Главная » Статьи » Кинотеатральный DLP-проектор JVC LX-NZ3BG: яркость 3000 ANSI лм, лазерно-люминофорный источник света, динамическое разрешение 4К и поддержка HDR

Кинотеатральный DLP-проектор JVC LX-NZ3BG: яркость 3000 ANSI лм, лазерно-люминофорный источник света, динамическое разрешение 4К и поддержка HDR

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Технология проецирования DLP, сегментные светофильтр и люминофор
Матрица один чип DMD, 0,47″, 1920×1080 пикселей
Разрешение 3840×2160 с e-shift
Объектив 1,6×, F1,809, f = 14,3—22,9 мм
Источник света BLU-Escent — лазерно-люминофорный (LD + P/W)
Срок службы лампы 20 000 ч
Световой поток 3000 лм
Контрастность ∞ : 1 (full on/full off, динамическая)
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — проекционное
расстояние при крайних значениях трансфокатора)
минимум 203 см (240—384 см)
максимум 508 см (600—960 см)
Интерфейсы
  • вход HDMI (HDCP 2.2)
  • вход HDMI (HDCP 1.4)
  • видеовход VGA, Mini-D-sub 15 pin (f) (совместим с компьютерными RGB-сигналами)
  • удаленное управление по RS-232C, D-sub 9 pin (m)
  • выход питания, гнездо USB типа A, 5 В/1,5 А
  • управление экраном, гнездо миниджек 3,5 мм, 12 В/100 мА
  • сервисный разъем, гнездо Mini-USB Type B
Форматы входного сигнала аналоговые RGB-сигналы: до 1920×1200/60p
цифровые сигналы (HDMI): до 2160/60p (отчет MonInfo для HDMI1, отчет MonInfo для HDMI2)
Встроенная звуковая система отсутствует
Уровень шума 34 дБ в обычном и 29 дБ в экономичном режиме
Особенности
  • технология увеличения разрешения e-shift
  • сдвиг объектива ±60% по вертикали и ±23% по горизонтали
  • цифровая коррекция вертикальных трапецеидальных искажений
  • поддержка HDR10 и Hybrid Log Gamma
  • разъем для кенсингтонского замка
  • скоба для тросика
Размеры (Ш×В×Г) 405×146×341 мм (с выступающими частями)
Масса 6,3 кг
Потребляемая мощность (220—240 В) 360 Вт максимум, менее 0,5 Вт в ждущем режиме
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки
  • проектор
  • кабель питания (европейская вилка)
  • кабель питания (вилка США)
  • ИК-пульт ДУ и два щелочных элемента питания АА для него
  • краткое руководство
  • CD-ROM c инструкциями по эксплуатации на нескольких языках, PDF-файлы, есть на русском языке
Ссылка на сайт производителя JVC LX-NZ3BG
Розничные предложения

Внешний вид

Корпус проектора изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. Такой цвет предпочтителен для домашнего кинотеатра, расположенного в помещении со специальным затемнением. Для подтверждения высокого класса продукта торец ниши объектива имеет блестящее золотистое покрытие. Есть еще вариант проектора LX-NZ3W в белом корпусе. Белый цвет позволяет проектору быть не очень заметным под белым потолком в обычной комнате.

На верхней панели находятся регуляторы сдвига объектива, а также контрольная панель с прозрачным тонированным окошком ИК-приемника, кнопками и индикаторами состояния.

Интерфейсные разъемы помещены в неглубокую нишу на задней панели.

На вертикальную плоскость этой ниши наклеен лист прочного пластика — металлические края разъемов видимых царапин на нем не оставляют, — правда его нет около разъемов HDMI. Подписи к разъемам хорошо читаемые только при прямом отражении света. Также на задней панели можно обнаружить разъем питания и разъем для кенсингтонского замка. Основная заборная решетка вентиляции находится на левом боку. Фильтра от пыли в проекторе нет, что, впрочем, типично для современных DLP-проекторов.

На стыке днища и левого бока есть скоба из пластика, за которую проектор можно пристегнуть к чему-то массивному, чтобы не украли. Горячий воздух выдувается вправо через решетку на правом боку.

Второй ИК-приемник — на передней панели за прозрачным тонированным круглым окошком.

Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками (примерно на 25 мм, пластиковая стойка) с резиновыми накладками. Эти ножки позволяют устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Сзади проектор опирается на ножку с широкой резиновой подошвой. В днище проектора вделаны четыре металлические втулки с резьбой, предназначенные для монтажа на потолочном кронштейне. Также есть две вентиляционные решетки, за одной из которых можно рассмотреть небольшой вентилятор, работающий на вдув.

Поставляется проектор в относительно небольшой коробке с прорезными ручками по бокам.

Пульт

Корпус ИК-пульта дистанционного управления изготовлен из пластика снаружи с черной матовой поверхностью. Сверху наклеена пластина из прочного пластика с фактурной поверхностью. Пульт толстоват, поэтому в руке лежит не очень удобно. Кнопки не очень мелкие (они из резиноподобного материала), подписи относительно читаемые. Кнопок немного. Ход кнопок недлинный, при срабатывании кнопок раздается выраженный щелчок. В заднем торце пульта есть гнездо миниджек 3,5 мм, которое обычно используется для проводного подключения пульта к проектору, но в данном случае на проекторе нет ответного разъема. Есть достаточно яркая синяя светодиодная подсветка, включающаяся при нажатии только на кнопку подсветки (Light), что неудобно, к тому же эта кнопка в темноте не фосфоресцирует, как это бывает. Выключается подсветка через 10 секунд после последнего отпускания кнопки пульта. Питается пульт от двух элементов питания AA, которые включены в комплект поставки.

Коммутация

Проектор оснащен двумя HDMI-входами и единственным аналоговым видеовходом — VGA. Входы HDMI неравнозначные, только HDMI1 (видимо, версии 2.0) поддерживает HDCP 2.2. С практической точки зрения это означает, что именно он поддерживает не просто видеосигнал с разрешением 4К, но и с максимально возможной цветовой четкостью (кодирование цвета 4:4:4) при частоте 60 кадр/с. Есть автоматическое обнаружение сигнала на входах (его можно отключить). Вход управления экрана с электроприводом можно подключить к разъему 12V Trigger, тогда, если будет включена опция Триггер 12 В, экран будет автоматически разворачиваться при включении проектора. Интерфейс RS-232 предназначен для дистанционного управления проектором, но подробностей мы не нашли. Разъем USB типа A предназначен только для подпитки внешних устройств (заявлено, что выдает до 1,5 А), например, его можно использовать для питания беспроводных приемников или микрокомпьютеров, подключенных к HDMI. Разъем Mini-USB используется в сервисных целях для обновления микропрограммы в частности. Стереоскопический режим данным проектором не поддерживается.

Меню и локализация

Меню строгое, оно имеет черно-серо-белое оформление с оранжевым акцентом. Шрифт меню достаточно крупный и удобочитаемый.

Настроек не очень много. Навигация удобная, списки зациклены, что ускоряет навигацию. Таймаут автоматического выхода из меню настраивается вплоть до отключения. Есть возможность выбрать расположение меню на экране. Самая нижняя строчка содержит подсказку по функциям одной-двух кнопок. При настройке некоторых параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только название настройки, ползунок и текущее значение, что облегчает оценку вносимых изменений картинки (белый прямоугольник — это вся область вывода изображения).

Есть русская версия меню, перевод адекватный, непереведенных мест и ошибок мало. К проектору прилагается напечатанное краткое руководство пользователя, а также CD-ROM с полным руководством пользователя виде набора PDF-файлов. Руководство доступно на сайте производителя.

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране осуществляются вращением внешнего кольца на объективе, а регулировка фокусного расстояния — рычажком рядом. Два регулятора на верхней панели позволяют смещать границы проекции так, что картинка смещается максимум на 60% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 23% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали.

Для облегчения настройки проекции можно кнопкой пульта или из меню вывести на экран тестовый шаблон. Есть несколько режимов трансформации — достаточно, чтобы привести в соответствие формат области проекции и распространенные форматы видео.

Отдельная настройка влияет на обрезку краев, она позволяет немного увеличить картинку так, что исходное изображение по периметру выходит за область проекции. Кнопка Hide на пульте временно приостанавливает проекцию изображения. В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, поэтому его можно размещать на уровне переднего ряда зрителей или за ним.

Настройка изображения

На картинку большое влияние оказывает профиль изображения (список ТТ), поэтому начинать настройку имеет смысл с выбора того профиля, который лучше подходит под текущие условия.

За основу для одного из двух пользовательских профилей (имя им можно задать свое) можно взять один из трех встроенных профилей. Далее настройками можно подправить цветовой и яркостный баланс, степень повышения контурной резкости и т. д.

Дополнительные возможности

Есть функция автоматического включения при подаче энергии, таймер на выключение при отсутствии сигнала, блокировка кнопок на корпусе, кроме кнопки включения/выключения и защита паролем.

Входам можно задать свои имена.

Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива так, что низ изображения находился примерно на оси объектива. Результаты измерений (если не указано иное, то установлено минимальное фокусное расстояние, источник включен на высокой яркости, выбран профиль Dynamic и отключено динамическое управление яркостью источника света):

Режим источника света Световой поток
Норм. 2740 лм
Eco 1830 лм
Равномерность
+7%, −19%
Контрастность
285:1

Максимальный световой поток немного ниже паспортного значения (заявлено 3000 лм). Равномерность освещенности для проектора хорошая. Контрастность для DLP-проектора не высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Режим источника света Контрастность full on/full off
Норм. 680:1
Переменная Низкий 2100:1
Переменная Высокий 2300:1

Контрастность full on/full off даже для современных DLP-проекторов также не очень высокая. Она уменьшается в режимах с цветокоррекцией и увеличивается при увеличении фокусного расстояния и/или выборе режимов с динамической регулировкой яркости источника света. В последнем варианте такое управление световым потоком нисколько не влияет на реальный контраст в кадре, но восприятие темных сцен может улучшаться. Отметим, что в режиме Dynamic после нескольких секунд вывода черного поля во весь экран источник света отключается совсем. Это не имеет особой практической пользы, но позволяет производителю указывать в характеристиках бесконечное значение контрастности.

Ниже приведен график зависимости яркости от времени при переключении с вывода черного поля на вывод белого поля после 5-секундного периода вывода черного поля для случая, когда режим с динамическим управлением яркости источника света выключен, и для двух вариантов его работы:

Видно, что подстройка яркости выполняется относительно быстро, примерно за 0,3 с.

В качестве источника света в данном проекторе используются синий лазерный светодиод и вращающийся круг с люминофором, превращающий часть синего света в желтый и зеленый (схема LD + P/W). Принцип работы такого DLP-проектора объясняется по этой ссылке, вариант — Laser Phosphor Technology based on 1-chip DLP Technology. Для этого источника света заявлен срок службы до 20 000 часов, что на порядок больше типичного срока службы ртутной лампы. Конечно, это не означает, что любой конкретный проектор сможет проработать все эти 13 с лишним лет (если использовать его по 4 часа в день), но все же периодических проблем с заменой лампы уже точно не будет.

Анализ зависимостей яркости от времени показал, что частота чередования красного и синего цветов составляет 120 Гц при сигналах 60 кадр/с, а чистого желтого и зеленого — 240 Гц. То есть светофильтр имеет скорость условно между 2× и 4×. Эффект «радуги» присутствует, но выражен не очень сильно. Вращающийся светофильтр, по всей видимости, наряду с сегментами красного, зеленого и синего цветов содержит сегмент желтого цвета, что позволяет увеличивать яркость белых (и желтых) участков изображения. Как и во всех DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

Реальная гамма-кривая зависимости от значения настройки Выберите гамму. Числовые значения этой настройки близки к показателям аппроксимирующей степенной функции. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами, полученный при последовательном выводе 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в случае Выберите гамму = 2.2:

Из графика следует, рост прироста яркости более-менее равномерный, и почти каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. В светах есть завал на один оттенок, но в близком к черному диапазоне различаются все оттенки:

Реальная гамма-кривая лучше всего аппроксимируется степенной функцией с показателем 2,14, что чуть-чуть ниже стандартного значения 2,2, при этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от степенной зависимости:

Звуковые характеристики и потребление электроэнергии

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка Потребляемая от сети мощность, Вт
Высокой яркости + e-shift 37,2 тихо 267
Высокой яркости 37,2 тихо 260
Низкой яркости + e-shift 31,3 очень тихо 200
Низкой яркости 31,3 очень тихо 192

По кинотеатральным меркам проектор в режиме низкой яркости является очень тихим устройством. Шум равномерный и не раздражает. Включение e-shift на уровень шум не оказывает никакого влияния.

Тестирование видеотракта

HDMI-подключение к компьютеру

При таком способе подключения к порту HDMI1 и в случае подходящей видеокарты поддерживается режим вплоть до 3840 на 2160 пикселей и 60 Гц кадровой частоты при кодировании цвета 4:4:4 (то есть без снижения цветового разрешения) с глубиной 8 бит на цвет. Белое поле выглядит равномерно освещенным, цветных разводов нет. Равномерность черного поля хорошая, бликов на нем нет. Геометрия почти идеальная, только при вертикальном сдвиге длинный дальний от оси объектива край проекции прогибается внутрь где-то на 3 мм при порядка 2 м ширины. Четкость высокая. Хроматических аберраций в центре практически нет и только к углам можно заметить бледную кайму толщиной порядка 0,5 пикселя у границ контрастных объектов. Равномерность фокусировки хорошая. Проектор меняет частоту обновления с 60 Гц на 50 Гц в случае сигнала с 50 кадр/с. В случае сигналов с 25 и 24 кадр/с частота обновления остается 60 Гц, поэтому кадры выводятся с чередованием длительности.

HDMI-подключение к бытовому плееру

В данном случае HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Цвета правильные, слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. В случае сигнала 1080p при 24 кадр/с кадры выводятся с чередованием длительности 2:3. Яркостная и цветовая четкость всегда высокая и определяется только типом видеосигнала.

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов только для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для смежных кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — почти всегда выводятся по полям. Есть сглаживание зубчатых диагональных границ двигающихся объектов в случае чересстрочного видеосигнала.

В данном проекторе есть функция увеличения разрешения относительно физического разрешения матрицы. Она имеет фирменное название e-shift. В этом режиме каждый исходный кадр сначала масштабируется (если это требуется) до разрешения 4К, затем разбивается на четыре подкадра с разрешением 1920×1080 пикселей (это физическое разрешение матрицы), которые выводятся последовательно с частотой 240 Гц со сдвигом на 0,5 пикселя первого подкадра вверх, второго — вправо, третьего — вниз и четвертого — влево. Таким образом с частотой 60 Гц формируется изображение, разрешение которого условно в 4 раза выше разрешения матрицы DMD. Соответствующий набор микросхем разработан компанией Texas Instruments, ею же осуществляется поддержка разработчиков, внедряющих эту технологию в проекционные системы. Подобные технологии применяются и в случае проекторов с ЖК-матрицами (просветными и на отражение).

Результирующее изображение не имеет истинного разрешения 4К, так как пиксели подкадров частично накладываются друг на друга, что снижает итоговую четкость сформированного кадра. Например в левой части на снимке ниже в случае истинного 4К должны хорошо различаться вертикальные полоски через пиксель, но они частично сливаются:

Тем не менее положительный эффект есть, изображение становится более «аналоговым», так как практически исчезает и так едва заметная пиксельная решетка, при этом детализация возрастает, например, мелкий текст становится более читаемым. Это подтверждают приведенные ниже фрагменты изображения с выключенным и включенным режимом увеличения разрешения до 4К при исходном сигнале 4К:

Функция e-shift выключена. Разрешение низкое и видна пиксельная решетка.

Функция e-shift включена. Разрешение высокое и пиксельная решетка не видна.

Результат очень хороший. Если это и не истинное 4К-разрешение, то что-то очень близкое к нему.

Под Windows 10 вывод в режиме HDR на данный проектор возможен при выборе соответствующих опций в настройках дисплея. При разрешении 4К и 60 Гц вывод идет в режиме 8 бит на цвет, дополненных динамическим смешением цветов, видимо, с помощью видеокарты на аппаратном уровне. При 30 Гц — 10 бит на цвет.

Воспроизведение тестовых видеороликов с 10-битным цветом и плавными градиентами показало, что градаций оттенков гораздо больше, чем при простом 8-битном выводе без HDR. Результат хороший, как при сигнале 8 бит на цвет с динамическим смешением цветов, так и при сигнале 10 бит на цвет. Впрочем, наличие динамического смешения цветов на темных оттенках в любом случае видно невооруженным глазом.

Определение времени отклика и задержки вывода

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. Для сигналов 4К или 1080p при 60 Гц кадровой частоты (e-shift включен) эта полная задержка вывода изображения составила порядка 50 мс. Такая задержка будет чувствоваться в очень динамичных играх, а также в некоторых случаях и при работе за компьютером.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Цветовой охват немного меняется в зависимости от выбранного профиля (режима). Например, в режиме Dynamic охват самый широкий:

А в режимах Natural и Cinema охват чуть-чуть у́же. В случае контента с охватом sRGB цвета имеют более-менее естественную насыщенность. Ниже приведены спектры белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при выборе самого яркого встроенного профиля Dynamic:

Видно, что красный и зеленый цвета разделены слабо, а в случае синего пик очень узкий, что характерно для лазерного излучения. Спектр белого всегда выше спектров чистых цветов (в средней области в основном за счет добавленного желтого цвета), что приводит к дисбалансу яркости чистых цветов относительно яркости белого цвета.

Для количественной характеристики дисбаланса яркости между белыми и цветными областями приведем относительную величину яркости белого в процентах от суммы яркостей красного, зеленого и синего:

Режим Относительная яркость белого, %%
Natural 180
Cinema 190
Dynamic 220

Видно, что яркость белого существенно выше яркости цветных участков, особенно в самом ярком режиме Dynamic.

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) для самого яркого режима (выбран профиль Dynamic) и для профилей Natural и Cinema. Укажем, что близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.

Даже в случае самого яркого режима цветовая температура достаточно близка к стандартным 6500 К, при этом она не очень сильно изменяется от оттенка к оттенку — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса. Тогда как ΔE в ярком режиме очень высокая, настолько, что глаза уже не адаптируются и белые участки изображения имеют видимый зеленоваты оттенок. В случае профилей Natural и Cinema ситуация лучше и ΔE на шкале серого ниже 10 единиц, хотя вариация от оттенка к оттенку довольно большая. Разумеется, чем точнее настроена цветопередача, тем ниже яркость и контраст. Тут уж придется выбирать, что важнее.

Выводы

По совокупности характеристик JVC LX-NZ3BG можно рекомендовать к использованию в составе продвинутого домашнего кинотеатра в том случае, когда приоритетом является высокая яркость, то есть возможность проекции на очень большой экран в затемненном помещении или на небольшой при существенном уровне внешней освещенности. В случае контента 4К проектор обеспечит разрешение изображения, близкое к настоящему Ultra HD, а более доступный контент Full HD на этом проекторе выводится с уменьшенной пикселизацией, почти в аналоговом виде. Не исключено использование JVC LX-NZ3BG в качестве стационарного проектора для проведения презентаций и пр. При этом лазерно-люминофорный источник света с очень долгим сроком службы позволит сократить расходы на периодическое обслуживание и связанные с ним простои в работе.

Достоинства:

  • «Вечный» лазерно-люминофорный источник света
  • Динамическое увеличение разрешения до 4К
  • Поддержка разрешения 4К/60p и HDR на входе
  • Регулируемый вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива
  • Минимальные геометрические искажения проекции
  • Пульт ДУ с подсветкой
  • Удобное и русифицированное меню
  • Функции защиты от кражи и несанкционированного использования

Недостатки:

  • Заметный дисбаланс яркости между белыми и цветными областями
  • Вариация длительности кадров в случае сигналов 24 и 25 кадр/с

Полный текст статьи читайте на iXBT

Опубликовано: 28 января 2021
↓