Если внимательно рассматривать фотографии советских танков довоенного периода, то на башнях можно увидеть линии, явно нанесённые вручную с помощью краски. Зачем это делали и почему перестали?
Рассказываем, зачем они были нужны и почему не дожили до Великой Отечественной войны
Разноцветные линии на советских танках являлись своего рода тактической маркировкой, которая использовалась для обозначения принадлежности бронетехники к тому или иному воинскому формированию. Их расшифровку можно найти в Боевом уставе механизированных войск Рабоче-крестьянской Красной армии начала 1930-х годов. На самом деле, всё относительно просто.
Для маркировки танков использовались четыре основных цвета: красный, белый, чёрный и синий, но в уставе также можно найти упоминания и жёлтого цвета. Подразумевалось, что можно использовать и любые другие цвета в соответствии с установкой командования, если первых четырёх окажется недостаточно для обозначения всех формирований в составе воинского подразделения.
Каждый цвет соответствовал номеру подразделения, линия — типу подразделения. Красный — первый, белый — второй, чёрный — третий, синий — четвёртый. Прямая неразрывная линия — обозначение батальона, пунктирная — роты. Квадрат с цифрой внутри — обозначение взвода и порядковый номер отдельного танка в составе взвода.
Например, прямая красная линия с пунктирной белой и чёрным квадратом с цифрой 2 будет означать второй танк 3-го взвода 2-ой роты 1-го батальона. Но на практике эта система оказалась слишком сложна и к концу 1930-х годов от неё решено было отказаться. Кроме того, нанесение маркировки требовало от военных наличия изрядного количества краски разных цветов.