важную роль играют «ведьмы» — обладающие природными данными и прошедшие специальную подготовку девочки, девушки и женщины, способные улавливать звуки и мелодии, которые издают полные люмена астероиды. Ведьмы поют в ответ, всё это резонирует и записывается — потом «звёздную мелодию» отдают раннерам, которые непосредственно исследуют астероиды. С помощью записи, если подобрать правильную, можно манипулировать веществом, открывать древние двери и взаимодействовать с механизмами.
Как вы уже догадались, Он — бегущий, а Она — ведьма. Его зовут Дзюн (Jun), он представитель одного из влиятельных кланов на своей родной планете, откуда, впрочем, его изгнали после того, как по вине Дзюна клан лишился нескольких астероидов с люменом. Теперь он вместе со своим преданным охранником Кеем (Kay) ищет способ вернуть себе честное имя, а клану — ценные астероиды.
Девушку зовут Эда (Eda), и она тоже отвергнута своими. Вместе с пилотом и ближайшей подругой, Реми (тоже этакая телохранительница), она ищет астероиды с люменом, но не ради власти и богатства, а чтобы выйти на след своей наставницы, которая отправилась в большую экспедицию и не вернулась.
Сквозь слёзы к звёздам
Пути главных героев пересеклись, когда из-за недобросовестного торговца, продавшего поддельную звёздную мелодию, и Дзюн с охранником, и Эда оказались в плену у контрабандистов на одном из астероидов. Оттуда они вместе сбежали, потом за их головы назначили награду. Они, конечно, стали и работать вместе, чтобы в итоге раскрыть очень важную и древнюю тайну в глубинах космоса.
Но не подумайте, что это лихое, полное адреналина космическое приключение с любовной интрижкой. Да, тут много событий: за нашими героями охотятся киллеры и пираты, Дзюн и Эда могут случайно взорвать астероид и оказаться в открытом космосе, потом начинаются и внутренние страсти — их пытаются рассорить, а Реми откровенно недолюбливает Дзюна.
Но прежде всего это очень грустная, полная слёз, драмы, музыки и поэзии история, которую нам фактически рассказывает уже старый Дзюн перед своей смертью. Спустя много лет он снова пришёл туда, где они проводили время с Эдой, чтобы вспомнить и, возможно, вновь услышать её красивый голос, которым она пела среди звёзд.
Вообще, тут многое построено на воспоминаниях. Ведь поначалу ни мы толком ничего не знаем о героях, ни они — друг о друге. Поэтому события в настоящем постоянно перемежаются флешбэками, рассказывающими о трудном детстве героев.
И после всего этого, едва выжив во время взрыва астероида, Дзюн и Эда могут сидеть рядом, смотреть на звёзды (или на сияние люмена), давать друг другу обещания и говорить о цветах — вот почему я сказал про то, что в этой истории есть поэзия.
Ну и, конечно, огромную роль в создании атмосферы играют великолепная музыка и голос Эды, которым она исполняет звёздные мелодии, — он и правда очень красивый и душевный. Ей-богу, слушая это, особенно в финале, хочется пустить скупую мужскую…
Геймплей есть, и он не мешает
Всё это, конечно, сразу цепляет и не оставляет равнодушным, Тем более что авторы удивительно подробно и интересно проработали сеттинг OPUS: Echo of Starsong, придумав для него кучу фракций, свою религию и так далее. В итоге просто сидишь, смотришь, читаешь и слушаешь, как зачарованный. Именно поэтому я сказал про визуальную новеллу — она тут не по-анимешному традиционная, а своя, уникальная (хотя с привкусом аниме, конечно). Можно ещё сравнить её с интерактивным анимационным фильмом.
В любом случае именно сюжет, атмосфера, персонажи и их взаимоотношения здесь солируют. Но есть и геймплей. Во-первых, во время исследования астероидов мы решаем простенькие пазлы, когда нужно открыть дверь или взаимодействовать с механизмами, перекачивающими люмен. Для этого выбираем и активируем звёздную мелодию, а потом правильно подбираем линии.
Вот так это выглядит.
Примерно по такому же принципу Эда записывает мелодии. Причём и там и там можно и нужно ориентироваться на звуки и музыку, которые то затихают, то нарастают и выливаются в песню, когда мы следуем в верном направлении.
Слушать всё-таки не можно, а нужно.
Проиграть тут сложно, зато сделано всё красиво и атмосферно. К тому же случаются динамичные сцены, когда, например, Дзюну нужно убегать от врагов и на ходу открывать двери, используя звёздные песни, — тут и напряжение возникает.
Во-вторых, Дзюн, Эда и Реми путешествуют среди астероидов, торговых и прочих станций на своём корабле, но не забесплатно — на перелёты тратится топливо.
Кроме того, в процессе им могут встретиться пираты, охотники за головами, торговцы. Или, например, кто-то попросит Эду спеть по радио либо помочь с фильмом про ведьм. Каждый раз мы сами решаем, как поступить — можно, например, попробовать обмануть пиратов, выдав себя за других. Успех зависит от броска кубика. Если не повезёт, то по кораблю пальнут, и он лишится части обшивки.
Запасы топлива и брони разрешают восстановить на станциях за деньги. А их мы зарабатываем, продавая найденные во время путешествий материалы. В любой момент, если хватает топлива, вы вольны отправиться к одной из точек на звёздной карте и там поискать что-нибудь ценное. Правда, на это тратятся наборы исследователя, а они тоже не бесконечные. Максимальный объём этих наборов, а также топлива, брони, дальность радара и сканера получится увеличить, когда соберём нужные ресурсы и Реми сообщит, что корабль готов к апгрейду.
Ни в космосе, ни на астероидах игра не ставит перед нами сложных задач, да такой цели у авторов и не было. История на первом месте, а эти лёгкие, не напрягающие элементы квеста и менеджмента ресурсов призваны разбавлять происходящее. Другое дело, что хотелось бы больше разнообразия в тех же пазлах, которые постоянно повторяются.
В который раз убеждаюсь, что в подвалах Steam можно найти маленький (или даже большой) шедевр. Причём в случае с OPUS: Echo of Starsong не скажешь, что это неогранённый алмаз, — всё здесь вполне огранено, танцует и работает. Совершенно шикарные, пробивающие на эмоции и слёзы сюжет, персонажи, атмосфера, музыка и голос дополняются геймплеем, призванным разнообразить происходящее, не отвлекая от самой истории. На выходе получили игру такую же грустную и красивую, как звёздное небо в начале осени.
Плюсы: увлекательный и эмоциональный сюжет; и сам сеттинг, и персонажи отлично проработаны; не напрягающий, но осязаемый геймплей, который хорошо дополняет основное блюдо — сюжет; игра стильно выглядит; бесподобный саундтрек; красивый и душевный голос героини.
Минусы: геймплею, в частности пазлам, не хватает разнообразия; нет русского языка.