В документальных фильмах нам показывают, что плесень способна выживать при смертельном для всего живого уровне радиации. Почему эти грибки такие живучие?
Плесеневые грибки, как оказалось, не просто выживают при повышенном радиационном фоне, а чувствуют себя лучше, чем при его отсутствии. Почему так происходит?
Плесневые грибки могут существовать в условиях, в которых многие организмы выжить не могут. В частности, в 1991 году ученые обнаружили на Чернобыльской АЭС плесень, которая не просто выживала при очень высоком уровне радиации, но и чувствовала себя даже лучше «сородичей», не подвергавшихся влиянию ионизирующего излучения.
Метаболизм найденных на ЧАЭС грибков оказался интенсивнее, чем обычно. После нескольких лет исследований ученым удалось понять, в чем дело. Оказалось, во всем виноват пигмент меланин. Именно благодаря его наличию некоторые виды плесневых грибков обладали в 3–4 раза более интенсивным обменом веществ. Это позволяло им быстрее набирать биомассу благодаря активации меланина ионизирующим излучением.
На самом деле, несмотря на то, что меланин помогает грибкам выжить в условиях постоянного воздействия ионизирующего излучения, он только мешает плесени жить в среде с низким радиационным фоном. Исследователи объясняют это тем, что молекулы меланина мешают прохождению питательных веществ через клеточную стенку грибка, а токсичные промежуточные соединения, выделяющиеся при синтезе этого пигмента, замедляют рост организма.
В конечном итоге исследование этого явления показало, что грибки на самом деле растут не вопреки ионизирующему излучению, а благодаря ему. Такому свойству плесени уже нашли применение: ученые предлагают покрывать колониями этих организмов стены будущих жилищ на Марсе. По расчетам, слой грибков толщиной в 21 сантиметр может существенно снизить дозу получаемой людьми радиации.